Информационный паспорт дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юные художники» Автор-составитель - педагог дополнительного образования МАУДО «ЦДОД «Дар» С.В.Овчинникова; Год разработки: август 2001 года; По степени авторства: модифицированная; программа разработана на основе типовых программ по изобразительному искусству, использована дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Живопись и графика», автор-составитель Кондратьева А.С.; По направленности: художественная, адаптирована на детей с ОВЗ; По возрасту: от 5 до 17 лет; По уровню усвоения образовательного процесса: общекультурная; По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности: однопрофильная; По функциональному назначению: развивающая; По продолжительности реализации: 5 лет; По времени реализации – долгосрочная; По целевой установке: личностно-ориентированная (развивающая художественную одаренность); По гендерному составу: ориентирована на девочек и мальчиков; Цель программы – обучение учащихся основам изобразительного искусства, формирование творческой и созидающей личности, удовлетворение интересов детей в изобразительном искусстве с учётом индивидуальности каждого ребёнка; Задачи программы Обучающие: знакомить учащихся с жанрами изобразительного искусства; знакомить с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности; овладевать основами перспективного построения фигур; формировать умения по построению композиции с выделением композиционного центра. Развивающие: развивать у детей чувственно-эмоциональные проявления: внимания, памяти, фантазии, воображения; развивать художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное; способствовать развитию моторики, пластичности, плавности движений кисти и точности глазомера; Воспитательные: формировать у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством; воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие; воспитывать аккуратность в выполнении творческих работ. Планируемые результаты: К концу освоения программы дети будут знать: основы линейной перспективы; основные законы композиции; пропорции фигуры и головы человека; различные виды графики; основы цветоведения; свойства различных художественных материалов; основные жанры изобразительного искусства; уметь: работать в различных жанрах; выделять главное в композиции; передавать движение фигуры человека и животных в рисунках; сознательно выбирать художественные материалы для выражения своего замысла; строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник); критически оценивать, как собственные работы, так и работы своих товарищей; Дети получат развитие обще учебных умений и личностных качеств: умение воспринимать конструктивную критику; способность к адекватной самооценке; умение радоваться своим успехам и успехам товарищей; трудолюбие, упорство в достижении цели; эмпатия, взаимопомощь. К концу освоения программы дети с ОВЗ будут Ориентироваться в понятиях: перспектива; композиция; пропорции; графика; цветоведение; свойства различных художественных материалов; основных жанров изобразительного искусства; уметь: отличать композиции по жанру; выделять главное в композиции; передавать движение фигуры человека и животных в рисунках; пользоваться основными художественными материалами для выражения своего замысла; строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник); оценивать, как собственные работы, так и работы своих товарищей; Дети получат развитие обще учебных умений и личностных качеств: умение воспринимать конструктивную критику; способность к адекватной самооценке; умение радоваться своим успехам и успехам товарищей; трудолюбие, упорство в достижении цели; взаимопомощь, поддержка. Раздел 1. Комплекс основных характеристик адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая про- грамма «Юные художники» составлена в соответствии с: - Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012г.; - Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р); - Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 - 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (зарегистрировано 18.12.2020); - Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 093242); - Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - Примерными требованиями письма Министерства образования и науки РФ «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» от 11 декабря 2006 года №06-1844; - Уставом МАУДО «ЦДОД «Дар»; - Локальными актами МАУДО «ЦДОД «Дар». - Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы, утверждена постановлением Правительства Российской федерации от 01. 12.2015 года №1297; - Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 года № вк-641/09 «О направлении методических рекомендаций». Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юные художники» - художественная. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества. Актуальность программы. Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества учащихся через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным. Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юные художники» заключается: для детей – приобретение познавательного и социокультурного опыта, раскрытие своего потенциала в любимом деле; таланта, реализация собственного для родителей - решает проблемы занятости ребенка, его социальной адаптации, общения; для учреждения - влияние результатов деятельности учащихся на престиж МАУДО «ЦДОД «Дар»; для города Кунгура - продуктивная занятость детей, результативное участие в городских конкурсах, фестивалях, таких как - «Солнечный круг», «В капле весь мир», «Рождественские чтения» и т.д. Кроме того, программа адаптирована на детей с ОВЗ, что также является актуальным на сегодняшний день. Количество детей с ОВЗ неуклонно растёт. Но дети с ОВЗ обучаются в коррекционных классах обычных школ, общаются с обычными детьми. Особенности их развития не позволяют в полном объёме осваивать обычные образовательные программы, в том числе и дополнительные, но при определённом подходе педагога, упрощении заданий тех же самых тем значительно расширяет кругозор ребёнка и вносит вклад в его развитие. Педагогическая целесообразность программы. Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры. Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа. Отличительные особенности. Содержание программы реализуется с использованием ряда программ по изобразительному искусству, таких как «Обучение в игре» – программа по ИЗО для детей младшего школьного возраста, автор Волобуева И. И., 2001 г., «Рисунок, живопись, композиция, декоративно-прикладное творчество» – комплексная программа изостудии, авторы Быкова Я. Г., Богданова Н. Г., Волобуева И. И., Смирнов А. А., 2007г. Отличительными особенностями дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юные художники» являются: во-первых, данная программа ориентирована на то, чтобы дать учащимся систематизированное образование по ИЗО, основанное на преимущественном изучении таких видов изобразительного искусства, как живопись, рисунок, графика, нетрадиционные техники рисования. Тем самым, программа «Юные художники» не только дает основательную базу по ИЗО, своего рода «школу» по данному виду художественной деятельности, но и создаёт для учащихся перспективу их творческого роста, личностного развития; во-вторых, программа рассчитана на несравнимо больший объём учебных часов по ИЗО, чем это дают описанные выше образовательные программы и типовые школьные программы. Увеличение продолжительности обучения (в первый год обучения – до 144 часов, во второй, третий и последующие годы возможно более глубокое освоение программы до 216 часов), потребовало авторской разработки целого ряда новых тем, их органичного включения в учебно-тематический план, расширения и углубления традиционно преподаваемых тем. Также, программой предусмотрена углубленная работа детей по созданию творческих работ к выставкам и творческим конкурсам. Развитию эстетического вкуса детей способствует оформление и декорирование художественных работ с использованием техник смешения ИЗО и прикладного творчества: оригами, аппликация, бумагопластика. Активное включение в программу игровых форм обусловлено, прежде всего, возрастными особенностями учащихся. Жизнь ребёнка тесно связана с игрой; игра – это не только удовольствие, через игру дети познают окружающий мир. Благодаря игре у ребёнка развивается внимание, воображение, память. Через игру можно увлечь детей изобразительным творчеством, привить любовь к искусству, разбудить в каждом из них потребность к художественному самовыражению; в третьих, программа успешно апробирована на детях с ограниченными возможностями здоровья, зарекомендовав себя среди учащихся коррекционных классов основной общеобразовательной школы. Учитывая особенности детей данной приоритетной категории, содержание образовательной программы для этих учащихся упрощено, с сохранением основной концепции. Цель программы – обучение учащихся основам изобразительного искусства, формирование творческой и созидающей личности, удовлетворение интересов детей в изобразительном искусстве с учётом индивидуальности каждого ребёнка; Задачи программы Обучающие: знакомить учащихся с жанрами изобразительного искусства; знакомить с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности; овладевать основами перспективного построения фигур; формировать умения по построению композиции с выделением композиционного центра. Развивающие: развивать у детей чувственно-эмоциональные проявления: внимания, памяти, фантазии, воображения; развивать художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное; способствовать развитию моторики, пластичности, плавности движений кисти и точности глазомера; Воспитательные: формировать у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством; воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие; воспитывать аккуратность в выполнении творческих работ. Срок реализации программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные художники» рассчитана на 5 лет обучения. Возраст участников реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Юные художники" от 5 до 17 лет. Форма обучения – очная. Формы и режим занятий. Основная форма организации – учебное занятие. При проведении занятий по охвату детей предусматривается индивидуальная, групповая, коллективная форма организации. По характеру учебной деятельности во время организации образовательно-воспитательного процесса используются следующие формы: словесные: - беседа (используется при подаче теоретического материала при взаимодействии педагога и учащихся); - объяснение нового материала; - инструктаж (используется с целью обеспечения безопасности учащихся); - анализ (используется при обсуждении рисунков, как педагогическая оценка процесса деятельности учащегося); наглядные: - показ видеоматериалов, презентационного материала (используется при объяснении нового материала); - выставки и мини-выставки (используются для публичной демонстрации результатов работы, итог творческой деятельности, наглядно показывающий художественно-эстетическое развитие и творческие возможности ребёнка, в данной программе; с обсуждением, используется при проведении промежуточного контроля); - конкурсы (выявление способных и талантливых детей); - мастер-класс (демонстрация творческого решения определённой познавательной и проблемной педагогической задачи) - наблюдение (используется при знакомстве с каким-либо объектом, предметом, явлением для дальнейшего творческого решения) - дидактический материал (используется для наиболее продуктивного объяснения нового материала); - экскурсия (для проведения наблюдения и изучения материала); практически-действенные: - практические занятия, изобразительная и фотографическая деятельность (проводятся после изучения теоретического материала); - упражнения на развитие мелкой моторики; - физкультминутки; - игровые ситуации; побудительно-оценочные: - тестирование (оценивание текущих знаний учащихся); - педагогическое требование и поощрение; - создание ситуации успеха, порицание; - награждение учащихся по результатам конкурсных мероприятий. Описываемые формы могут использоваться как этап учебного занятия или как отдельное занятие. Для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юные художники» используются следующие формы занятий: Вводное занятие – педагог знакомит учащихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей учащихся (особенно 1-го года обучения). Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми видами работы в тех или иных техниках с различными материалами (учащиеся получают преимущественно теоретические знания). Занятие «Рисование с натуры» – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру. Занятие «Рисование по памяти» – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память. Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка. Занятие-импровизация – на таком занятии учащиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей. Проверочное занятие – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога. Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей. Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии. Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач. Контрольное занятие – педагог подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде выполнения контрольного рисунка мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам. Режим занятий. Занятия по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юные художники» организованы в соответствии с возрастом детей. Для детей 5-7 летнего возраста академический час составляет 30 минут с физкультминуткой, для детей 8-17 лет - 45 минут, также с динамической паузой в середине занятия. Для детей с ОВЗ 40 45 минут. Предусматривается проведение спаренных занятий по 2 академических часа, с перерывом 10-15 минут. На первом году обучения недельная нагрузка составляет не более четырёх часов, на втором году не более 6 часов. Язык обучения - русский. Возрастные и психологические особенности учащихся. Одним из главных педагогических принципов при реализации программы «Юные художники» является учёт возрастных и психологических особенностей учащихся, занимающихся в детском объединении. Возраст учащихся от 5 до 7 лет является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Это наиболее благоприятный период для развития всех познавательных процессов детей: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения, что учитывает содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юные художники». У учащихся в возрасте 7-10 лет актуальными в развитии являются любознательность, потребность в игре, повышенная потребность в движении, дети в этом возрасте любят совместную деятельность, что учитывает педагог при подборе форм, методов, подходов к организации образовательной деятельности. Учебная деятельность в этом возрасте только ещё формируется как ведущая. Обучение должно побуждать целенаправленно к анализу их впечатлений от воспринимаемых объектов, осознанию их свойств и действий. В этом возрасте появляется способность к самоорганизации своей деятельности, развивается образное мышление, учитывая это, педагог подбирает игры и задания более высокого уровня, чем для старших дошкольников. У детей 10-12 лет происходит смена приоритетов, изменение психологического равновесия, неустойчивость воли, настроения, идет развитие теоретического мышления в доступных для этого возраста формах, педагог применяет на занятиях задания и упражнения, учитывающие данные факторы. В этом возрасте важно учить учащихся реально оценивать результаты своей деятельности, воспринимать не только похвалу, но и адекватно реагировать на критику, радоваться не только своим успехам, но и успехам других. Подростки в возрасте от 13 до 17 лет отличаются ярким формированием собственного «Я», выходом за рамки привычных мыслительных стереотипов, оригинальностью. Учитывая внутреннее тяготение к творческому воплощению, представлению себя педагог предусматривает более индивидуальную работу, нежели репродуктивное восприятие материала, предлагает выразить своё видение некоторых тематических заданий. Дети с ОВЗ, а конкретно, дети с ОВЗ, занимающиеся в коррекционных классах школ города – это дети с различными нарушениями в развития. Чаще всего встречаются учащиеся, у которых наблюдается: - низкий уровень развития восприятия, что требует предусмотреть педагогом необходимость отведения более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации; - недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность и т.д. Учитывая это педагог при объяснении материала больше отводит времени на работу с примерами, шаблонами, оригиналами, более подробно объясняет детям материал, с применением яркого и доступного демонстрационного материала; - внимание учащихся неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую; - память – заметное преобладание наглядной памяти над словесной; - снижена познавательная активность; - мышление – выраженное отставание в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. - снижена потребность в общении- компоненты языковой системы слабо сформированы; - низкая работоспособность. Учитывая данные факторы педагог дополнительного образования включает в методы и приёмы работы с детьми данной категории задания на внимание, развивающие упражнения, игры, весёлые динамические паузы и физкультурные минутки гораздо чаще, чем с обычными детьми. При организации образовательного процесса педагог обязательно использует наглядность, предметы на тактильное, зрительное восприятие, звуки на слуховое восприятие. Основные принципы, используемые педагогом при организации реализации программы при работе с детьми с ОВЗ: - индивидуальный подход к учащемуся; - предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного, красочного дидактического материала и средств наглядности); - использование методов, активизирующую познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную речь и формирующих необходимые учебные навыки; - проявление педагогического такта. Поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы в собственные силы и возможности; - доступность изучаемого материала. Дети с ОВЗ нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития, что должен учитывать педагог при реализации образовательного материала. Ожидаемые результаты и способы их проверки. В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства. Дети