Звездопад

Информационный паспорт дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
«Звездопад»
Автор-составитель - педагог дополнительного образования МАУДО
«ЦДОД «Дар» Н.В.Грибова;
Год разработки: 1995 год;
По степени авторства: модифицированная
По направленности: художественная;
По возрасту: от 5 до 17 лет;
По уровню усвоения образовательного процесса: общекультурная;
По форме организации содержания и процесса педагогической
деятельности: однопрофильная;
По форме организации детей – групповая;
По функциональному назначению: уровневая;
По продолжительности реализации: 8 лет;
По времени реализации – долгосрочная;
По целевой установке: личностно-ориентированная (развивающая
художественное творчество);
По гендерному составу: ориентирована на девочек и мальчиков;
Основание для разработки программы: актуальность танцевального
направления, возраст и уровень обучения воспитанников
Цель программы:
Формирование знаний, умений, навыков эстрадного танца, развитие
индивидуальных возможностей и творческих способностей детей
посредством хореографии, оказание помощи в профессиональной
ориентации.
Задачи программы:
обучающие:
- обучать детей приемам самостоятельной и коллективной работы,
самоконтроля и взаимоконтроля;

- обучать приемам актерского мастерства;
- обучать навыкам правильного и выразительного движения в области
эстрадной и современной хореографии;
развивающие:
- развивать физические данные ребенка, улучшать координацию
движений;
- развивать хореографические навыки;
- развивать активность и самостоятельность;
- развивать мышления детей средствами хореографии;
воспитательные:
- формировать мотивацию на ведение здорового образа жизни;
- создать условия для развития общей культуры личности ребенка
- воспитывать патриотизм и любовь к искусству;
Планируемые результаты.
В результате занятий дети овладевают танцами и сложными
танцевальными движениями, умеют строить разнообразные рисунки танца,
овладевают знаниями, умениями работы с атрибутами танца (вуаль, трость,
веер и другие), способны показать свое мастерство на концертах, конкурсах,
фестивалях. В конце освоения программы
дети должны знать:
- термины эстрадного танца разных стилей: восточного, спортивного,
народного;
- основы движений, манеру исполнения, названия танцев;
- историю возникновения танца, биографию выдающихся
хореографов;
- использование костюма, аксессуаров, макияжа;
дети должны уметь:
- свободно, раскованно, непринуждённо, эмоционально двигаться в
соответствии с музыкальным характером произведения, стиля, направления;

- ориентироваться в пространстве, свободно исполнять танцы
программного репертуара;
- импровизировать на заданную музыку или свободную тему;
- работать в едином коллективе, в парах, индивидуально;
- участвовать в показательных выступлениях на сценах района,
города, края;
- общаться со зрителем мимикой, жестами, движениями;
дети должны выполнять
- выученные движения и танцы программного репертуара;
- танцы собственного сочинения.
Отслеживание результатов, теоретических и практических знаний,
уровня освоения программы предполагается различными формами
мониторинга: наблюдение, выступление, анкетирование, контрольное
занятие, викторины, диагностика.

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Звездопад»
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Звездопад» составлена в соответствии с:
- Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ
от 29.12.2012г.;
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030
года (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
- Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановлением главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648 - 20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи (зарегистрировано 18.12.2020);
-

Методическими

рекомендациями

по

проектированию

дополнительных общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки РФ от
18.11.2015 № 09-3242);
- Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
-

Приказом

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями,

осуществляющими

образовательную

деятельность,

электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;

- Примерными требованиями письма Министерства образования и
науки РФ «О примерных требованиях к программам дополнительного
образования детей» от 11 декабря 2006 года №06-1844;
- Уставом МАУДО «ЦДОД «Дар»;
- Локальными актами МАУДО «ЦДОД «Дар».
Направленность

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программы «Звездопад» – художественная. Программа
дополнительного

образования

«Звездопад»

направлена

на

изучение

эстрадного танца, музыкально-ритмическое воспитание, что является
немаловажным в системе художественного образования и формирования
личности ребенка, на обогащение знаниями основ хореографического
искусства, развитие артистических, исполнительских способностей детей,
высокого общефизического, социального, интеллектуального, нравственного
уровня.
Учитывая требования современного дополнительного образования,
программа

реализует

следующие

идеи

(основные)

при

реализации

программы:
- развитие мотивации детей к познанию и творчеству;
- содействие личностному и профессиональному самоопределению
учащихся, их адаптации в современном динамическом обществе;
- приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой
культуры и искусству;
- сохранение и охрана здоровья детей;
- ориентацию индивидуальных особенностей учащегося.
Актуальность. Раскрытие и реализация способностей детей стоит
одной из первоочередных задач не только родителей, но и дополнительного
образования.

Актуальность

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программы «Звездопад» заключается в предоставлении
ребёнку подростку спектра возможностей по реализации его интересов и
состоит в том, что она представляет собой синтез классической, народной и

современной хореографии, то есть широкий спектр хореографического
образования.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Звездопад» актуальна для города Кунгура тем, что очень востребована
среди

детского

населения,

а

результаты

освоения

образовательной

программы, то есть концертные номера, востребованы на концертных
площадках города к каждому городскому мероприятию.
Для

учащегося

двигательную

программа

скованность

актуальна

детей,

ребёнок

тем,
по

что

раскрепощает

освоению

программы

становится более активным, правильно формируется осанка, появляется
лёгкость в движениях, ребёнок творчески раскрывается. Программный
материал нацелен на всестороннее развитие ребёнка, на приобщение его к
здоровому образу жизни, на формирование нравственных ценностей; на
патриотическое воспитание учащихся.
Новизна программы заключается в личностно-ориентированном
обучении. Задача педагога состоит не в том, чтобы ускорить развитие
творческих способностей, а создать каждому ребёнку все условия для
наиболее полного раскрытия и реализации имеющихся способностей.
Содержание

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программы заключается в том, что она совмещает
несколько направлений эстрадного танца:
- спортивный с элементами уличных движений;
- современный танец, с наметившимися внутри него тенденциями
тематического
-

сюжетно-характерный

разнообразия;
танец

во

всех

танцевальная

разновидностях

(сюжетноминиатюра);

- народный танец, решенный по схеме построения эстрадного танца или
народно – стилизованный;
-

восточный

- танец с атрибутами (вуали, цветы, трости).

