Информационный паспорт дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ритм» Автор-составитель - педагог дополнительного образования МАУДО «ЦДОД «Дар» К.В.Клевцова; Год разработки: 2010 год; По степени авторства: модифицированная, типовых программ, с учетом изменений и методических требований, направленных на развитие образовательного процесса и творческих способностей ребенка в области познания искусства танца, а также с использованием учебных пособий по хореографии: Пуртова Т. В. и др. Учите детей танцевать: Учебное пособие – М.: Владос, 2013; Холл Джим Лучшая методика обучения танцам. Москва.2013. По направленности: художественная; По возрасту: от 5 до 17 лет; По уровню усвоения образовательного процесса: общекультурная; По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности: однопрофильная; По форме организации детей – групповой; По функциональному назначению: уровневая; По продолжительности реализации: 7 лет; По времени реализации – долгосрочная; По целевой установке: личностно-ориентированная (развивающая художественное творчество); По гендерному составу: ориентирована на девочек и мальчиков; Цель программы: Создание условий для развития познавательной компетентности ребенка в области хореографии и детской танцевальной ритмики. Задачи: правильно ставить корпус и осанку; отличать сильную музыкальную долю от слабой; формировать практические навыки в области хореографии; сформировать интерес к хореографическому искусству, раскрыв его многообразие и красоту; формировать основы до профессиональной подготовки ребенка; в совершенстве исполнять изученные танцевальные композиции различных жанров. Планируемый результат: В конце освоения программы обучения ребёнок будет: - свободно и грамотно ориентироваться в терминологии классического танца; - выражать образ с помощью движений; - уверенно и эмоционально выступать на сцене перед различными категориями зрителей. - ориентироваться в видах танцев; - иметь хорошую координацию и владеть телом. Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «РИТМ» 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «РИТМ» составлена в соответствии с: - Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012г.; - Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р); - Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 - 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (зарегистрировано 18.12.2020); - Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242); - Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - Примерными требованиями письма Министерства образования и науки РФ «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» от 11 декабря 2006 года №06-1844; - Уставом МАУДО «ЦДОД «Дар»; - Локальными актами МАУДО «ЦДОД «Дар». Направленность программы – художественная. Актуальность программы. Одним из важных направлений политики Российской Федерации становится развитие дополнительного образования детей. Занятия танцами обогащают внутренний мир ребёнка, способствует расширению кругозора. При работе с движениями развиваются различные виды памяти и внимания, координация. Танец как синтетический вид искусства сочетает в себе: музыку, телодвижение, артистичность. Программа ориентирована на развитие творческих способностей детей. В танцевальном искусстве красота и совершенство формы неразрывно связаны с красотой внутреннего содержания. В этом единстве заключена сила его эстетического, нравственного воздействия. Каждый ребенок – это индивидуальность, отношение к нему как к личности должно быть с самого рождения, поэтому нужно особое внимание уделять развитию личности в детях. Занятия танцевальной ритмикой, в отличие от физических нагрузок, мягко, щадяще и ненавязчиво, в игровой форме научат детей ритмическим танцевальным движениям, танцевальным и музыкальным играм, основным позам классического танца, дыхательной гимнастике, освоив которые, ребенок научится чувствовать музыку и психологически раскрепостится. Новизна программы заключается в развитии большей самостоятельности и хореографической креативности детей. Воспитание потребности в творчестве, умение творить по законам красоты - это та сторона эстетического воспитания, которая связана с формированием мировоззрения и с воспитанием нравственных норм. Программа нацелена на формирование практических компетенций в области хореографии и опирается на новые технологии и методы обучения детей. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Отличительные особенности образовательной программы от уже существующих. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритм» создана на основе типовых программ, с учетом изменений и методических требований, направленных на развитие образовательного процесса и творческих способностей ребенка в области познания искусства танца, а также с использованием учебных пособий по хореографии: Пуртова Т. В. и др. Учите детей танцевать: Учебное пособие – М.: Владос, 2013; Холл Джим Лучшая методика обучения танцам. - Москва.2013. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритм» обеспечивает формирование базовой культуры личности ребенка, которая поможет ему овладеть специальными компетентностями в области хореографии, в соответствии с образовательными уровнями детей. Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что в разработке танцев участвуют сами дети. Перед постановкой танца проводится импровизационная работа, где детям даётся задание под определённое музыкальное сопровождение в процессе непринуждённого танца они могут создать не только отдельные элементы, но и поработать над связками между ними. Участники реализации программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритм», с учётом степени предварительной подготовки и уровня базовых знаний, предназначена для учащихся дошкольного возраста - от 5 до 7 лет и школьного - от 8 до 17 лет. Для детей 5-7 летнего возраста больший упор уделяется основам хореографии. При обучении учащихся школьного возраста от 8 до 17 лет, частично уже имеющим первоначальные навыки танцевального искусства, большее внимание отводится постановочной работе и различным видам танцевального искусства. Возрастной диапазон в рамках каждой возрастной категории может разниться в 3-4 года. Неотъемлемой частью организации образовательной деятельности становится индивидуальный подход педагога к каждому учащемуся. Возрастные особенности. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Возрастные особенности - это анатомо-физиологические и психические качества характерные для определенного периода жизни. Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Я.А.Коменский, Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо, а позже А.Дистервег, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и др. Полезные идеи на этот счет имеются в трудах П.П.Блонского, Н.К.Крупской, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и других ученых. Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, регламентируется время занятости детей различными видами деятельности, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок работы, отбор материала, формы и методы учебно- воспитательной деятельности. Возрастные характеристики детей дошкольного возраста. У детей в возрасте 5-7 лет в первую очередь преобладает игровая деятельность, при которой формируются познавательные процессы; развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения; интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно двигательная и конструктивная, что и предусмотрено программой; возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, что учитывает педагог при подаче учебного материала. Мышление носит нагляднообразный характер. Важным психическим новообразованием детей дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями, что даёт возможность педагогу успешно использовать приём домысливания. При организации образовательной деятельности педагог обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, творчества, инициативы, так как потребность в самоутверждении и признании возможностей детей со стороны взрослых в этом возрасте очень важна. Не менее важно показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий, что реализуется посредством минивыставок, ведения дневника достижений. Мышление ребёнка в дошкольном возрасте должно приближаться к анализу и постигать загадки синтеза, что осуществляется путём обсуждения работ, выполненных на занятии, детьми и педагогом. Возрастные характеристики детей младшего школьного возраста. Особенностью младших школьников является усиленный рост мускулатуры, увеличение массы мышц, в том числе и мелкой мускулатуры. Учитывая это, важно на занятии отводить внимание зарядке для рук, глаз, физической минутке. У детей 8-17 лет преобладает непроизвольное внимание, они с трудом сосредотачиваются на восприятии "неинтересного" материала, что учитывает педагог при его подаче, используя различные педагогические приёмы и методы, степень вовлечённости заинтересованности детей при подаче теоретических знаний. и Задача педагога – пробудить интерес к творчеству. Этому способствует создание творческих ситуаций в художественно-изобразительной, познавательной, игровой деятельности. Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Важно знать особенности познавательной деятельности учащихся, склонности и интересы, свойства их памяти. С их учетом осуществляется индивидуальный подход: более слабым нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать память детей, их сообразительность, познавательную активность, что должен учитывать педагог при подаче учебного материала. Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно- эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Возрастные характеристики детей подросткового возраста. У детей-подростков происходит изменение психологического равновесия, неустойчивость воли, настроения, появляется критическое отношение к себе и окружающим, появляется желание показать себя, реализоваться. Педагог применяет на занятиях задания и упражнения, учитывающие данные факторы. В этом возрасте важно учить учащихся реально оценивать результаты своей деятельности, воспринимать не только похвалу, но и адекватно реагировать на критику, радоваться не только своим успехам, но и успехам других. При создании хореографической композиции, педагог индивидуализирует задания, отведя каждому учащемуся в хореографической постановке особое место, особые движения, особое внимание, что несомненно позволяет детям проявить свою индивидуальность ещё ярче. Педагогическая целесообразность. Данная образовательная программа педагогически целесообразна, так как становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим личностному росту учащихся, развитию творческих способностей. В процессе работы у учащихся формируются эстетические и нравственные предпочтения, развиваются физические данные, укрепляется крупная моторика. Освоение программы позволит детям познакомиться с основами народного и классического танца и знаменитых балерин и балетмейстеров, что значительно расширяет их кругозор, а это, несомненно, выполняет функцию обеспечения межпредметности. Развитие личностных качеств предусмотрено программой через организацию коллективной работы на занятии, через взаимодействие детей друг с другом, через поддержку педагога, участия ребёнка в конкурсах, выставках и воспитательных мероприятиях. Срок реализации программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритм» рассчитана на 7 лет обучения для детей возрастных категорий от 5 до 7 лет и от 8-17 лет. Форма обучения. Форма обучения – очная. Основная форма организации – учебное занятие. При проведении занятий по охвату детей предусматривается индивидуальная, групповая, коллективная форма организации. По характеру учебной деятельности во время организации образовательно-воспитательного процесса используются следующие формы: словесные: - беседа (используется при подаче теоретического материала при взаимодействии педагога и учащихся); - объяснение нового материала; - инструктаж (используется с целью обеспечения безопасности учащихся); - анализ (используется при обсуждении рисунков, как педагогическая оценка процесса деятельности учащегося); наглядные: - показ видеоматериалов, презентационного материала (используется при объяснении нового материала); - выставки и мини-выставки (используются для публичной демонстрации результатов работы, итог творческой деятельности, наглядно показывающий художественно-эстетическое развитие и творческие возможности ребёнка, в данной программе; с обсуждением, используется при проведении промежуточного контроля); - конкурсы (выявление способных и талантливых детей); - мастер-класс (демонстрация творческого решения определённой познавательной и проблемной педагогической задачи) - наблюдение (используется при знакомстве с каким-либо объектом, предметом, явлением для дальнейшего творческого решения) - дидактический материал (используется для наиболее продуктивного объяснения нового материала); - экскурсия (для проведения наблюдения и изучения материала); практически-действенные: - практические занятия, изобразительная и фотографическая деятельность (проводятся после изучения теоретического материала); - упражнения на развитие мелкой моторики; - физкультминутки; - игровые ситуации; побудительно-оценочные: - тестирование (оценивание текущих знаний учащихся); - педагогическое требование и поощрение; - создание ситуации успеха, порицание; - награждение учащихся по результатам конкурсных мероприятий. Описываемые формы могут использоваться как этап учебного занятия или как отдельное занятие. Режим занятий. Занятия по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ритм» организованы в соответствии с возрастом детей. В группах первого года обучения 15 человек, в группах второго года обучения -12 человек. Для детей 5-7 летнего возраста академический час составляет 30 минут с физкультминуткой, для детей 8-12 лет - 45 минут, также с динамической паузой в середине занятия. Предусматривается проведение спаренных занятий по 2 академических часа, с перерывом 10-15 минут. На первом году обучения недельная нагрузка составляет не более четырёх часов, на втором году не более 6 часов. Язык обучения - русский Цель программы: Создание условий для развития познавательной компетентности ребенка в области хореографии и детской танцевальной ритмики. Задачи: правильно ставить корпус и осанку; отличать сильную музыкальную долю