с ОВЗ по сути знакомятся с теми же темами, но объяснение педагога происходит в более доступной форме, с упрощением материала и более наглядно. К концу первого года обучения дети будут знать: основные и дополнительные цвета; цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета); понятие симметрии; контрасты форм; свойства красок и графических материалов; азы воздушной перспективы (дальше, ближе); основные приёмы бумажной пластики (складывание и скручивание бумаги); уметь: смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки; правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом; грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки; работать самостоятельно и в коллективе; Дети получат развитие обще учебных умений и личностных качеств: умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место; трудолюбие; самостоятельность; уверенность в своих силах. К концу второго года обучения дети будут знать: контрасты цвета; гармонию цвета; азы композиции (статика, движение); пропорции плоскостных и объёмных предметов; уметь: выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции; соблюдать последовательность в работе (от общего к частному); работать с натуры; работать в определённой гамме; доводить работу от эскиза до композиции; использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет); работать с бумагой в технике объёмной пластики; Дети получат развитие обще учебных умений и личностных качеств: умение работать в группе; умение уступать; ответственность; самокритичность; самоконтроль. К концу третьего года и последующих лет обучения дети будут знать: основы линейной перспективы; основные законы композиции; пропорции фигуры и головы человека; различные виды графики; основы цветоведения; свойства различных художественных материалов; основные жанры изобразительного искусства; уметь: работать в различных жанрах; выделять главное в композиции; передавать движение фигуры человека и животных в рисунках; сознательно выбирать художественные материалы для выражения своего замысла; строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник); критически оценивать, как собственные работы, так и работы своих товарищей; Дети получат развитие обще учебных умений и личностных качеств: умение воспринимать конструктивную критику; способность к адекватной самооценке; умение радоваться своим успехам и успехам товарищей; трудолюбие, упорство в достижении цели; эмпатия, взаимопомощь. К концу освоения программы дети с ОВЗ будут ориентироваться в понятиях: перспектива; композиция; пропорции; графика; цветоведение; свойства различных художественных материалов; основных жанров изобразительного искусства; уметь: отличать композиции по жанру; выделять главное в композиции; передавать движение фигуры человека и животных в рисунках; пользоваться основными художественными материалами для выражения своего замысла; строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник); оценивать, как собственные работы, так и работы своих товарищей; Дети получат развитие обще учебных умений и личностных качеств: умение воспринимать конструктивную критику; способность к адекватной самооценке; умение радоваться своим успехам и успехам товарищей; трудолюбие, упорство в достижении цели; взаимопомощь, поддержка. Учебно-тематический план 1 года обучения на 144 часа 1. Виды деятельности 2. Введение в образовательную среду 3. Живопись (уголь, пастель, акварель, гуашь, масло) 4. Роспись (хохломская, дымковская, г урало-сибирская) же 5. История изобразительного искусства льс кая , 6. Нетрадиционные способы рисования Аппликация. Оформление детских рисунков с 7. помощью аппликации. 7. Итоговое занятие Итого ппппомо с аппликацией Теория Практика 2 Всего 2 4 40 44 6 38 44 4 12 16 4 18 22 2 12 14 2 24 2 120 144 Календарно – тематический план 1 года обучения на 144 часа Месяц Общая тема Сентябрь Вводное занятие Сентябрь Живопись Номер занятия 1 22 занятия Темы занятий Колво часов Форма занятия Вводное занятие. Техника безопасности Пейзажная живопись 2 Инструктаж 44 часа Сентябрь 2, 3, Работа пастелью 4 Сентябрь 4, 5,6, Работа акварелью 6 Работа акварельными карандашами Октябрь 7.8,9, октябрь 10,11,12, Работа гуашью 6 октябрь 13,14, 15, Работа акварельными карандашами и гуашью 6 ноябрь 16, ,17, 18, Работа гуашью 6 ноябрь 19,20,21,22, 23, 22 занятия Работа гуашью и акварелью 10 Декабрь 24,25,26,27,28 , декабрь 29,30 31,32, Хохломская роспись Урало-сибирская роспись Роспись 33, 34.35,36,37,38 , 39, 40, 41,42,43, 44, 45 январь Февраль История изобразительного искусства 46, март 47,48, 44 часа 10 8 Учебное занятие Учебное занятие Учебное занятие Учебное занятие Гжельская роспись 12 Учебное занятие Роспись пластиковых форм 14 Учебное занятие 16 часов 8 занятий февраль 6 Учебное занятие Учебное занятие История изобразительного искусства Знакомство с творчеством Шишкина 2 4 Учебное занятие март 49,50, март 51,52,53, Нетрадиционные способы рисования Знакомство с творчеством Саврасова Знакомство с творчеством Поленова 11 занятий Нетрадиционные способы рисования Рисование в технике «Монотипия» 4 Учебное занятие 6 Учебное занятие 22 часа Учебное занятие 2 Учебное занятие 2 Учебное занятие март 54, март 55, Апрель 56, 57,58, Выполнение работ в техниках «Граттаж», 6 апрель 59,60, «Ниткография», 4 апрель 63, 64, «Монотипия», 4 апрель 61, 62, Рисование свечой», 4 май Аппликация 7 занятий 65,66,67,68,69 ,70,71 май Учебное занятие Учебное занятие Учебное занятие Учебное занятие 14 часов Аппликация. Оформление рисунков аппликацией 14 Учебное занятие Итоговое занятие Итоговое занятие 72 2 Итого 72 занятия 144 часа Календарно – тематический план 1 года обучения на 72 часа Месяц Общая тема Сентябрь Вводное занятие Сентябрь Живопись Номер занятия 1,2 14 занятия Сентябрь 3,4 Сентябрь 5,6 Темы занятий Колво часов Форма занятия Вводное занятие. Техника безопасности Пейзажная живопись Работа пастелью и гуашью. 