танец;

Педагогическая целесообразность. Представив хореографию во
всем ее многообразии, дав возможность ребенку попробовать себя в
различных направлениях, мы тем самым открываем более широкие
перспективы для самоопределения и самореализации каждого учащегося.
Хореографические занятия формируют у учащихся творческие способности,
чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность. Долгосрочность
программы позволяет решать вопросы допрофессиональной подготовки и
личностного развития.
Цель программы:
Формирование знаний, умений, навыков эстрадного танца, развитие
индивидуальных
посредством

возможностей

хореографии,

и

оказание

творческих
помощи

способностей
в

детей

профессиональной

ориентации.
Задачи программы:
обучающие:
- обучать детей приемам самостоятельной и коллективной работы,
самоконтроля и взаимоконтроля;
- обучать приемам актерского мастерства;
- обучать навыкам правильного и выразительного движения в области
эстрадной и современной хореографии;
развивающие:
- развивать физические данные ребенка, улучшать координацию
движений;
- развивать хореографические навыки;
- развивать активность и самостоятельность;
- развивать мышления детей средствами хореографии;
воспитательные:
- формировать мотивацию на ведение здорового образа жизни;
- создать условия для развития общей культуры личности ребенка
- воспитывать патриотизм и любовь к искусству;

Отличительные
дополнительной

особенности.

общеобразовательной

Отличительная

особенность

общеразвивающей

программы

«Звездопад» заключается в том, что она состоит из двух уровней: базовый «Танцевальный калейдоскоп» и углублённый - «Разноцветие», которые
включают в себя работу с разными возрастными категориями учащихся.
Базовый уровень «Танцевальный калейдоскоп» включает в себя работу с
учащимися от 5 до 11 лет, 1-4 годов обучения. Углублённый уровень
«Разноцветие» включает в себя работу с детьми 11-17 лет 5-8 годов
обучения, является продолжением базового уровня. Таким образом,
соблюдается преемственность при освоении программы: дети, освоив первый
этап обучения – базовый уровень «Танцевальный калейдоскоп», переходят на
второй уровень освоения пятый год обучения, и занимаются по программе
углублённого уровня «Разноцветие». Также по данной программе могут
заниматься дети, получившие ранее подготовку в других танцевальных
коллективах и имеющие первоначальные навыки по ориентировке в
пространстве, координации движений, развитию музыкального слуха и
психологических особенностей ребенка. Дети, подходящие по возрасту и
успешно прошедшие входную диагностику, могут быть зачислены сразу в
группу более старшего года обучения.
Таким образом, данная программа ориентирована на детей с высокой
мотивацией к хореографии, построена по принципу преемственности и
предусматривает различный уровень хореографической подготовки при
поступлении учащегося в детское объединение.
Участниками реализации программы являются учащиеся от 5 до 17
лет (включительно), объединенные интересом к хореографии.
В соответствии с «Нормативной наполняемостью групп и объёма
учебной

нагрузки,

программ

для

муниципальных

организаций

дополнительного образования» города Кунгура группа может состоять из 15
учащихся. В детское объединение принимаются дети не имеющие
специальные хореографические навыки.

1 год обучения – 5-6 лет;
2 год обучения – 7-8 лет;
3 год обучения – 8-9 лет;
4 год обучения – 9-10 лет;
5 год обучения – 11-12 лет;
6 год обучения – 12-13 лет;
7 год обучения – 14-15 лет;
8 год обучения – 15-17 лет.
Исключение: в группу могут быть зачислены дети и другого возраста
с другого года обучения, если, пройдя тестирование и входящий мониторинг,
их знания и умения соответствуют уровню обучения данной возрастной
группы.
Возрастные особенности детей от 5 до 17 лет.
Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей
учащихся.
Одним из главных педагогических принципов при реализации
программы «Звездопад» является учёт возрастных и психологических
особенностей учащихся, занимающихся в детском объединении.
Возраст учащихся от 5 до 7 лет является очень важным возрастом в
развитии познавательной и двигательной сфер ребенка, интеллектуальной и
личностной. Это наиболее благоприятный период для развития всех
познавательных процессов детей: внимания, восприятия, мышления, памяти,
воображения. Благоприятен период для формирования правильной осанки
ребёнка, что учитывает содержание дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Звездопад». Ведущая деятельность у детей
указанного возраста игровая, но совмещая игру с требованиями к занятиям
педагог постепенно воспитывает в детях ответственное отношение к
хореографии.
У учащихся в возрасте 7-10 лет актуальными в развитии являются
любознательность, потребность в игре, повышенная потребность в движении,

дети в этом возрасте любят совместную деятельность, что учитывает педагог
при подборе форм, методов, подходов к организации образовательной
деятельности, подбором креативных хореографических упражнений и
заданий. Учебная деятельность в этом возрасте только ещё формируется как
ведущая. Обучение должно побуждать целенаправленно к анализу их
впечатлений от воспринимаемых объектов, осознанию их свойств и
действий. В этом возрасте появляется способность к самоорганизации своей
деятельности, развивается образное мышление, учитывая это, педагог
подбирает учебные упражнения и задания более высокого уровня, чем для
старших дошкольников.
У детей 10-12 лет происходит смена приоритетов, изменение
психологического равновесия, неустойчивость воли, настроения, идет
развитие теоретического мышления в доступных для этого возраста формах,
педагог применяет на занятиях задания и упражнения, учитывающие данные
факторы. В этом возрасте важно учить учащихся реально оценивать
результаты своей деятельности, воспринимать не только похвалу, но и
адекватно реагировать на критику, радоваться не только своим успехам, но и
успехам других.
Дети 13-17 лет. Подростковый период – важный и трудный этап в
жизни человека, время выборов, которое во многом определяет всю
последующую жизнь. Подростковый возраст начинается с изменения
социальной ситуации развития. Специфика социальной ситуации развития
заключается в том, что подросток находится в положении между взрослым и
ребенком. У подростка возникает сильное желание быть взрослым,
стремиться отстоять свою независимость от взрослых. Все к чему подросток
привык с детства, подвергается переоценке. В этом возрасте появляются
новые