от слабой; формировать практические навыки в области хореографии; сформировать интерес к хореографическому искусству, раскрыв его многообразие и красоту; формировать основы до профессиональной подготовки ребенка; в совершенстве исполнять изученные танцевальные композиции различных жанров. При реализации программы автор руководствуется следующими педагогическими принципами: - природосообразности: программа построена с учётом психофизиологических особенностей учащихся; простого - доступности: программа построена по принципу перехода от к сложному (от «просто рисования» изобразительного и фотографического искусства); к произведениям культуросообразности: - знакомство с достоянием мировых программа ориентирована произведений на художественного творчества; - сотрудничества и ответственности: программа основана на взаимном сотрудничестве «учащийся и педагог», «учащийся и учащийся», «учащийся и учащиеся»; способствует воспитанию ответственности детей, что находит отражение в подготовке работ на выставки, конкурсы; получение результата от совместной деятельности; процесса. подхода - индивидуализации и дифференциации образовательного Предусматривает к каждому применение учащемуся. личностно-ориентированного Составление индивидуального образовательного маршрута; - эстетизации: программа предусматривает выполнение работы от идеи и до выставки. На этапе завершения работы ребёнок должен понимать, что работа готова к демонстрации. Уровень программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритм» предусматривает уровневый подход: - стартовый – 1 год обучения (ознакомление детей с видами деятельности); - базовый – 2-4 год обучения (углубление знаний детей). - продвинутый – 5 год обучения (постановочная и концертная деятельность, танцевальная импровизация) Направление «Ритмика» является основным для стартового уровня, направлен на развитие музыкальных и ритмической выразительности, пространственной ориентации ребенка. Базовый уровень направлен с целью развития эмоциональночувственной сферы обучающихся. На занятиях особое внимание уделяется развитию сценического внимания, воображения, фантазии. Направлено также на расширение предметных знаний по хореографии и обогащение исполнительских возможностей учащихся. Для старшей возрастной группы более продуктивными являются все формы индивидуального сопровождения, встречи с представителями различных профессий, связанных с хореографическим искусством. На первый план выходят методы импровизации, взаимообучения и самостоятельной постановки танца. Каждый уровень обучения подразумевает овладение ребёнком, определённых уровнем, знаний, умений и навыков в области хореографического искусства. ДООП «Ритм» имеет оздоравливающий эффект. Детская танцевальная ритмика является отличной профилактикой от таких негативных проявлений как сколиоз, кифоз, косолапие, плоскостопие. Кроме того, в программе много прыжков и вращений, которые развивают вестибулярный аппарат и умение ребенка ориентироваться в пространстве. Через многократное повторение ритмических движений развивается мышечная память. Выработанная система поз и движений классического танца (хореографии), сделает ребенка более дисциплинированным. Систематически посещая занятия, ребенок преодолеет барьеры общения со сверстниками, решит проблемы такого рода, как агрессия, страх и обиды забываются и уходят с помощью игровой постановки танцевального занятия. Постановка небольших хореографических композиций, а также музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки разовьют в ребенке артистичность и способность узнавать характер музыки. Программа детской танцевальной ритмики включает в себя большое количество танцевальных и ритмических композиций под музыку из известных российских мультфильмов. Возраст детей, участвующих в реализации программы. Детская танцевальная ритмика предназначена для детей от 5 до 17 лет. Группы формируются по возрастным особенностям детей: Дошкольная группа 5-6лет Младшая группа 7-9 лет Средняя группа 10-12 лет Старшая группа 13-17 лет Основой принцип программы – постепенность в усвоении материала: «от первых шагов до танца на сцене». В основе подачи материала лежит классическая обучающая методика, так как без нее дети не смогут овладеть необходимыми компетенциями искусства танца. Срок реализации программы – 5 лет. Формы и режим занятий. Основная форма занятия – учебное занятие, репетиционное занятие. Основными формами работы с детьми являются групповая, индивидуальная работа. Занятия проводятся в танцевальном оборудованом станками и зеркалами зале. Продолжительность занятия – 45 минут, для детей дошкольного возраста - 30 минут. Формы подведения итогов. Способами определения результативности являются: - наглядный - практический качественный показ; - словесный - объяснение, желательно образное; - игровой - учебный материал в игровой форме; - творческий - самостоятельное создание учащимися музыкально- двигательных образов. Формами текущего контроля являются открытые уроки для родителей и детей в течение учебного года, выступления на праздниках и отчетных концертах, концертах для родителей, концертных программах, конкурсах, фестивалях, итоговых контрольных занятиях в конце учебного года. Контрольные занятия проводятся в форме концерта, выступлений детей, для проверки теоретического материала используется тестирование. Структура учебного занятия Разминка №пп 1 2 Тема занятий Цели Ходьба: бодрая, Изучить вид ходьбы. Учить ходить маршеобразная, спокойная; под музыку в зависимости от ее умение пройти под музыку вариаций Проучивание ритмического Вызвать интерес к простукиванию рисунка ритмического рисунка посредством игры педагога с детьми 3 4 Бег (легкий, стремительный, Изучить виды бега. Отработать широкий) технику бега в такт музыке Танцевальный шаг (с носка Изучить правильное исполнение на пятку) техники танцевального шага, отрабатывать выворотное положение ноги 5 Марширование Учить детей ориентироваться в танцевальным шагом пространстве (перестроение в пары, четверки, круг) 6 Игра-упражнение, Развить у детей прыгучесть, учить основанная на прыжках прыгать легко, мягко приземляться Упражнение на ковриках 7 Работа стопы и коленного Учить сустава 8 Упражнение детей 9 стопу, сокращая и вытягивая подъем на Обучать вырабатывание силы ноги, постановке закрепление мышц пресса развивать детей правильной ноги. Отрабатывать подъем ноги на 45 градусов Наклоны корпуса к ногам Учить правильно держать спину (ноги вместе, прямо, ноги при широко в сторону) наклонах, умения растяжки отрабатывать 10 Упражнение «бабочка»: ноги Отрабатывать согнуты в коленях, отведены растягивать в сторону 11 Махи умение детей мышцы паха. Отработать силу маха ноги ногами вперед Отработать силу маха ноги поочередно на 45-90 град. 12 Махи ногами в сторону на 45- Отработать силу маха ноги 90 градусов 13 Растяжка ног в сторону и Учить правильной растяжке мышц вперед ног, закреплять навыки, умение растягиваться Упражнение на полу (шпагат) Отрабатывать технику растягивания ног Экзерсис классического танца 14 Постановка корпуса Учить правильно мышцы (ног, закрепить таза, спины). Отрабатывать медленный подъем корпуса на полупальцы 15 Выворотное положение Закреплять стопы. 