2 Инструктаж Работа гуашью 2 Работа акварельными карандашами 14 часа 2 Октябрь 7,8 октябрь 9,10 Работа гуашью 2 октябрь 11,12 Работа акварельными карандашами и гуашью 2 ноябрь 13,14,15,16 Работа гуашью 4 Роспись 14 занятия 14 часов 4 Декабрь 17,18,19,20 декабрь 21,22 январь 23,24,25,26 Гжельская роспись 4 Февраль 27,28,29,30 Роспись пластиковых форм 4 История изобразительного искусства Хохломская роспись Урало -сибирская роспись 2 31,32 март 33,34,35,36 март 37,38,39,40 март 41,42,43,44 Учебное занятие Учебное занятие Учебное занятие Учебное занятие Учебное занятие Учебное занятие 14 часов 14 занятий февраль 2 Учебное занятие Учебное занятие История изобразительного искусства Знакомство с творчеством Шишкина Знакомство с творчеством И.И. Левитана Знакомство с творчеством 2 4 Учебное занятие 4 Учебное занятие 4 Учебное занятие Чарушина Нетрадиционные способы рисования 14 занятий Нетрадиционные способы рисования Рисование в технике «Монотипия» 14 часа Учебное занятие 3 Учебное занятие 3 Учебное занятие март 45,46,47 март 48,49,50, Апрель 51,52,53 Выполнение работ в техниках «Граттаж», 3 апрель 54,55 «Ниткография», 2 апрель 56,57 «Монотипия», 2 апрель 58 «Рисование свечой», 1 май Аппликация 12 занятий 59,60,61,62,63 ,64,65,66,67,6 8,69,70 май Учебное занятие Учебное занятие Учебное занятие Учебное занятие 12 часов Аппликация. Оформление рисунков аппликацией 12 Учебное занятие Итоговое занятие Итоговое занятие 71,72 2 Итого 72 занятий 72 часа Календарно-тематический план для детей 5-7 лет Педагог: Овчинникова.С. В. месяц вид тема Материал сентябрь Рисование в смешанной технике « Банка с засолками» Сухая пастель , гуашь. сентябрь Лепка « Аквариум» Пластилин сентябрь Аппликация « Божьи коровки» Цветная бумага, пастель, тонированная бумага. сентябрь Рисование « Морская Гуашь черепашка» (триз) сентябрь Аппликация « Золотая осень» (триз) Цветная бумага. сентябрь Лепка « Фрукты» Пластилин сентябрь Рисование « Листья летят» Пастель., гуашь. сентябрь Аппликация «Лебедь» Цветная бумага октябрь Лепка « Чудо-дерево» Пластилин октябрь Рисование «Грибочки» Пастель. Гуашь октябрь Аппликация « На лугу» Цветная бумага. октябрь Лепка «Цирк» Пластилин октябрь Рисование «Березка» ( Гуашь Рисование губкой) триз. октябрь Аппликация «Букет» Цветная бумага. октябрь Лепка «Звери в моем лесу!» Пластилин октябрь Рисование « Рябинка» ( триз) Пастель , гуашь. ноябрь Аппликация «Собачка» (оригами) Цветная бумага. Ноябрь Лепка Корзинка с овощами. Пластилин ноябрь Рисование «Ежик» (Губкой) Гуашь. ноябрь Аппликация «Фрукты» (Объемная апплик.) (Цветная бумага) ноябрь Лепка «Посуда» ( Пластилин Федорино горе по сказ.) ноябрь Рисование «Косынка для Гуашь осени» ( орнамент растит.) Ноябрь Аппликация «Украшение кувшина» Цветная бумага Ноябрь Лепка « Зайка» Пластилин Ноябрь Рисование « Первый снег» Пластилин. Декабрь Аппликация « Зимний лес» Цветная бумага , пастель. декабрь Лепка « Лисичка» Пластилин декабрь Рисование «Узоры на морозном окне» Гуашь, сухая пастель. декабрь Аппликация « Снеговичка» Цветная бумага декабрь Лепка « Дед Мороз и Снегурочка» Пластилин декабрь Рисование « Дед Мороз», «Снегурочка» Гуашь , Цветн.кар. Декабрь Аппликация « Елочка нарядная !»» Цветная бумага Декабрь Лепка «Дед Мороз и Снегурочка» Пластилин Январь Рисование «Дом деда Мороза» Гуашь , цветные каранд. Январь Аппликация « Совушка» Цветная Бумага Январь Лепка « Зоопарк» Пластилин Январь Рисование «Пушистики» ( Рисование по Е. Чарушину ) Губкой Гуашь Январь Аппликация « Веточка елочки Цветная бумага. с шишкой» Январь Лепка Девочка в шубке ( Пластилин по сказке « Снегурочка». Январь Рисование « Снегирь» Гуашь, пастель Январь Аппликация «Рождественская игрушка» Цветная бумага Февраль Лепка « По сказке « Три Пластилин медведя» Февраль Рисование « Гжельская игрушка» Гуашь Февраль Аппликация « Снежное кружево» (Аппликация из снеж.) Цветная бумага февраль Лепка « Наша армия Пластилин сильна» ( Ко Дню защитника Отечества), техника. Февраль Рисование « Портрет пап» Цветные карандаши. Февраль Аппликация « Клоун» Цветная бумага. Февраль Лепка «Зимние забавы» Пластилин. Март Рисование «Бегут ручьи...» Гуашь. Март Аппликация « Подснежники» Цветная Бумага. Март Лепка « Тортик для мамы» Пластилин Март Рисование « Портрет мам» Гуашь , цветные карандаши. Март Аппликация «Букет» (триз) Цветная бум. Ткань. Март Лепка «Дятел» Пластилин Март Рисование «Весенняя капель» Гуашь. Март Аппликация «Лисичка» ( оъемная) Цветная бумага Апрель лепка «Пасхальные яйца» (украшались кр.) Пластилин Апрель Рисование « Своречник» ( Гуашь грачи прилетели) Апрель Аппликация «Космос» ( Ко Дню космон.) Цветная бумага Апрель Лепка « Грачи прилетели» Пластилин Апрель Рисование « Веточка вербы» Гуашь. Апрель Аппликация «Украшение Цветная бумага. тарелочки « ( Узор в круге) Апрель Лепка «Дружок на прогулке» ( Объемная лепка) Пластилин Апрель Рисование « Сказочная страна» (В тепл.тонах) Гуашь. Май Аппликация «Бабочки» ( оригами) Цветная бумага. Май Лепка «На лугу» Пластилин Май Рисование « Веточка яблони» Гуашь, пастель. Май Аппликация «Букет» ( Объемн.цветы) Цветная бумага Май Лепка « Чудо-кот» Пластилин Май Рисование « Мы на радуге живем!» (Наш веселый город) Гуашь. Цветн.кар. Май Аппликация Оригами « Лебедь» Цветная бумага Май Лепка « Чудо-птица» Пластилин Содержание программы 1 года обучения на 144 часа 1. Вводное занятие. Знакомство с объединением, его традициями и историей, педагогом, демонстрация лучших работ, достижениями детей, историей ЦДОД «Дар». 2. Живопись Пейзажная живопись (уголь, пастель). Работа легкими материалами, (пастелью, углем, карандашом) Закрепление знаний, работы легкими материалами. Творческие работы. Пейзажная живопись (акварель, гуашь, масло).Работа акварелью (прозрачность, легкость). Работа гуашью. Дать понятие об особенностях работы с гуашью (ее плотность и т. д.) Работа масляными красками. Дать понятие, представление о работе с маслом, особенности работы с маслом (многослойность, от светлых тонов к более насыщенным) 3. Роспись. Знакомство с росписью. Хохломская роспись. Дать понятие, представление о хохломской росписи, выявление её особенностей. Гжельская роспись. Дать понятие представление о гжельской росписи. Выявление её особенностей. Дымковская роспись. Дать представление о дымковской росписи. Выявление её особенностей. Урало-сибирская роспись. Дать представление об урало -сибирской росписи. Выявление её особенностей. 