психологические

особенности:

самосовершенствование

и

самоопределение, которые связаны со стремлением стать интересным,
умным, ярким, разносторонним; повышение значимости собственных
ценностей; превращение частных самооценок отдельных личностных качеств

в общее, целостное самоотношение. Подросток выбирает ту деятельность,
где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к
самостоятельности; удовлетворить потребность в признании со стороны
взрослых, реализации своей индивидуальности. Педагог, при создании
хореографической композиции, индивидуализирует каждого учащегося
отведя ему в хореографической постановке особое место, особые движения,
особое внимание, что несомненно позволяет каждому учащемуся проявить
свою индивидуальность ещё ярче. Но в тоже время, работая в команде, дети
понимают важность за общее дело, что формирует в них ответственность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Звездопад» направлена на привлечение подростка к любимому делу.
Развивает

стремление

самосовершенствоваться

в

выбранном

виде

деятельности, в данном случае - в хореографии. Для подростка хореография
представляется чрезвычайно интересной и важной.
Посредством освоения программы «Звездопад» учтены основные
признаки психолого-возрастных особенностей учащихся подросткового
возраста:
1. Развитие гибкости мышления и зоркостью в поисках и решениях
проблем, закладывание основ гипотетико-рассуждающего (абстрактнологического)

мышления.

Подросток

находит

способы

применения

абстрактных правил для решения целых классов задач. Это свидетельствует о
высоком потенциале развития способности к переносу опыта. Овладение
подростком в процессе обучения такими мыслительными операциями как
классификация, аналогия, обобщение способствует эффективному развитию
способности

к

сближению

понятий,

определяющейся

легкостью

анализирования и отдаленностью анализируемых понятий, высокое качество
этих

показателей

определяется

особенностями

теоретического

рефлексивного мышления, которые позволяют подросткам анализировать
абстрактные идеи.

2. Развитие воображения на основе самостоятельного фантазирования.
Рассматривая особенности подросткового возраста, в связи с повышением
интеллектуального развития подростка ускоряется и развитие воображения.
Сближаясь с теоретическим мышлением, воображение дает импульс к
развитию творчества подростков. Суть изменения - в переходе от нагляднообразного мышления и начальных форм словесно-логического к гипотетикорассуждающему мышлению, в основе которого лежит высокая степень
обобщённости и абстрактности.
3. Повышение мотивации к учебной деятельности. В качестве
условия, повышающего моральную устойчивость, выступает идеал. Мощным
фактором саморазвития в старшем подростковом возрасте становится
появившийся интерес к вопросу "Каким я могу стать в будущем?" Именно с
таких

размышлений

начинается

перестройка

мотивационной

сферы,

обусловленной ориентацией на будущее.
4. В старшем подростковом возрасте развитие самостоятельности при
выполнении заданий. Ведущая деятельность в юношеском возрасте —
познавательная. В 16-17 лет уже определяется свой собственный (далекий от
идеала, но реально действующий) стиль выполнения заданий и творческих
работ.
Сроки реализации программы
Продолжительность программы «Звездопад» восемь лет обучения (4
года освоение базового уровня «Танцевальный калейдоскоп»; 4 года по
освоение углублённого уровня «Разноцветие»), но образовательный процесс
может

продлиться

в

зависимости

от

желания

учащегося

и

его

индивидуальных особенностей. По программе 8 года обучения могут
заниматься дети, которые прошли курс 8-летнего обучения, но желают
заниматься далее. Работа с такими детьми ведется по специальноразработанному образовательному маршруту.
Условия реализации программы
- формирование группы

- обеспечение безопасности детей на занятии
- создание положительных межличностных отношений в коллективе
- целесообразное расходование времени
- поддерживание принципов обучения
- учет возрастных и индивидуальных особенностей
- правильно подобранный музыкальный и танцевальный материал
- выбор оптимальных форм, методов, средств и приемов обучения
- создание ситуации успешности;
Этапы реализации программы
1 этап – организационный:
- выявление творческого потенциала воспитанников посредствам
входной диагностики (анкетирование, тестирование, беседы, наблюдения);
2 этап – основной:
- формирование знаний, умений и навыков;
- развитие творческих способностей;
- создание ситуации успеха,
- самостоятельное творчество;
3 этап – оценочный:
- проведение диагностических срезов с последующим анализом;
- обобщение опыта.
Формы и режим занятий
Учебная нагрузка и режим занятий учащихся определяются в
соответствии с действующими санитарными нормами.
В зависимости от общей педагогической нагрузки, количества детей и
расписания занятий в школе, занятости детей программа в каждой
возрастной группе может быть рассчитана от 144 до 216 часов, на первом
году обучения не более 144 часов.
Основной формой работы на занятиях является групповое занятие.
При организации образовательного и воспитательного процессов
программа предполагает индивидуальный подход и коллективную работу.

Для

наиболее

успешных

и

одаренных

детей

проводятся

дополнительные репетиции с целью участия их в концертных программах,
конкурсах и фестивалях детского и юношеского творчества.
Формы организации занятий. Для наиболее успешного выполнения
поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрено
проведение как теоретических, так и практических занятий.
Основная форма организации занятия – практические занятия.
Именно через практику дети лучше усваивают теоретический материал.
Виды занятий:
1. Вводное занятие. Предполагают знакомство детей с программой
обучения, основными идеями, выдающимися хореографами, введение в темы
занятий.

Дети

получают

инструктаж

по

технике

безопасности,

противопожарной безопасности.
2. Обучающее занятие. На занятиях детально разбираются движение.
Обучение начинается с раскладки и разучивания упражнений в медленном
темпе. Объясняется приём его исполнения. На занятие может быть введено
не более 2-3 комбинаций.
3. Занятие по закреплению материала. Предполагают повтор
движений или комбинаций не менее 3-4 раз. Первые повторы исполняются
вместе с педагогом. При повторах выбирается кто - то из ребят,
выполняющих движение правильно, лучше других, или идёт соревнование –
игра между второй и первой линиями.
4.