1-я позиция ног 16 мышцы в выворотном положении Проучивание деми плие по 1- Вырабатывать ой позиции ног ног выворотность тазобедренного сустава, эластичность и силу ног 17 Проучивание деми плие 2-ой позиции ног 18 по Учить правильному распределению тяжести корпуса Выворотное положение ног, Вырабатывать 3-я позиция ног положение стопы, выворотное правильного положения 19 Проучиваниедеми плие по 3- Отрабатывать ей позиции ног правильное, выворотное исполнение 20 Батман тандю в сторону 1-я Отрабатывать натянутость ноги в позиция ног 21 22 Батман колене, подъеме тандю из 3-ей Фиксировать правильное позиции в сторону возвращение ноги в позицию Прыжки из 6-ой позиции Выработать натянутость ног в воздухе Упражнение на середине. Позиции рук 23 Постановка рук подготовительной и в Учить 1-ой рук, позиции 24 25 правильному закреплять положению силу рук, устойчивость корпуса Постановка рук, 1 и 2-я Учить правильному положению позиции рук в позиции «Пор де бра» рук Учить плавному раскрытию рук, переходов из одной позиции в другую 26 Проучивание шага подскока Отработать натянутость ноги от с высоко поднятым коленом 27 28 колена, легкий подскок Проучивание бега на месте и Учить делать движения в такт с с продвижением музыкой Проучивание шага галопа Учить легкости в движения, исполнении отрабатывать натянутость ног 29 Проучивание 1-й движения .Шаг польки части Учить легкости в исполнении движения, фиксировать положение ноги в воздухе 30 Проучивание 2-й движения шага польки 31 Проучивание части Учить четкой фиксации ноги в позиции медленного Учить работать в такт с музыкой, шага с подъемом ноги на 45 отрабатывать фиксацию ноги на градусов 32 45-90 градусов Прыжки спрыгивающие, Учить спрыгивать с полупальцев пружинящие 33 на всю стопу Разучивание медленного Учить мягкому, плавному шага с выносом ноги вперед, исполнению, сливаться с музыкой через согнутое колено Этюдная работа 34 Танцевальная композиция с Учить обыгрыванием текста песни 35 Танцевальные детей образности, артистичности композиции, Закрепить навыки проученного построение на шаге польки с материала в законченную форму сочетанием шагов-подскоков, деми плие, подъем на полупальцы 36 Танцевальная композиция в Закрепить русском навыки полученного характере, материала в законченную форму построение на разных видах шагов, полуприседания, поворотах, наклонах корпуса Танцевальная импровизация 37 «Как птицы летают». Птица Развить летит, потому у ребенка творческие что способности. Обратить внимание размахивает крыльями, как детей на то, что во время полета бы отталкиваясь воздуха ими от птица выглядит иначе, чем когда передвигается по земле или сидит на ветке 38 «Станцуем музыку». Развить умение Импровизация движений под видоизменять музыку одним учащимся и соответствии движения с детей в музыкальным повтор этих движений сопровождением другими 39 «Снег кружится». Задающая Учить детей построению рисунков движения и рисунки хода снежинка ведет остальных детей за 1.2. Учебный план Учебно-тематический план 1 год обучения, 72 часа № Разделы пп Количество часов Общее Теория Практика 1 Постановочная работа 20 1 19 2 Репетиционная работа 15 - 15 3 Концертная работа 4 - 4 4 Азбука классического танца 11 1 10 5 Партерная гимнастика 5 - 6 6 Элементы народных танцев 10 - 9 7 Организационная работа 2 - 2 8 Походы в театр 2 - 2 9 Беседы о музыке и хореографии 3 2 1 Всего: 72 4 68 Учебно – тематический план первый год обучения, 144 часа № пп Разделы 1 Количество часов Общее Теория Практика Постановочная работа 40 2 38 2 Репетиционная работа 30 2 28 3 Концертная работа 8 - 8 4 Азбука классического танца 22 1 21 5 Партерная гимнастика 10 - 10 6 Элементы народных танцев 20 1 19 7 Организационная работа 4 - 4 8 Походы в театр 4 - 4 9 Беседы о музыке и хореографии 6 5 1 144 11 133 Всего: Календарно-тематический план 1год обучения, 144 часа Месяц Тема раздела сентябрь Постановочная работа Репетиционная работа Азбука классического танца Партерная гимнастика Организационна я работа Тема занятия 1.Работа над образами и эмоциями танцевальных композиций 1.Отработка танцевальных композиций 2.Разучивание танцевальных композиций 1.Беседа о истории классического танца 2.Разучиание позиций рук и ног 1.Разминка на середине зала 2.Выполнения упражнений для гибкости 1.Правила поведения на занятиях хореографией и инструктаж по технике безопасности Количеств о часов 4 Форма занятия Практическо е занятие 6 Практическо е занятие 6 2 Беседа 2 Практическо е занятие 2 Практическо е занятие Практическо е занятие 4 2 Беседа Беседа Беседы о музыке и хореографии Октябрь Азбука -ноябрь классического танца 1.Истоия балета 2 1.Разучивание 2 экзерсиса у станка 2.Разучивание пор де бра (1,2) 2 3.Разучивание батман тендю по 1 Практическо е занятие Практическо е занятие позиции ног лицом к палке 4.Разучивание плие , лицом к палке по 1 позиции Элементы народного танца 1.Знакомсто с элементами народного танца 2.Изучение рисунков: хоровод, специфика построения 3.Разучивание основных шагов и переходов русского народного танца 2 Практическо е занятие 2 Практическо е занятие 2 Практическо е занятие 2 Практическо е занятие 2 Практическо е занятие Видео-урок Беседы о музыке и хореографии декабрь Концертная работа Партерная гимнастика Янарьфевраль Постановочная работа 4 1.Знакомсто с русскими балетмейстерами 1.Выступление и показ танцевальных композиций 1.Разучивание шпагата: продольный , поперечный 2.Упражнение: «бабочка», «складка», «лягушка» 1.Отработка танцевальных композиций 2 Концерт 4 Практическо е занятие 4 Практическо е занятие 6 Практическо е занятие Азбука классического танца Элементы народного танца Мартапрель Постановочная работа Походы в театр 2.Разучиание танцевальных композиций 8 1.Разучивание у станка ронд де жамб партер по 1 позиции 2.Разучиание прыжков у станка(соте) 3.Разучиание упражнений на полупальцах 4 1.Разучиание этюда на тему русского танца 2.Отработка синхронности исполнения композиций 3.Работа в парах в характере русского народного танца 4.Разучивание элементов народного танца: «моталочка», «маятник», «дробная дорожка» 1.Отработка синхронности танцевальных композициях 2.Разучиание танцевальных композиций 3.Отработка танцевальных композиций 4 1.Посещение 4 2 Практическо е занятие Практическо е занятие Практическо е занятие Практическо е занятие 2 2 2 6 Практическо е занятие 8 Практическо е занятие 8 Практическо е занятие 4 Поездка балета «Лебединое озеро» Азбука классического танца Элементы народного танца май Организационна я работа Концертная работа 1.Разучивание плие у станка по 2 позиции 2.Разучивание батмана тендю по 2 позиции 3.Разучиание 1,2 пор де бра 4.Разучиание этюда 1.Работа в парах в характере русского народного танца 2.Разучивание элементов народного танца: «ковырялочка», «дробная дорожка», «елочка», «гармошка» 3.Разучивание русского народного танца 1.Организационно е собрание для родителей 4 Практическо е занятие 4 Практическо е занятие 2 Практическо е занятие Практическо е занятие Практическо е занятие 4 2 Практическо е занятие 2 Практическо е занятие 2 2 1.Изучение правил 4 нахождения за кулисами 2.Изучение 2 пространства сцены 3.Выступление и 4 показ танцевальных композиций Репетиционная работа Итого 1.