4. История изобразительного искусства. Знакомство с жанрами, (портрет, пейзаж, натюрморт) Саврасовым, Серебряковым, Левитаном. Викторина. 5. Нетрадиционные способы рисования. Рисование губкой, нитью ниткография, рисование на стекле, роспись пластиковых форм. 9. Итоговое занятие. Выставка детских работ. Выявление эксклюзивных работ. Учебно-тематический план 2 года обучения на 144 часа Виды деятельности Теория Практика Всего Введение в образовательную среду 2 - 2 ]Живопись (уголь, пастель, акварель, гуашь, масло) Роспись (хохломская, дымковская, гжельская, урало-сибирская) 12 16 28 12 10 22 История изобразительного искусства 2 26 28 Нетрадиционные способы рисования 6 46 52 Аппликация 4 6 10 Итоговое занятие 2 ИТОГО 40 2 104 144 Календарно-тематический план 2 года обучения на 144 часа Месяц Сентябрь Общая тема Вводное занятие Живопись Сентябрь декабрь Инструкт аж. Техника безопасно сти 14 занятия Виды живописи 28 часов 11 занятий Работа сухой пастелью, сангиной Работа масляными красками и гуашью Основные виды росписи 12 Учебное занятие 16 беседа практика 22 часа 16,17, 18, 19, 20,21,22, 23, Хохломская роспись 16 Учебное занятие 24,25, 26, Гжельская роспись 6 Учебное занятие декабрь 28,29, 30,31, 32, январь 33,34, 35,36, 37,38, февраль Форма занятия 2 История 14 занятий изобразительно го искусства 27, февраль Кол-во часов Вводное занятие. 8,9,10, 11, 12,13, 14,15, Роспись Тема занятия 1 2,3, 4, 5,6. 7 октябрь ноябрь № занятия 39,40, Нетрадиционн 25 занятий ые способы рисования 41, 28 часов История изобразительного искусства Знакомство с творчеством С. Дали Знакомство с творчеством В. Гога Знакомство с творчеством Б. Вольехо 2 10 Учебное занятие 12 Учебное занятие 4 Учебное занятие 52 часа Монотипия 2 февраль 42, Эстамп 2 февраль , 43, ниткография 2 февраль 44,45, 46, Граттаж 6 Учебное занятие Учебное занятие Учебное занятие Учебное занятие март март март 47,48, 49,50, 51,52, Граттаж Ниткография Монотипия 4 4 4 март март 53, 54, Рисование свечой Рисование в технике «Процарапывание » Рисование мыльными пузырями Рисование свечой Рисование в технике «Процарапывание » Рисование в технике «Эстамп» Рисование в технике «Эстамп» 2 2 апрель 55,56, апрель апрель 57, 58, 59, 60,61, 62, апрель 63, 64, май 65,66, Аппликация май Итоговое занятие Итого 5занятия 67, 68,69, 70, 71, 72 72 занятия Аппликация. Подведение итогов за учебный год 4 4 8 4 4 10 часов 10 2 144 часа Учебное занятие Итоговое занятие Содержание программы 2 года обучения на 144 часа 1.Вводное занятие. Знакомство с планом на новый учебный год. Вспомнить успехи прошлого года. Какие работы были наиболее удачными. Что можно использовать наиболее интересное в новом учебном году. 2. Живопись. Рисование углем, пастелью, акварелью, сангиной. Работа акварелью. Гуашь. Работа гуашью. Выполнение работ с натуры. Работа масляными красками. Выполнение творческих работ на свободную тему. 3. История изобразительного искусства. Знакомство с Микеланджело, Ренуаром, Кустодиевым, Брюлловым и т. д. Викторина. 4. Нетрадиционные способы рисования, (ниткография, эстамп, работы по ткани, оформление пластиковых форм) 8. Итоговое занятие. Учебно-тематический план 2 года обучения на 216 часов Виды деятельности Введение в образовательную среду ]Живопись (уголь, пастель, акварель, гуашь, масло) Роспись (хохломская, дымковская, гжельская, урало-сибирская) Теория Практика Всего 3 3 3 60 63 3 60 63 История изобразительного искусства 3 30 33 Нетрадиционные способы рисования Итоговое занятие ИТОГО: 21 3 36 30 51 3 216 180 Календарно - тематический план 2 год обучения на 216 часов Месяц Общая тема № занятия сентябрь Вводное занятие Сентябрь Живопись 1 21 занятие Сентябрь 2,3,4,5,6,7,8, Октябрь 9,10,11,12,13, 14 15,16,17 18,19,20,21, 22 21 занятие Ноябрь Роспись ноябрь 23,24, 25 декабрь 26,27,28, 29,30,31, ,32,33,34 35,36, 37,38,39,40, 41 январь февраль ,42,43, История изобразительного искусства 44,45,46,47, 48,49 март 50,51,52,53,5 4, март Вводное занятие. Техника Безопасност и Виды живописи Виды живописи Работа сангиной Форма занятия 3 инструкта ж 63 часа 21 27 Работа гуашью Основные виды росписи Хохломская роспись Полхов – Майдановск ая роспись Гжельская роспись 15 Городецкая роспись 63 часа 9 27 21 6 33 часа Знакомство с творчеством художников пейзажистов Знакомство с творчеством И.Левитана, И. Шишкина 17занятий 55,56,57 Количество часов Работа маслом 11 занятий февраль Нетрадиционные способы рисования Тема занятия 18 15 51 час Рисование свечой 9 беседа апрель 58,59, 60,61,62,63, 64,65,66, май 67,68,69,70, 71 72 72 занятия Итоговое занятие Итого «Рисование в технике «Процарапы вание», «Рисование мыльными пузырями» Работа в техниках «Граттаж», «Монотипия» 27 15 3 216 часов Содержание программы 2 года обучения на 216 часов 1. Вводное занятие. Подведение итогов прошлого года. Знакомство с планом на новый учебный год. Экскурсия в салон - магазин прикладного творчества. 2. Живопись. Закрепление, работа легкими материалами уголь, пастель, (с натуры) Выставка. Работы гуашью. Творческие работы. Оформление плакатов, открыток. Работа с масляными красками.Работы с натуры. Выставка 3. Роспись. Хохломская роспись. Полхов – Майдановская роспись. Городецкая роспись. Гжельская роспись. Творческие работы на выбор. Оформление творческой выставки. 4. История изобразительногоискусства. Знакомство с творчеством художников И.Левитана, И. Шишкина,Ф. Поленова, Н. Ге. 5. Нетрадиционные способы рисования. Эстампы, ниткография, свеча, рисование мылом. 