Итоговые

занятия.

Дети

практически

самостоятельно,

без

подсказки, должны уметь выполнять все заученные ими движения и
танцевальные комбинации. Педагог подводит итог выученной темы или итог
за полугодие.
5. Импровизационная работа. На этих занятиях дети танцуют
придуманные ими вариации или сочиняют танец на тему, данную им
педагогом.

6. Контрольное занятие. На занятиях педагог проводит мониторинг по
знаниям, умениям и навыкам, фиксирует данные в таблице, проверяет
исполнения танцев программного репертуара.

Примерный план проведения учебного занятия
Вводная часть
(поклон)

Разминка

Подготовка верхней части

Растяжка нижней части

корпуса (позвоночник, плечи, голова,

корпуса (ягодичные мышцы, бедра,

руки, прыжки)

икры, стопы)

Основная часть занятия

Разучивание нового материала

Повторение и отработка
пройденного материала

Заключительная часть
(замечания, указание, оценка, домашнее задание, поклон)

Методы и приемы обучения
При организации образовательного процесса используется широкий
спектр методов и приемов.
Методы:
- наглядный;
- словесный;
- практический;
Приемы:
- диалоговое общение;
- создание ситуации успеха;
Формы:
- работа в группах;
- в парах;
- индивидуальная работа;
Работа проходит в три этапа:
I – ознакомление, разучивание;
II – углубление, уточнение, дополнение;
II – закрепление, самостоятельное выполнение, совершенствование.
Педагогические принципы
Основой

для

построения

программы

явились

следующие

педагогические принципы:
- принцип вариативности и свободы выбора необходим для
самореализации личности.
- принцип эмоциональной насыщенности. Занятия искусством дают
основу для создания среды, богатой ценностным общением, стимулируют
положительные эмоции, благоприятно влияющие на физическое и душеное
здоровье учащихся и побуждающие ребенка к дальнейшему развитию.
- принцип креативности предполагает развитие и активизацию
творческих способностей каждого ребенка.

- принцип индивидуализации имеет значение для осуществления
личностно-ориентированного подхода в процессе эстетического воспитания
и творческого развития личности учащихся.
- принцип диалогичности предусматривает овладение детьми языком
искусств, не просто усвоение предлагаемого материала, а познание мира
через активный диалог с ним.
-

принцип

систематичности

и

преемственности

содержания

эстетического воспитания и хореографического образования.
- принцип единства содержания и формы помогает в совершенной
форме усвоить изучаемый материал.
Планируемые результаты
В результате занятий дети овладевают танцами и сложными
танцевальными движениями, умеют строить разнообразные рисунки танца,
овладевают знаниями, умениями работы с атрибутами танца (вуаль, трость,
веер и другие), способны показать свое мастерство на концертах, конкурсах,
фестивалях. В конце освоения программы
дети должны знать:
- термины эстрадного танца разных стилей: восточного, спортивного,
народного;
- основы движений, манеру исполнения, названия танцев;
-

историю

возникновения

танца,

биографию

выдающихся

хореографов;
- использование костюма, аксессуаров, макияжа;
дети должны уметь:
- свободно, раскованно, непринуждённо, эмоционально двигаться в
соответствии с музыкальным характером произведения, стиля, направления;
- ориентироваться в пространстве, свободно исполнять танцы
программного репертуара;
- импровизировать на заданную музыку или свободную тему;
- работать в едином коллективе, в парах, индивидуально;

- участвовать в показательных выступлениях на сценах района,
города, края;
- общаться со зрителем мимикой, жестами, движениями;
дети должны выполнять
- выученные движения и танцы программного репертуара;
- танцы собственного сочинения.
Отслеживание результатов, теоретических и практических знаний,
уровня

освоения

мониторинга:

программы

наблюдение,

предполагается

выступление,

занятие, викторины, диагностика.

различными

анкетирование,

формами

контрольное

Задачи базового уровня «Танцевальный калейдоскоп»:
- вырабатывать навыки движений
- воспитывать эмоционально-отзывчивую личность
- учить исполнять танцы разнообразного характера, жанра
обучающийся будет знать:
- новые обозначения танцевальных элементов
- танцевальный репертуар
обучающийся будет уметь:
- владеть корпусом;
- координировать движения, согласовывая с музыкой;
-эмоционально и технически верно выступать перед зрителями.

Учебно- тематический план
1 год обучения (дети 5-6 лет)
№

Название темы

Всего
часов

Теория

Практика Форма
контроля

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Азбука движений

20

5

15

3.

Ритмика

30

5

25

4.

Детский танец

90

20

70

5.

Итоговое занятие

2

1

1

Итого

144

32

112

Итоговое
занятие,
концерт

Танцевальный репертуар
«Бабочки»

«Полька друзей»

«Танец с обручами»

«Поварята»

«Мы маленькие звезды»

«Пчёлки»

Задачи
- учить слушать и слышать музыку,
- учить ритмично двигаться, координировать движения
- различать характер танца, темп
- учить танцевальным движениям, танцам
учащийся будет знать:
- единые требования о правилах поведения в хореографическом классе, на
сцене и в других помещениях ЦДОД;
-требования к внешнему виду на занятиях;
- музыкальные размеры, темп и характер музыки;

- хореографические названия изученных элементов.
учащийся будет уметь:
- воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками;
- владеть корпусом во время исполнения движений;
- ориентироваться в пространстве;
- координировать свои движения;
- перестраиваться из одного рисунка в другой;
- исполнять хореографический этюд в группе;
- исполнять танцы репертуара

Учебно-тематический план
2 год обучения (дети 7-8 лет)
№

Название темы

Всего Теория Практика
часов

Форма
контроля

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Азбука движений

10

3

7

Итоговое
занятие,
концерт

3.

Ритмика

20

5

15

4.

Детский танец

70

15

55

5.

Эстрадный танец

40

10

30

6.