Отработка танцевальных композиций 2.Разучивание танцевальных композиций 8 8 144 часа Содержание изучаемого курса Ритмика Первый год обучения. Задачи 1-го года обучения. Образовательные – обучить навыкам музыкально-двигательного движения. Развивающие – развить музыкально-ритмическую координацию, мышечное чувство, осанку, стопу; музыкально-двигательную память. Воспитательные – воспитать у детей умение слушать, воспринимать, оценивать музыку. Планируемый результат: В конце освоения программы первого года обучения ребёнок будет: - уметь точно воспроизводить, правильно выполнять преподаваемый материал; - уметь различать динамические изменения в музыке; - создавать музыкально-двигательный образ; - научиться различать музыкальные композиции по ритму. Этапы и формы педагогического контроля 1год Период реализации Контролируемые программы знания и умения За 1 полугодие: декабрь Развитие данных, физических Форма контроля Контрольное занятие координации движения, пластичности, хореографической памяти, выносливости. За 2 полугодие: май Формирование умений Контрольное занятие соотносить движения с музыкой. Знание программного репертуара. По результату освоения программы: май Отчётный концерт Упражнения и творческие задания по программе 1 год обучения 1.По кругу: -Жирафы и слоны -Пингвины -Лошадки -Медведи -Цапли -Быстрый бег 2.Упражнения и растяжки на полу: -Тянем носочки -Мостики из положения лежа -Шпагаты -Лодочки -Свечка (стойка на лопатках) -Коробочка 3.Прыжки на месте: -Мячики -Классики 4.Диагональ: -Галоп 5.Импровизации: -Зайцы -Бабочки и кузнечики -Снежинки и листопад Учебно-тематический план 2 год обучения, 72 часа № Разделы пп Количество часов Общее Теория Практика 1 Постановочная работа 21 3 18 2 Репетиционная работа 16 2 14 3 Концертная работа 4 0 4 4 Азбука классического танца 10 1 9 5 Партерная гимнастика 6 1 5 6 Элементы народных танцев 10 1 9 7 Организационная работа 1 8 Поход в театр 1 - 1 9 Беседы о музыке и хореографии 3 2 1 Итого 72 10 62 1 Учебно-тематический план 2 год обучения, 144 часа № Разделы пп Количество часов Общее Теория Практика 1 Постановочная работа 40 2 38 2 Репетиционная работа 29 1 28 3 Концертная работа 9 - 9 4 Азбука классического танца 22 1 21 5 Партерная гимнастика 8 - 8 6 Элементы народных танцев 22 1 21 7 Организационная работа 5 - 5 8 Походы в театр 4 - 4 9 Беседы о музыке и хореографии 5 4 1 144 9 135 Итого Содержание изучаемого курса Ритмика Второй год обучения. Задачи 2-го года обучения Образовательные – обогатить детей новыми выразительными средствами хореографии. Развивающие – совершенствовать приемы музыкально-двигательной выразительности, осанки, работы стоп; развить пластику тела; развить двигательное воображение. Воспитательные – воспитать чувство ответственности, стремление к четкому, правильному, красивому выполнения задания, что в свою очередь требует организованности, активности, внимания. Планируемый результат: В конце освоения программы второго года обучения ребёнок будет: - уметь самостоятельно действовать и создавать хореографические рисунки; - уметь правильно владеть приемами музыкального движения, средствами пластики, выражать задаваемый образ; - уметь общаться в коллективе, проявлять творческую инициативу. Этапы и формы педагогического контроля 2 год Период реализации Контролируемые знания программы и умения За 1 полугодие: декабрь Ориентировка в пространстве, умение Форма контроля Контрольное занятие слушать музыку. За 2 полугодие: май Умение двигаться под Контрольное занятие музыку самостоятельно, считать Знание про себя. программного репертуара. По результату освоения программы: май Концерт, выступление. Упражнения и творческие задания 2 год обучения 1.По кругу: -Грузинский ход на носочках -Подскоки -Шаг польки -Бег через лужи 2.Середина -Цветок(плие) -Елочка, гармошка -Ковырялочка с притопом -Притопы 3.танцевальные комбинации: -Цыплята -Матрешка -Ковбои 4.Прыжки на месте: -Мячики с поджатыми ногами -Прыжки вперед, назад, вправо, влево -Прыжки с хлопками в ладоши 5.Диагональ: -Галоп -Многоскоки «через лужи» -Мячики 6.Танцевальные этюды: -Дружба -Полька «Прогулка под зонтом» Учебно-тематический план 3 год обучения, 72 часа № Разделы пп Количество часов Общее Теория Практика 1 Постановочная работа 21 3 18 2 Репетиционная работа 16 2 14 3 Концертная работа 4 0 4 4 Азбука классического танца 10 1 9 5 Партерная гимнастика 6 1 5 6 Элементы народных танцев 10 1 9 7 Организационная работа 1 8 Поход в театр 1 - 1 9 Беседы о музыке и хореографии 3 2 1 Итого 72 10 62 1 Учебно – тематический план 3 года обучения, 144 часа № пп Разделы 1 Количество часов Общее Теория Практика Постановочная работа 42 7 35 2 Репетиционная работа 32 4 18 3 Концертная работа 8 1 7 4 Азбука классического танца 20 2 18 5 Партерная гимнастика 12 2 10 6 Элементы народных танцев 20 2 18 7 Организационная работа 2 1 1 8 Походы в театр 2 - 2 9 Беседы о музыке и хореографии 6 5 1 Итого 144 24 120 Календарно-тематический план 3 год обучения, 144 часа Месяц Тема раздела Тема занятия сентябрь Постановочная работа 1.Работа над образами и эмоциями танцевальных композиций Репетиционная работа 1.Отработка танцевальных композиций 2.Разучивание танцевальных композиций Количество Форма часов занятия 6 Практическое занятие 6 Практическое занятие 6 Беседа Азбука классического танца Партерная гимнастика 1.Беседа о истории классического танца 2.Разучиание позиций рук и ног 2 4 1.Разминка на середине зала 2.Выполнения упражнений для гибкости Организационная работа 1.Правила поведения на занятиях хореографией и инструктаж по технике безопасности Беседы о музыке и хореографии Октябрь- Азбука ноябрь классического танца 2 4 Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Беседа 2 Беседа 2 1.Истоия балета 1.Разучивание экзерсиса у станка 2 Практическое занятие 2.Разучивание пор де бра (1,2) 3.Разучивание батман тендю по 1 позиции ног лицом к палке 2 Практическое занятие 2 Практическое занятие Практическое занятие Элементы народного танца Беседы о музыке и хореографии декабрь Концертная работа Партерная гимнастика 2 1.Знакомсто с элементами народного танца 2.Изучение рисунков: хоровод, специфика построения 3.Разучивание основных шагов и переходов русского народного танца Практическое занятие 2 Практическое занятие 2 Практическое занятие 2 Видео-урок 4 Концерт 2 Практическое занятие 4 Практическое занятие 1.Знакомсто с русскими балетмейстерами 1.Выступление и показ танцевальных композиций 1.Разучивание шпагата: продольный , поперечный 2.Упражнение: «бабочка», «складка», «лягушка» Янарьфевраль Постановочная работа Азбука классического танца Элементы народного танца Мартапрель Постановочная работа 1.Отработка танцевальных композиций 2.Разучиание танцевальных композиций 4 Практическое занятие 6 Практическое занятие Практическое занятие 1.Разучивание у 8 станка ронд де жамб партер по 1 позиции 2.Разучиание 4 прыжков у станка(соте) 3.Разучиание упражнений на 4 полупальцах 1.Разучиание этюда на тему русского танца 2.Отработка синхронности исполнения композиций 3.Работа в парах в характере русского народного танца 4.Разучивание элементов народного танца: «моталочка», «маятник», «дробная дорожка» 1.Отработка синхронности танцевальных композициях 2.