6. Итоговое занятие Учебно-тематический план 3 года обучения на 72 часа Виды деятельности Теория Практика Всего Вводное занятие 1 1 2 Живопись (уголь, пастель, акварель, гуашь, масло) 5 20 25 Роспись (хохломская, дымковская, гжельская, урало-сибирская) Аппликация 5 20 25 3 9 12 История изобразительного искусства 2 4 6 Итоговое занятие Итого 2 18 54 2 72 Календарно-тематический план 3 года обучения на 72 часа Меся ц Общая тема Вводное Сентяб занятие рь Живопись сентяб рь № занятия Вводное занятие. Техника безопасности 1 25 занятий 2-5 октябр ь 6-9 ноябрь Тема занятия Пейзажная живопись Работа углем и сангиной, сухой пастелью Работа пастелью и акварелью ноябрь 13 Роспись декабр ь 25 занятий 14-17 январь 18-20 февраль 21-24 март 25-26 Работа акварельными карандашами Урало – сибирская роспись март 27-28 Дымковская роспись Хохломская роспись Полхов – Майдановская роспись Смешение техник ИЗО и аппликация Аппликация апрель 29-32 Рисование кожей Аппликация История изобразитель ного искусства май 14 занятий 6 занятий Форма занятия инструктаж 2 25 часов Учебное занятие 8 9 Учебное занятие 6 Учебное занятие 2 Учебное занятие 10-12 Работа гуашью май Количест во часов 25 часов 8 6 8 Учебное занятие Учебное занятие Учебное занятие Учебное занятие 8 3 12 часов Учебное занятие Учебное занятие 4 6 часов 33-35, 6 Итоговое занятие 36 2 Итого 36 занятий Учебное занятие Контрольное занятие 72 часа Содержание программы 3 года обучения на 144 часа 1. Вводное занятие. Подведение итогов прошлого года. Знакомство с планом на новый учебный год. Экскурсия в салон - магазин прикладного творчества. 2. Живопись. Закрепление, работа легкими материалами уголь, пастель, (с натуры) Выставка. Работы гуашью. Творческие работы. Оформление плакатов, открыток. Работа с масляными красками. 3. Роспись. Урало – сибирская роспись. Дымковская роспись. Хохломская роспись. Полхов – Майдановская роспись. Оформление творческой выставки. 4. История изобразительного искусства. Знакомство с творчеством художников эпохи Возрождения. 5 Аппликация. Смешение техник ИЗО и аппликации. Рисование кожей. 6. Итоговое занятие Учебно-тематический план 3 года обучения на 144 часа Виды деятельности Теория Практика Всего Вводное занятие 2 2 Живопись (уголь, пастель, акварель, гуашь, масло) 10 40 50 Роспись (хохломская, дымковская, гжельская, урало-сибирская) Аппликация 10 40 50 6 22 28 История изобразительного искусства 4 8 12 Итоговое занятие Итого 2 34 110 2 144 Календарно-тематический план 3 года обучения на 144 часа Меся ц Общая тема Вводное Сентяб занятие рь Живопись сентяб рь 1 25 занятий 2.3.4,5,6, 7,8, октябр ь 9,10,11,12 13,14,15, 16, 17,18, ноябрь 19,20, 21, 22, 23, 24 ноябрь ,25, 26, Роспись декабр ь январь 25 занятий 27,28,29, 30,31,32,33,34 ,35,36,37, 38,39, 40, 41, 42, 43,44, 45,46,47,48 февраль март 49,50,51, Аппликация март апрель История изобразительно го искусства май май № занятия Итоговое занятие Итого 14 занятий 52, 53, 54, 55, 56, , 57,58, 59,60, 61,62,63, 64, 65, 6 занятий 66,67,68,69,70,71 , 72 72 занятия Тема занятия Вводное занятие. Техника безопасности Пейзажная живопись Работа углем и сангиной, сухой пастелью Работа пастелью и акварелью Работа гуашью Количеств о часов инструктаж 2 50часов 14 20 12 Дымковская роспись Хохломская роспись 50 часов 16 12 16 Полхов – 6 Майдановская роспись Смешение 28 часов техник ИЗО и аппликация Аппликация 10 Рисование кожей Учебное занятие Учебное занятие Учебное занятие Учебное занятие Работа акварельными 4 карандашами Урало – сибирская роспись Форма занятия 18 Учебное занятие Учебное занятие Учебное занятие Учебное занятие Учебное занятие Учебное занятие 12часов 12 2 144 часа Учебное занятие Итоговое занятие Содержание программы 3 года обучения на 144 часа 1. Вводное занятие. Подведение итогов прошлого года. Знакомство с планом на новый учебный год. Экскурсия в салон - магазин прикладного творчества. 2. Живопись. Закрепление, работа легкими материалами уголь, пастель, (с натуры) Выставка. Работы гуашью. Творческие работы. Оформление плакатов, открыток. Работа с масляными красками. 3. Роспись. Урало – сибирская роспись. Дымковская роспись. Хохломская роспись. Полхов – Майдановская роспись. Оформление творческой выставки. 4. История изобразительного искусства. Знакомство с творчеством художников эпохи Возрождения. 5 Аппликация. Смешение техник ИЗО и аппликации. Рисование кожей. 6. Итоговое занятие Учебно-тематические план 3 года обучения на 216 часов Виды деятельности Теория Практика Всего Вводное занятие 3 Живопись (уголь, пастель, акварель, гуашь, масло) 10 47 57 Роспись (хохломская, дымковская, гжельская, урало-сибирская) 10 50 60 История изобразительного искусства Нетрадиционные способы рисования Итоговое занятие Итого 15 10 3 51 21 47 36 57 3 3 165 216 Календарно-тематический план 3 года обучения на 216 часов Месяц Общая тема № занятия Тема занятия сентябр ь Вводное занятие 1 Техника безопасност и Живопись 19 занятий 2,3,4,5,6,7,8 сентябр ь октябрь 9,10,11,12,13 14,15,16,17,18, ноябрь 19, 20, 21 Роспись ноябрь 20 занятий 22,23,24, 25, декабрь 26,27,28,29,30 31,32,33,34 январь 35,36,37,38,39 40, февраль 41, История изобразительного искусства 42,43,44,45,46 47,48, март 49,50,51,52, 53, Нетрадиционны е способы рисования Уралосибирская роспись Полхов – Майдановская роспись Гжельская роспись Дымковская роспись 54,55,56,57 апрель ,58 59,60,61,62, 63,64,65 ,66,67 68,69,70,71 21 27 9 60 часов 12 27 18 3 36 часов Русская живопись В период 18 – 19 веков Фламандская живопись 19 занятий март май 57 часов Работа пастелью, акварелью Работа углем, сангиной, гуашью Работа масляной пастелью 12 занятий февраль Количест Форма во заняти часов я 3 Инструк таж 21 15 57 часов Рисование в технике «Граттаж» Рисование свечой 12 Рисование с помощью 18 24 ниток Итоговое занятие Итого 72 3 72 занятия 216 часов Содержание программы 3 года обучения на 216 часов 1. Вводное занятие. Знакомство с планом на новый учебный год. Подведение итогов прошедшего года. 2. Живопись. Творческие работы легкими материалами. Оформление выставки «Осенний блюз» Портретная живопись. Закрепление навыков и умений при изображении портрета. 3. Работы акварелью в разных жанрах и техниках. Оформление творческой выставки. 4. Творческие работы масляными красками в разных жанрах (портрет, пейзаж, натюрморт) Подготовка к выставке. 5. Оформление разделочных досок, шкатулок. (Урало-сибирской, жостовской и палехской росписи на выбор) Выставка. 