Итоговое занятие

2

1

1

Итого

144

35

109

Танцевальный репертуар:
«Танец с лентами»

«Принцессы»

«Хоровод»

«Куклы»

«Танец с зонтиками»

«Варись,кашка»

«Вальс цветов»

Задачи
- развивать координацию движений, ритмичность
- развивать ориентировку в пространстве
- учить двигаться пластично, мягко
- знакомить с танцами разных жанров

учащийся будет знать:
- термины азбуки танца,
- названия танцев;
- рисунки танцев;
учащийся будет уметь:
- грамотно исполнять элементы разных танцев танца;
- работать над выразительностью исполнения танцевального репертуара.
- исполнять танцы программного репертуара;
- работать с атрибутами танца;
- работать в парах, в группах

Учебно-тематический план
3 год обучения (дети 8-9 лет)
№

Название темы

Всего Теория Практика Форма
контроля
часов

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Детский танец

40

10

30

3.

Эстрадный танец

50

15

35

4.

Спортивный танец

30

10

20

5.

Импровизация

20

5

15

6.

Итоговое занятие

2

1

1

Итого

144

42

102

№

Название темы

Всего Теория
часов

Практик Форма
контроля
а

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Детский танец

60

5

55

3.

Эстрадный танец

90

10

80

4.

Спортивный танец

40

4

36

5.

Импровизация

20

5

15

6.

Итоговое занятие

4

1

3

Итого

216

26

190

Итоговое
занятие,
концерт

Итоговое
занятие,
концерт

Танцевальный репертуар:
«Не детское время»

«Две подружки»

«Вальс цветов»

«Спортивный микс»

«Хрустальные звезды»

«Восточный цветок»
«Цирк - Арлекин»

Задачи
- развивать пластичность, ритмичность движений
- учить двигаться в соответствии с разным темпом музыки
- учить работать в парах, в группах
- учить передавать эмоциональный образ
Обучающийся будет знать:
- названия новых танцевальных элементов и связок;
-названия танцев и движений;
Обучающийся будет уметь:
- выполнять движения и комбинации танца в медленном, умеренном и
ускоренном темпе;
- согласовывать движения корпуса, рук, ног;
- исполнять танцы программного репертуара;
- работать в парах;
импровизировать на заданную музыку;

Учебно-тематический план
4 год обучения (дети 9-10 лет)

№

Название темы

Всего
часов

Теория Практика Форма
контроля

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Детский танец

40

10

30

3.

Эстрадный танец

50

15

35

4.

Спортивный танец

30

10

20

5.

Импровизация

20

5

15

6.

Итоговое занятие

2

1

1

Итого

144

42

102

№

Название темы

Всего
часов

Теория Практика Форма
контроля

7.

Вводное занятие

2

1

1

8.

Детский танец

60

5

55

9.

Эстрадный танец

90

10

80

10.

Спортивный танец

50

5

45

11.

Импровизация

10

2

8

12.

Итоговое занятие

4

1

3

Итого

216

24

192

Итоговое
занятие,
концерт

Итоговое
занятие,
концерт

Танцевальный репертуар:
«Сказки приходят в дом»

«Русалки»

«Морячки»

«Колоски»

«Восточные мотивы»
«Спортивный хит»
«Танец огня»

Содержание базового уровня
I. Введение
Содержание и форма занятий. Внешний вид воспитанников. Роль подготовки
к занятиям. Дисциплина во время обучения. Взаимоотношения «учащиеся преподаватель» и отношения между детьми. Подготовка класса для занятий и
их режим. Анализ материала, освоенного за прошедшие годы. Цели и задачи
на учебный год.
II. Азбука музыкально-ритмического движения
Ориентировка в пространстве, построения и перестроения: круг, квадрат,
шахматный порядок, линейка, колонна, пары, тройки, диагональ. Построения
лицом к зрителю, спиной к зрителю, в центр, от центра и т.д.
Поклон мальчика, реверанс девочки. Позиции ног, позиции рук.
Исходное положение рук: на поясе, на юбке, в лодочке.
III. Ритмика
Связь музыки и движения. Понятие «мелодия». Характер мелодии: веселая,
грустная, торжественная. Зависимость движения от характера мелодии. Темп
музыки. Ускорение и замедление. Музыкальное вступление. Музыкальная
фраза. Начало и конец музыкальной фразы. Ритм музыки. Характеристика
музыкальных образов. Подбор выразительных движений для создания
образа.

Самостоятельное

использование

музыкально-двигательной

деятельности в импровизациях.
Упражнения, развивающие музыкальные чувство:
Марш «танцевальный шаг» (исполняется со сменой размеров и темпов).
Шаг на полупальцах с высоким подъемом колена.
Бег на полупальцах с высоким подъемом колена вперед, подскоки.

Повороты головы, наклоны головы.
Наклоны корпуса вперед, назад и в сторону.
Постановка корпуса.
Основные положения рук: вдоль корпуса, на поясе.
Прыжки (на двух ногах, на одной ноге, с поворотом).
Построения и перестроения в соответствии со структурой музыкальных
произведений.
Упражнения для развития силы мышц и подвижности суставов,
выворотности ног; исполняются стоя, в положении сидя, лежа на спине и на
животе.
Растяжки на полу.
Упражнения для гибкости спины.
IV. Детский танец
Движения, упражнения со скакалкой, платочком, лентой, обручем, цветком и
др. атрибутами.
работа в парах, индивидуальная, коллективная работа.
Постановочная работа:
- знакомство с музыкальным материалом постановки;
-изучение танцевальных движений;
-соединение движений в танцевальные композиции;
-разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах.
Музыка классическая, детская, разного жанра, разного характера, разного
темпа и ритма.

V. Эстрадный танец
Сюжетные танцы, образные, где прослеживается характер, смысл, зачин,
середина и финал танца.
Музыка различного характера. Движения разнообразные.
VI. Спортивный танец
танцы в ритме популярной клубной, ритмичной музыки, с помощью точных,
быстрых, резко выраженных движений: махи, прыжки, хлопки, повороты и
др. движения.
VII. Импровизация
Дети работают по заданной педагогом теме, придумывая свои движения,
этюды, композиции, работая по одному, в парах, в группах, в коллективе.
Музыка разного темпа, ритма, жанра. Темы различны.
VIII. Итоговые занятия
Подведение итогов по полугодиям: промежуточная и итоговая диагностика
на занятиях. Выступления, концерты перед родителями и другими
коллективами, поощрения и награждения.
В каждом разделе программы ведется репетиционная работа
- отработка элементов;
- работа над музыкальностью;
- развитие пластичности;
- синхронность в исполнении;
- работа над техникой танца;
- отработка четкости и чистоты рисунков, построений и перестроений;
- выразительность и эмоциональность исполнения.