Разучиание танцевальных композиций 3.Отработка танцевальных Практическое занятие Практическое занятие 2 4 2 2 2 6 Практическое занятие 8 Практическое занятие 8 Практическое занятие композиций Поездка Походы в театр Азбука классического танца Элементы народного танца май Концертная работа Репетиционная работа 1.Посещение балета «Спящая красавица» 2 1.Разучивание плие у станка по 2 позиции 2.Разучивание батмана тендю по 2 позиции 3.Разучиание 1,2 пор де бра 4.Разучиание этюда 4 Практическое занятие 2 Практическое занятие 1.Работа в парах в характере русского народного танца 2.Разучивание элементов народного танца: «ковырялочка», «дробная дорожка», «елочка», «гармошка» 3.Разучивание русского народного танца 1.Изучение правил нахождения за кулисами 2.Изучение пространства сцены 3.Выступление и показ танцевальных композиций 2 1.Отработка 10 4 2 Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие 2 Практическое занятие 4 2 4 танцевальных композиций 2.Разучивание танцевальных композиций Итого 8 144 Содержание изучаемого курса Ритмика Третий год обучения. Задачи 3-го года обучения Образовательные – обобщить полученные практические навыки и знания. Освоить основные правила движений у станка.Изучить основы классического танца. Развивающие – совершенствовать приемы музыкально-двигательной выразительности, осанки, работы стоп; развить пластику тела; развить двигательное воображение, постановка корпуса, ног, рук, головы;повысить гибкостьсуставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Воспитательные- воспитание чувства ответственности, пунктуальности, организованности, активности и внимания. Планируемый результат: В конце освоения программы третьего года обучения ребёнок будет: - выполнять движения и комбинации у станка и на середине в ускоренном темпе; - согласовывать движения корпуса, рук, ног при переходе из позы в позу; - выполнять правила сценической этики. Этапы и формы педагогического контроля 3год Период реализации Контролируемые знания программы и умения За 1 полугодие: декабрь Психологическое Форма контроля Контрольное занятие раскрепощение учащихся, овладение свободой движения. За 2 полугодие: апрель Различать танцы различных Знание Контрольное занятие жанров. программного репертуара По результату освоения Концерт, выступление. . программы: май Упражнения и творческие задания 3 год обучения Классический танец. Основа тренажа, постановка рук корпуса и головы. Начало тренировки суставно-мышечного аппарата. Выработка выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Упражнения у палки: Позиции рук, ног; постановка корпуса по 1,2,5 позициям; батман тандю в сторону, вперёд и назад из 1-й позиции, лицом к станку, затем держась одной рукой за палку; деми и гранд плие по 1,2,5-й позициям; пассе партер; демиронд де жамб партер, положение ноги на кудепье, батман тандюпурлепье, батман тандюсутеню, батман тандю жете. Упражнения на середине зала: Разминка: шаг с носка, шаг на полупальцах, бег выбрасывая прямые ноги вперёд и назад, бег сгибая ноги, наклоны корпуса в стороны, вперёд и назад, низкие выпады вперёд и в стороны. Точки плана класса, эпальман;1-е пор де бра; постановка корпуса по 1-й позиции; танцевальные движения. Учебно-тематический план 4 год обучения, 36 часов № Разделы пп Количество часов Общее Теория Практика 1 Постановочная работа 10 1 9 2 Репетиционная работа 8 1 7 3 Концертная работа 2 0 2 4 Азбука классического танца 5 1 4 5 Партерная гимнастика 3 1 2 6 Элементы народных танцев 5 1 4 7 Организационная работа 1 8 Поход в театр 1 - 1 9 Беседы о музыке и хореографии 1 - 1 Итого 36 5 31 1 Учебно-тематический план 4 год обучения, 144 часа № Разделы пп Количество часов Общее Теория Практика 1 Постановочная работа 40 2 38 2 Репетиционная работа 30 2 28 3 Концертная работа 8 - 8 4 Азбука классического танца 22 1 21 5 Партерная гимнастика 10 - 10 6 Элементы народных танцев 20 1 19 7 Организационная работа 4 - 4 8 Походы в театр 4 - 4 9 Беседы о музыке и хореографии 6 5 1 144 11 133 Итого Содержание изучаемого курса Ритмика Четвертого года обучения. Задачи 4-го года обучения Образовательные– обладать необходимыми психологическими качествами танцора - актёра: внимание, быстрота реакции, развитое воображение; чуткое и внимательное отношение к партнёру по сцене, друзьям и близким; уметь быть раскрепощенным и свободным в обыгрывании танца на сцене. Развивающие–развитие и совершенствование танцевальной техники, овладение танцевальным мастерством, освоение трюков различной степени сложности. Воспитательные –воспитание выразительности и культуры исполнения. Планируемый результат: В конце освоения программы четвёртого года обучения ребёнок будет: - исполнять жанровый танец в соответствующей манере; - через движение передавать характер, особенность танца того или иного народа, заставить зрителя смеяться или грустить: - различать особенности исполнения танцев разных направлений. -делать растяжки - «колечко», «мостик», «лягушка»; владеть сложными техническими трюковыми элементами; - выполнять средние и маленькие прыжки по диагонали, адажио на середине в соединении с движениями рук. Этапы и формы педагогического контроля 4 год Период реализации Контролируемые знания программы и умения За 1 полугодие: декабрь Умение танце работать с в Форма контроля Контрольное занятие различными предметами(лентами, мячами, платками) За 2 полугодие: апрель «Ча-ча-ча» в парах, Контрольное занятие коллективная композиция. выразить и Умение показать себя на сцене. По результату освоения Концерт, выступление. программы: май Упражнения и творческие задания 4 год обучения Классический танец Работа ног у станка, исключительно из V позиции. Изучение IV позиции ног, а так же portdebras третье и четвертое. Приобретение навыка сохранять плавность и слитность движений, характерных для portdebras. Отработка пластической выразительности в танце. Исполнение новых движений у станка: grandrond, battementdevoloppe, petitbattement, grandDemironddejambeparterre. Изучение положения корпуса с руками на середине: croisse и effacee. Использование их в простейших элементах: battementtendu, рlie, releve, echappe. Изучение preparation к вращению chaines. Исполнение новых больших прыжков: sissonne, assemble с glissade, jete, ternsleve. Подготовка к изучению пируэтов из V и IV позиций ног. Вспомогательные движения перед пируэтами. Изучение на середине grandbattement и adagio. Приобретение умения исполнять классический поклон через переход в IV позицию ног. Планируемый результат: В конце освоения программы четвёртого года обучения ребёнок будет: - исполнять жанровый танец в соответствующей манере; - передавать характер музыки в танце, особенность танца того или иного народа, заставить зрителя смеяться или грустить: - различать особенности исполнения танцев разных направлений. -делать растяжки - «колечко», «мостик», «лягушка»; владеть сложными техническими трюковыми элементами; - выполнять средние и маленькие прыжки по диагонали, адажио на середине в соединении с движениями рук; -знать хореографические постановки. Учебно-тематический план 5 год обучения, 144 часа № Разделы пп Количество часов Общее Теория Практика 1 Постановочная работа 40 2 38 2 Репетиционная работа 30 2 28 3 Концертная