Задачи углублённого уровня «Разноцветие»:
обучающие:
- обучать детей приемам самостоятельной и коллективной работы,
самоконтроля и взаимоконтроля;
- обучать приемам актерского мастерства;
- обучать навыкам правильного и выразительного движения в области
эстрадной и современной хореографии;
развивающие:
- развивать физические данные ребенка, улучшать координацию
движений;
- развивать хореографические навыки;
- развивать активность и самостоятельность;
- развивать мышления детей средствами хореографии;
воспитательные:
- формировать мотивацию на ведение здорового образа жизни;
- создать условия для развития общей культуры личности ребенка
- воспитывать патриотизм и любовь к искусству;

Учебно – тематический план
5 год обучения (дети 11 – 12 лет)
№

Название

Всего
часов

темы

Теория

Практика Форма
контроля

6.

Вводное занятие

2

2

-

7.

Азбука движений

10

3

7

8.

Восточный танец

35

5

30

9.

Современный
танец

30

6

24

10.

Импровизация

8

2

6

11.

Эстрадный танец

55

10

45

7.

Итоговое занятие

4

2

2

Итого

144

30

114

№

Название темы

Всего
часов

Теория

1.

Вводное занятие

2

2

-

2.

Азбука движений

10

3

7

3.

Восточный танец

45

7

38

4.

Современный
танец

50

10

40

5.

Импровизация

15

5

10

6.

Эстрадный танец

90

15

75

7.

Итоговое занятие

4

2

2

Итого

216

44

172

Практика Форма
контроля

Танцевальный репертуар
«Танец Огня»;
«Восточный танец»;
«Ангелы»;
«Бейби»;
«Танец с тростью - Джаз»;
«Русские березы»;
«Станица».

Итоговое
занятие,
концерт

Итоговое
занятие,
концерт

Учебно – тематический план
6 год обучения (дети 12-13 лет)
№

Название темы

Всего
часов

Теория Практика

7.

Вводное занятие

2

2

-

8.

Азбука движений

12

2

10

9.

Восточный танец

40

6

34

10.

Современный танец

30

6

24

11.

Импровизация

16

3

13

12.

Эстрадный танец

40

8

32

13.

Итоговое занятие

4

2

2

Итого

144

29

115

№

Название темы

Всего
часов

Теория Практика

1.

Вводное занятие

2

2

-

2.

Азбука движений

12

2

10

3.

Восточный танец

50

10

40

4.

Современный танец

55

10

45

5.

Импровизация

15

5

10

6.

Эстрадный танец

78

8

70

7.

Итоговое занятие

4

2

2

Итого

216

39

177

Танцевальный репертуар»
«Танго с тростью»

«Ирландский танец»

«Фитнес-данс»

«Поверь в мечту»

«Арабская тряска»

«Спортивный рок-н-ролл»

«Шалуньи»

«Дикие танцы»

«Радуга»

Учебно – тематический план
7 год обучения (дети 14 – 15 лет)
№

Название темы

Всего
часов

Теория Практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Восточный танец

40

6

34

3.

Современный танец

20

3

17

4.

Импровизация

10

1

9

5.

Эстрадный танец

68

8

60

6.

Итоговое занятие

4

1

3

Итого

144

20

124

№

Название темы

Всего
часов

Теория Практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Восточный танец

45

10

35

3.

Современный танец

55

10

45

4.

Импровизация

20

2

18

5.

Эстрадный танец

90

10

80

6.

Итоговое занятие

4

1

3

Итого

216

34

182

Танцевальный репертуар
«Морской сон»
«Фитнес-стиль»
«Ангелы и демоны»
«Восточные плясуньи»
«Украинский танец»
«Танго теней»
«Огонь и пепел»
«Куклы»
«Капли дождя»

Учебно – тематический план
8 год обучения (дети 16 - 18 лет)
№

Название темы

Всего
часов

Теори Практи
я
ка

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Восточный танец

30

5

25

3.

Современный танец

30

6

24

4.

Импровизация

6

2

4

5.

Эстрадный танец

70

10

60

6.

Итоговое занятие

6

2

4

Итого

144

26

118

№

Название темы

Всего
часов

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Восточный танец

35

5

30

3.

Современный танец

55

10

45

4.

Импровизация

18

3

15

5.

Эстрадный танец

100

10

90

6.

Итоговое занятие

6

2

4

Итого

216

31

185

Теори Практи
я
ка

Танцевальный репертуар
«Звездный дождь»
«Тени»
«Клубный»
«Спорт-фитнес»
«Фараоник»
«Танец со свечами»
«Жар-птицы»
«Танец змей»

Содержание программы
Вводное занятие
Введение в тему «Танец». Беседа на тему «Культура танцев»,
«Костюм и форма», «Правила и законы объединения». Инструктажи.
Введение в тему «Современный танец». Беседа на тему «Что вы знаете об
этом танце?». Викторины, игры, конкурсы.
Выявление знаний и умений танцевальных движений современного
направления. Начальная диагностика.
Азбука движений
Перестроения: из одной колонны в две, из двух в четыре, из одной
линии в две, построение в круг, в два круга, из одной диагонали в две,
клином, шахматным порядком. Разминки и растяжки по технике «йога».
Восточные удары, маятник, восьмерка, оттяжки, поклон простой через
верх, сложный через низ. Положения рук: «закрытый цветок», «открытый
цветок», «вазочка», «кувшин», «волны», «змеи». Свободная ориентировка в
пространстве. Эстрадный поклон.
Восточный танец
Музыка разных народов востока: в основном турецкая, арабская, в
дополнение – египетская, узбекская, иранская, азербайджанская, индийская.
Движения с платком и без платка, с тростью; восьмерки руками,
бедрами вперед, назад – горизонтальные, вертикальные; удары бедрами,
грудью головой; вперед, назад, в сторону, по кругу; «веретено», «подкова»,
«ключ», «бочка», «полубочка», вращения бедрами, разнообразные тряски:
«шимми», «чучи», «бисер», «вбивания». Платок в форме: паруса открытого,
закрытого, бабочки, мельницы, волны и т.д. Работа с веерами, подносами со
свечами и др.
Современный танец

Музыка направления «хип-хоп», «RNB, «клубная», «эстрадная».
Движения разнообразные: махи руками, носами, скрещивания с
поворотами, прыжки на одной, двух ногах, смена движений на полу сидя,
лежа, с прогибами, поворотами и т.д. Различные построения, кувырки через
голову, колесо – верхнее и нижнее. Основные направления: джазовый танец
и танец-модерн.
Эстрадный танец
Музыка разнообразного жанра: «поп», инструментальная, джазовая,
народная и др. музыка. Движения стилизованные, разнообразного характера,
с атрибутами «веер», «свечи», «ленты», «цветы». Жанры: модерн, контемп,
смешанные, стилизованные, танцевальные миниатюры.
Импровизация
Дети работают по заданной педагогом теме, придумывая свои
движения, этюды, танцы, работая по одному, в парах, в группах, в
коллективе. Дается домашнее задание придумать свои этюды и подобрать
свою музыку, какой видит и чувствует ее ребенок.
Итоговые занятия
Подведение итогов по полугодиям: промежуточная и итоговая
диагностика. Выступления – концерты перед родителями и другими
коллективами, конкурсы – викторины, игровые программы, поощрения и
награждения.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Звездопад»
2.1. Календарный учебный график
№ Организация учебного процесса

Продолжительность

по

часами)
1

Количество учебных недель

36

2

Количество учебных дней

72 и 108

3

Даты начала и окончания учебного года

С 1 сентября по 31 мая

4

Даты каникул

С 1 июня по 31 августа

2.2. Условия реализации программы
Особенности набора учащихся
С целью создания условий для разностороннего развития личности
ребенка набор детей в детское объединение осуществляется по интересам, с
согласия

детей

и

родителей.

Специального

«отбора

учащихся

по

способностям» в детское объединение не проводится, но рекомендуется
наличие

медицинской

возможности

справки

посещения

с

занятий

разрешительным
хореографии.

заключением

После

набора

о

дети

комплектуются в учебные группы по возрасту.
Материально-техническое оснащение
Материально-техническая
общеобразовательной

база

для

общеразвивающей

реализации
программы

дополнительной
«Звездопад»

соответствует действующим санитарно-гигиеническим, противопожарным
нормам, а также нормам охраны труда.
Занятия проводятся на базе МАУДО «ЦДОД «Дар». Для занятий
выделен просторный кабинет с зеркалами, хореографическим станком,
скамейками для отдыха. Занятия организованы в течение недели в первую и
вторую смену. Организация рабочего пространства учащихся осуществляется
с применением здоровьесберегающих технологий. Между занятиями для

отдыха детей и между сменами учебных групп обеспечивается обязательное
проветривание кабинета. В ходе занятия проводится «минутка отдыха»,
направленная

на

снятие

общего

напряжения,

детьми

выполняются

упражнения на снятие двигательного напряжения, напряжения мышц
туловища.
Для занятий в детском объединении «Звездопад» кабинет должен
иметь следующее оснащение:
- помещение с хорошим дневным и вечерним искусственным
освещением;
- хореографический станок;
- зеркала;
- скамьи;
- шкаф для костюмов;
- коврики;
- обручи,
- раздевалка для детей;
- музыкальное оборудование;
- должен быть доступен экран, проектор, компьютер
Дидактические материалы:
Для успешности занятий в детском объединении используются
различные наглядные пособия, наглядный фонд:
- инструкционные карты;
- иллюстрации;
- хореографические атрибуты;
- костюмерный фонд;
- наглядные пособия – позволяющие продемонстрировать обучаемым
общие сведения о хореографии;
- аудиотека, видеотека с хореографическими материалами.
Методические материалы:
- конспекты занятий;

- сценарии воспитательных мероприятий;
- материалы выступлений на конференциях, семинарах,
педагогических советах и т.д.
- обучающие презентации;
2.3. Формы контроля и оценочные материалы
Формы подведения итогов
В МАУДО «ЦДОД «Дар», согласно Положению о системе внутреннего
мониторинга

качества образования, педагогами по ходу реализации

образовательных программ используется три вида контроля результатов:


текущий (цель – выявление ошибок и успехов в работах учащихся в
течение учебного года);



промежуточный (проверяется уровень освоения детьми программы за
учебный год);



итоговый (определяется уровень знаний, умений, навыков по
освоению программы по окончании всего курса обучения).
Для

определения

общеобразовательной

уровня

общеразвивающей

усвоения

дополнительной

программы

«Звездопад»

учащимися, её дальнейшей корректировки в учебных группах детского
объединения предусмотрен текущий, промежуточный и итоговый контроль.
Задачи контроля:
- определение уровня практических умений и навыков детей;
- определение уровня теоретических знаний;
- выявление уровня развития личностных качеств детей;
- соотнесение прогнозируемых результатов с реальными результатами;
- корректировка содержания программы.
Отслеживание результатов проводится по трем уровням сложности и
оценивается баллами:
1. Репродуктивный (знание, умение) – 1 балл – низкий уровень;
2. Частично-поисковый (знание, умение) – 2 балла – средний уровень;
3. Творческий (знание, умение) – 3 балла – высокий уровень.