работа 8 - 8 4 Азбука классического танца 22 1 21 5 Партерная гимнастика 10 - 10 6 Элементы народных танцев 20 1 19 7 Организационная работа 4 - 4 8 Походы в театр 4 - 4 9 Беседы о музыке и хореографии 6 5 1 144 11 133 Итого Содержание изучаемого курса Ритмика Пятого года обучения. Задачи 5-го года обучения Образовательные- обладать устойчивыми навыками культуры поведения, общения, чувством ответственности при выступлении на любой сценической площадке, понимать необходимость совершенствования танцевального мастерства. Развивающие –развитие и совершенствование танцевальной техники, овладение танцевальным мастерством, освоение трюков различной степени сложности. Воспитательные – воспитание выразительности и культуры исполнения. Планируемый результат: В конце освоения программы пятого года обучения ребёнок будет: - свободно и грамотно ориентироваться в терминологии классического танца; - выражать образ с помощью движений; - уверенно и эмоционально выступать на сцене перед различными категориями зрителей. Упражнения и творческие задания 5 год обучения Классический танец. Закрепление освоенной хореографической азбуки. Чистота исполнения, закрепление устойчивости в упражнениях на середине зала. Развитие танцевальности. Изучение элементов художественной окраски движений. Упражнения у палки. Разучивание упражнений: батман дубль фондю, батман сутеню на 90, поворот на 360, гранд ронд де жамб ан деор и ан дедан на 90, па купе, полуповороты с подменой ноги на полупальцах, подготовительные упражнения для туров из 5-й позиции. Упражнения на середине зала. 6-е пор де бра, подготовительные упражнения к турам, па де бурее де су де сю, туры ан деор и ан дедан со 2-й позиции. Прыжки: па эшаппе в 4-ю позицию на круазе и на эфассе, сиссонуверт и сиссон ферме в позах, сиссонтомбе, па баллоне, па купе, па де ша, эшаппе батю. Закрепление упражнений. Работа над техникой исполнения упражнений. Этапы и формы педагогического контроля 5 год Период реализации Контролируемые знания программы и умения За 1 полугодие: декабрь Развитие и Форма контроля Контрольное занятие совершенствование танцевальной техники, овладение танцевальным мастерством, освоение трюков различной степени сложности. За 2 полугодие: май Основы европейской и Контрольное занятие латиноамериканской программы. Умение показать себя на сцене. По результату освоения программы: май Концерт, выступление. Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «РИТМ» 2.1. Календарный учебный график № Организация учебного процесса Продолжительность по часами) 1 Количество учебных недель 36 2 Количество учебных дней 36, 72 3 Даты начала и окончания учебного года С 1 сентября по 31 мая 4 Даты каникул С 1 июня по 31 августа 2.2. Условия реализации программы Особенности набора учащихся С целью создания условий для разностороннего развития личности ребенка набор детей в детское объединение осуществляется по интересам, с согласия детей и родителей. Специального «отбора учащихся по способностям» в детское объединение не проводится, но рекомендуется наличие медицинской возможности посещения справки с занятий разрешительным хореографии. заключением После набора о дети комплектуются в учебные группы по возрасту. Материально-техническое оснащение Материально-техническая база для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «РИТМ» соответствует действующим санитарно-гигиеническим, противопожарным нормам, а также нормам охраны труда. Занятия проводятся на базе МАУДО «ЦДОД «Дар» и СОШ города. Для занятий выделен просторный кабинет с зеркалами, хореографическим станком, скамейками для отдыха. Занятия организованы в течение недели в первую и вторую смену. Организация рабочего пространства учащихся осуществляется с применением здоровьесберегающих технологий. Между занятиями для отдыха детей и между сменами учебных групп обеспечивается обязательное проветривание кабинета. В ходе занятия проводится «минутка отдыха», направленная на снятие общего напряжения, детьми выполняются упражнения на снятие двигательного напряжения, напряжения мышц туловища. Материально-техническое оснащение имеет огромное значение для реализации образовательной программы. Со стороны учреждения: 1. Оборудование хореографического класса 2. Обеспечение музыкальными инструментами и звуковой аппаратурой Со стороны родителей: 3. Обеспечение репетиционной формой и обувью Оборудование хореографического класса. Для занятий хореографией следует подбирать большое, светлое, хорошо вентилируемое помещение. В хореографическом классе обязательно устанавливаются зеркала. Зеркало является необходимым и важным условием воспитания танцовщика, т.к. служит для контроля и исправления ошибок. Хореографический класс, как правило, оборудуется станками. Балетный станок- это одна или две деревянные, круглые палки, гладко отполированные, которые закрепляются металлическими кронштейнами на стене и полу. Кроме зала для занятий необходимо предусмотреть помещение для переодевания девочек и мальчиков. Их следует оборудовать скамейками и стульями, а также крючками или вешалками. Обеспечение музыкальными инструментами и звуковой аппаратурой. Танец немыслим хореографического без музыки. коллектива должен Поэтому позаботиться руководитель об обеспечении музыкального сопровождения занятий и репетиций. А именно о наличии музыкальных инструментов (пианино, баян) и звуковой аппаратуры (магнитофон, музыкальный центр и др.) и то и другое должно быть хорошего качества. Участники коллектива на занятиях хореографией учатся слушать и понимать музыку, передавать ее характер, содержание, образность. Обеспечение репетиционной формой и обувью. Репетиционная форма устанавливается единая для всех участников коллектива. Это способствует дисциплине и подтянутости участников. Нельзя допускать, чтобы танцующие занимались в бытовой одежде (платье, рубашке, костюме) в которой они ходят в повседневной жизни, т.к. занятия хореографией требуют полной свободы движения и большой затраты физических сил. Обычная одежда сковывает свободы исполнении движений и становится потной от прилагаемых физических усилий, что, в свою очередь, вредно отражается на здоровье и воспитывает неряшливость. Поэтому руководитель коллектива должен рассказать о значении специальной формы для хореографических занятий и добиться, чтобы она была у всех. Помимо тренировочной формы следует позаботиться о танцевальной обуви. Как правило, для занятий хореографией нужна специальная мягкая и жесткая обувь. Мягкая обувь-это балетные тапочки, желательно матерчатые. Жесткая обувь- это туфли с небольшим каблуком, как для девочек, так и для мальчиков. Методическое обеспечение программы Специфика обучения ритмике связана с систематической физической и психологической нагрузкой. Детям необходимо осмысливать указания педагога, слушать музыку, запоминать предложенный текст, отрабатывать различные движения. Преодолеть трудности помогает осуществление индивидуального подхода при одинаковых заданиях для всех. При этом учитывается тип личности, уровень подготовки ребенка, его умение сосредоточиться на разных аспектах задания. Для обучения танцам детей младшего школьного возраста необходимо использовать игровой принцип. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества», – писал Сухомлинский. Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха, а о необходимости пронизать занятие игровым началом, сделать игру его органическим компонентом. Игра должна быть средством достижения намеченной педагогической цели, требовать для своего осуществления волевых усилий, упорного труда. Тогда игра будет способом обучения воспитанника умению трудиться, и при этом даже рутинная, скучная для детей работа покажется интересной. Следующий важный принцип работы на первых этапах обучения – принцип многократного повторения изучаемых движений в максимальном количестве всевозможных сочетаний. Длительное изучение и проработка небольшого количества движений дает возможность прочного их усвоения, что послужит фундаментом дальнейшего образовательного процесса. Из всего многообразия средств обучения классический танец отличается тем, что является фундаментом всей хореографической подготовки и основой высокой исполнительской культуры. Поэтому классический экзерсис, после изучения основных его элементов, рекомендуется использовать в качестве тренажа на репетициях коллектива. Для того чтобы облегчить воспитанникам усвоение тем образовательной программы, занятие делится на три части: подготовительную, основную и заключительную. Подготовительная часть – включает построение воспитанников на середине зала и настрой на занятие (взаимные приветствия детей и педагога), маршировку, бег и вспомогательные корригирующие упражнения на полу для подготовки мышц, суставов и связок к нагрузке. Основная часть – постановка корпуса, ног, рук и головы для формирования балетной осанки, выработка выворотности ног в упражнениях на середине зала, развитие гибкости, отработка шага, прыжка, развитие силы и выносливости. Заключительная часть – включает, в основном, движения для развития танцевально-ритмической координации и выразительности. Они также направлены на то, чтобы снять нервное и физическое напряжение, поднять эмоциональный тонус у детей. В этой части разучиваются и повторяются музыкальные этюды, композиции. Ведущими методами обучения детей ритмики являются: • наглядная демонстрация формируемых навыков (практический показ); • объяснение методики исполнения движения; • демонстрация иллюстраций (наглядные пособия, видеоматериал). Таким образом, основные методы, применяемые при обучении: • качественный показ; • словесное (образное) объяснение; • сравнение; • контраст; • повторение. Ребенок должен знать хореографическую терминологию, пользоваться ею на занятии. Использование точной, грамотной терминологии позволит постепенно отойти от практического показа, разовьет внимательность воспитанников и их способность воспринимать словесную информацию. С первых занятий важна работа над культурой движения. Каждое движение имеет начало и окончание, амплитуду, характер. Оно должно исполняться в такт музыке. Одним из самых слабых мест в исполнительской практике является невыразительность лица, поэтому с первого занятия нужно обращать внимание детей на активность мышц лица, играть с ними в «маски» (грустная, веселая, сердитая). Особое внимание уделяется музыкальному оформлению занятия. Оно должно быть разнообразным и качественным. Музыка подбирается к каждой части занятия, определяется ее структура, темп, ритмический рисунок, характер. В разделы «Пластические этюды», «Танцевальные композиции» включены современные мелодии для стимуляции эмоциональной и актерской выразительности воспитанников. 2.3. Формы контроля и оценочные материалы Формы подведения итогов В МАУДО «ЦДОД «Дар», согласно Положению о системе внутреннего мониторинга качества образования, педагогами по ходу реализации образовательных программ используется три вида контроля результатов: текущий (цель – выявление ошибок и успехов в работах учащихся в течение учебного года); промежуточный (проверяется уровень освоения детьми программы за учебный год); итоговый (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы по окончании всего курса обучения). Задачи контроля: - определение уровня практических умений и навыков детей; - определение уровня теоретических знаний; - выявление уровня развития личностных качеств детей; - соотнесение прогнозируемых результатов с реальными результатами; - корректировка содержания программы. Отслеживание результатов проводится по трем уровням сложности и оценивается баллами: 1. Репродуктивный (знание, умение) – 1 балл – низкий уровень; 2. Частично-поисковый (знание, умение) – 2 балла – средний уровень; 3. Творческий (знание, умение) – 3 балла – высокий уровень. Риски и пути их минимизации Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа является основным документом образовательной деятельности каждого педагога. Образовательная программа составлена с учётом возрастных, физиологических и индивидуальных особенностей учащихся. Содержание программы направлено на приобретение определённых знаний в выбранном виде деятельности. Программа предполагает освоение теоретического материала, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы планируемо, но бывают случаи, когда, по объективным причинам, планируемые часы не могут быть выданы. Причинами, чаще всего, являются: карантин, болезнь педагога, обучение педагога, иные случаи, не зависящие от учащихся и педагогов. В связи с этим, с целью минимизации потерь планируемого материала, организация образовательного процесса может корректироваться. Возможные варианты: 1. Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в удалённом режиме, а также с применением дистанционных образовательных технологий; 2. Замена тем занятий, ознакомление с которыми невозможно в удалённом режиме на более доступные для реализации программы. 3. Выдача программного материала по изменённому расписанию; 4. Сокращение часовой нагрузки на отдельные темы программы; 5. Замена педагога другим специалистом; 6. Выдача материала дополнительными и самостоятельными заданиями с последующим представлением их на занятии. Ещё одним риском организации образовательного процесса в дополнительном образовании является движение контингента в течение учебного года, в результате которого возможно невыполнение показателей Муниципального задания по направленностям. В виду того, что одним из принципов дополнительного образования является добровольность, учащиеся и родители могут в любое время прервать отношения с учреждением. Дополнительный набор в группы второго и последующих лет обучения возможен на основании наличия базовых знаний в выбранном виде деятельности, выявленный путём результатов входящего мониторинга. предварительного собеседования и Список литературы 1.Логинова Л.Г. Методика работы над авторской образовательной программой .-М.: Научно- метод. журнал: Методист №5, 2004 2. Березова Г. Классический танец в детских хореографических коллективах. – Киев, 1979. 3.Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца.- Л., 1983. 4.Бекина С.И., Музыка и движение- М.: Просвещение,1984 5.Пинаева Е.А. танцы современных ритмов для детей. Учебно- методическое пособие. – Пермь: ОЦХТУ «Росток» ,2005 6.Сиротина Т. Ритмическая азбука: Муз. Пособие. – М., 1994. 7. Васильева Т. Балетная осанка. Методическое пособие. – М.: Высшая школа изящных искусств.