Мониторинг по программе «Звездопад» проводится по полугодиям и
направлен на изучение и фиксирование хореографических и музыкальных
способностей каждого ребенка, динамику его личностного роста и развития,
которые отражаются в виде таблицы, диаграммы в цветном изображении.
Первичный контрольно – диагностический модуль
проводится в сентябре по окончанию набора детей в учебные группы.
Формы проведения первичной диагностики – мониторинг, тестирование,
наблюдение
Текущий контрольно – диагностический модуль
проводится в декабре
Формы проведения: наблюдения, тестирование, контрольное занятие
Промежуточный или итоговый контрольно – диагностический модуль
Итоговая диагностика проводится в апреле – мае.
Формы проведения: открытое занятие, зачет – игра, зачет – викторина,
участие в конкурсе, отчетный концерт, присвоение знаков – «звезда».
Форма оценки результата учащихся очень важна. Она должна быть
конкретна и понятна детям, отражать реальный уровень их подготовки.
Диагностика

проводится

по

методике

А.И.Бурениной,

выдающегося

педагога-музыканта. Диагностика переработана и модифицирована для
детских объединений «Звёздочки», «Звездопад» и вида деятельности
хореография.
Уровни результативности и их характеристики
Высокий уровень – присутствует устойчивый познавательный
интерес, отмечается оригинальность и гибкость мышления, богатое
воображение, способность к рождению новых идей, замыслов. Ребенок имеет
высокие творческие достижения, занимает призовые места в смотрах и
конкурсах городского, регионального, всероссийского и международного
уровня, показывает высокие результаты контрольных и зачетных работ.
Средний уровень – испытывает потребность в получении новых
знаний, в открытии для себя новых способов деятельности, решить

самостоятельные задания не может, необходима помощь педагога, может
придумать интересные идеи, но очень часто не может их выполнить и
воплотить. Принимает участие в конкурсах, смотрах, фестивалях внутри
объединения, в рамках ЦДОД.
Выше среднего – проявляет стремление к познанию нового, но не
всегда. Может проявлять активность в эмоционально – выразительной
форме, однако четко выразить эмоции, движения в виде проникновения в
образ, не может. Музыкально – ритмическими навыками владеет на среднем
уровне. Умеет точно и уверенно выполнять задания педагога, однако
сложные комбинации заданий требуют помощи педагога. Принимает участие
в конкурсах, смотрах, фестивалях районного и городского уровня.
Результаты контрольных срезов средние.
Ниже среднего – интерес к творческой деятельности проявляет, но он
носит характер «всплеска». Предлагаемые задания выполняет, но большого
интереса не проявляет. Воображение развито слабо, но фантазировать умеет,
при условии поддержки педагога и сверстников. Радости открытия не
испытывает, нет эмоционального отклика на успех коллектива. Участие в
конкурсах эпизодическое. Результаты контрольных срезов низкие.
Низкий уровень – интереса к творчеству не проявляет, не испытывает
радости открытия, отсутствует гибкость мышления, воображения, нет
навыков самостоятельной работы, не проявляет интерес к демонстрации
результатов деятельности, уровень контрольных зачетов низкий.
Формы подведения итогов
- контрольное занятие
- итоговый концерт
- выступление перед родителями
Для создания комфортного психологического климата на занятиях
применяются следующие педагогические приёмы: похвала, поощрение,
одобрение, моральная поддержка, подбадривание, положительный настрой на

предстоящую работу, создание ситуации успеха, доверие, моральная
поддержка, но, несмотря на эти приёмы, педагог общается с учащимися в
доброжелательно-требовательной манере, оставаясь для них авторитетом.

Риски и пути их минимизации
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
является основным документом образовательной деятельности каждого
педагога. Образовательная программа составлена с учётом возрастных,
физиологических и индивидуальных особенностей учащихся. Содержание
программы направлено на приобретение определённых знаний в выбранном
виде деятельности. Программа предполагает освоение теоретического
материала, а также основополагающие практические умения и навыки в
данной сфере.
Содержание дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы планируемо, но бывают случаи, когда, по
объективным причинам, планируемые часы не могут быть выданы.
Причинами, чаще всего, являются: карантин, болезнь педагога, обучение
педагога, иные случаи, не зависящие от учащихся и педагогов. В связи с
этим, с целью минимизации потерь планируемого материала, организация
образовательного процесса может корректироваться.
Возможные варианты:
1. Реализация дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы в удалённом режиме, а также с
применением дистанционных образовательных технологий;
2. Замена тем занятий, ознакомление с которыми невозможно в
удалённом режиме на более доступные для реализации программы.
3. Выдача программного материала по изменённому расписанию;
4. Сокращение часовой нагрузки на отдельные темы программы;
5. Замена педагога другим специалистом;
6. Выдача материала дополнительными и самостоятельными
заданиями с последующим представлением их на занятии.

Ещё одним риском организации образовательного процесса в
дополнительном образовании является движение контингента в течение
учебного года, в результате которого возможно невыполнение показателей
Муниципального задания по направленностям. В виду того, что одним из
принципов

дополнительного

образования

является

добровольность,

учащиеся и родители могут в любое время прервать отношения с
учреждением. Дополнительный набор в группы второго и последующих лет
обучения возможен на основании наличия базовых знаний в выбранном виде
деятельности,

выявленный

путём

результатов входящего мониторинга.

предварительного

собеседования

и

Список литературы для педагога
1. Барышникова Т. Азбука хореографии - М., 1999.
2. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. – Спб., 1997.
3. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по
развитию у детей 5-7 лет творчества в танце. –М., 2002. – 120с.
4. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные
движения и комбинации на середине зала. – М., 2003. – 208с.
5. Методическое пособие Программа педагога дополнительного
образования: от разработки до реализации. Сост. Н. К. Беспятова. – М., 2003.
6. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. - М., 2001.
7. Пуртова Т.В и др. Учите детей танцевать - М., 2003. – 256 с.
8. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и
концепциях воспитания. – М: ТЦ Сфера, 2002. – 160с.
9. Сборник «Программы общеобразовательных школ (классов) с
хореографическим направлением». – Научный руководитель Н.М.
Лаврухина. Под ред. О.А. Петрашевича. - Мн. – Национальный институт
образования. – 2005.
10. Дешкова П. Загадки Терпсихоры. - М., 1989.
11. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца. – М., 1985.
12. Смит Люси. Танцы. Начальный курс. – М., 2001.
13. Уральская В.С. Природа танца. – М.,1981.
14. Уральская В.С. Рождение танца. – М.,1982.
15. Хочу танцевать. Под ред. Г.Филатовой. – М., 1998.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».