7. Нетрадиционные способы рисования. Рисование цветными ручками. Имитация под кожу. 8. Итоговое занятие. Эксклюзивные работы за год. Выставка. Учебно-тематический план 4 года обучения на 144часа Виды деятельности Вводное занятие Живопись (уголь, пастель, акварель, гуашь, масло) Роспись (хохломская, дымковская, гжельская, урало-сибирская) Аппликация Нетрадиционные способы рисования Итоговое занятие Итого Теория Практика Всего 1 1 2 8 54 62 4 24 28 4 8 25 10 28 2 119 14 36 2 144 Календарно-тематический план 4 года обучения на 144 часа Меся ц Общая тема № занятия Тема занятия Количе ство часов Форма занятия сентябр ь Вводное занятие 1 Инструктаж по технике безопасности 2 Инструктаж Живопись 30 занятий 2,3,4,5,6,7,8, сентябр ь октябрь 9,10,11,12,13, 14,15 16,17, 18, 19,20, 21,22, ноябрь ноябрь 23,24, 25,26, декабрь 27,28, 29, 30, 31,32 Роспись 33, 34, январь 35,36, 37 38, 39, 40 Феврал ь 41, 42, 43,44, 45,46 7занятий февраль 47, 48, март 49, 50, 51,52,53 Нетрадиционн ые способы рисования март Рисование гуашью Рисование масляными красками Рисование сепией и сангиной 14 занятий декабрь Аппликация Пейзажная живопись Рисование пастелью, Работа акварелью 20 8 8 12 28 часов Хохломская роспись Урало – сибирская роспись Дымковская роспись 4 12 12 14 часов Создание открыток в технике «Аппликация», декорирование работ Аппликация в технике «Панно» 18 занятий 54, 55,56, 62 часа 14 4 10 36 часов Рисование губкой 6 апрель 57. 58, 59,60 апрель 61, 62, апрель 63,64, май май 65, 66, 67,68, 69,70, 71 май Итоговое занятие Итого Рисование в технике «процарапывание» рисование в точечной технике 8 Рисование по мокрому Рисование губкой Рисование в технике овощных печатей 4 4 8 6 72 2 72 занятия 144 часа Содержание программы 4 года обучения на 144 часа 1. Вводное занятие. Знакомство с планом на новый учебный год. Подведение итогов прошедшего года. Чаепитие. 2. Живопись. Портретная живопись. Закрепление навыков и умений при изображении портрета. Работы акварелью в разных жанрах и техниках. Рисование масляными красками в разных жанрах портрет, пейзаж, натюрморт. Работа пастелью, сангиной. 3. Роспись. Оформление разделочных досок, шкатулок. Уралосибирская, Жостовская и палехская роспись. 4. Нетрадиционные способы рисования. Рисование цветными ручками. Имитация под кожу. Рисование по – мокрому. Рисование в технике «Процарапывание». Рисование губкой. 5. Аппликация. 6. Итоговое занятие. Учебно-тематический план 4 года обучения на 216 часов Виды деятельности Теория Практика Всего Вводное занятие 3 Живопись (уголь, пастель, акварель, гуашь, 6 60 66 3 60 63 12 12 3 39 21 36 33 48 3 216 масло) Роспись (хохломская, гжельская, ПолховМай Май Майдановская роспись, уралосибирскаярроспись) роспись Аппликация Нетрадиционные способы рисования Итоговое занятие Итого 3 177 Календарно - тематический план 4 года обучения на 216 часов Месяц Общая тема № занятия Тема занятия Количест во часов Форма занятия сентябрь Вводное занятие 1 Техника безопасности 3 Инструк таж Живопись 22 занятия 2,3,4,5,6,7,8,9, сентябрь октябрь 10,11,12,13,14 15,16,17,18 ноябрь 19,20,21,22,23 Роспись ноябрь 21 занятие ,24,25,26, декабрь 27,28,29,30,31, 32,33,34,35 январь февраль 36,37,38,39,40 41 42,43,44, февраль Аппликация 11 занятий 45,46,47,48,49 март март апрель 50,51,52,53,54 55 Нетрадицио 16 занятий нные техники рисования 56,57,58 59,60,61,62,63,6 4,65,66,67 Работа пастелью, акварелью Работа гуашью, сангиной Работа масляной пастелью 66 часов 24 27 15 63 Полхов – Майданов ская роспись УралоСибирская роспись, Гжельская роспись, Дымковкая роспись. Изготовление открытки в технике объемной аппликации. Изготовление открыток с использовани ем техники оригами 9 27 18 9 33 часа 15 18 48 часов Морозный рисунок по ледяной бумаге Рисование с использовани 9 27 май 68,69,70,71 Итоговое занятие Итого ем кефирного фона Рисование цветными пятнами. Монотипия. 12 72 3 72 занятия 216 часов Содержание программы 4 года обучения на 216часов 1. Вводное занятие. Знакомство с планами на год. Инструктаж по технике безопасности. Повторение пройденного материала. 2. Живопись. Жанры живописи. Портрет. Пейзаж. Натюрморт. Закрепление пройденного материала. Творческая работа по выполнению живописи. 3. Роспись. 4. Аппликация. 5. Нетрадиционные способы рисования. Монотипия через стекло. Повторение известных техник и знакомство с различными техниками ТРИЗ. Выполнение творческих работ. 6. Итоговое занятие. Подведение итогов обучения. Учебно-тематический план 5 года обучения на 144 часа № п/п Название тем и разделов программы Теория Практика Всего часов 1 Вводное занятие 1 1 2 2 Живопись (уголь, сангина, акварель, масло) 10 56 66 3 Роспись (урало-сибирская, жостовская, палехская миниатюра) 6 26 32 4 Нетрадиционные рисования 10 32 42 5 Итоговое занятие 1 1 2 Итого 28 116 144 способы Календарно – тематический план 5 года обучения на 144 часа Месяц Общая тема № занятия сентяб рь Вводное занятие 1 Живопись 33 занятия 2,3,4,5,6,7,8,9,10 сентяб рь октябр ь 11,12,13,14,15, 16,17,18,19 ноябрь 20,21,22,23,24 25,26, декабр ь 27,28,29,30,31, 32,33,34, Роспись декабрь январь 16 часов 35, февраль 36.37,38,39,40, 41, 42,43,44,45,46, 47, март 48,49,50, Нетрадиционные 21 занятие способы рисования март апрель май Итоговое занятие 51,52,53,54,55, 56.57,58,59,60, 61, 62,63,64, 65,66,67,68,69, 70, 71 1 Тема занятия Количе ство Техника 2 безопасност и Рисование сухой пастелью, акварелью Рисование сангиной, углем Рисование масляными красками Рисование белой гуашью на тонированной бумаге 66 часов 18 18 14 16 32 часа Жостовская роспись Жостовская роспись Урало – сибирская роспись Палехская миниатюра 2 12 12 6 42 часа 10 18 14 2 Форма занятия Содержание программы 5 года обучения на 144 часа 1. Вводное занятие. Знакомство с планами на год. Инструктаж по технике безопасности. Повторение пройденного материала. 2. Живопись. Жанры живописи. Портрет. Пейзаж. Натюрморт. Закрепление пройденного материала. 4.Роспись. 4. Нетрадиционные техники рисования. Монотипия через стекло. Повторение известных техник и знакомство с различными техниками ТРИЗ. Выполнение творческих работ. 6. Итоговое занятие. Подведение итогов обучения. Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юные художники» 2.1. Календарный учебный график № Организация учебного процесса Продолжительность 1 Количество учебных недель 36 2 Количество учебных дней 72 3 Даты начала и окончания учебного года С 1 сентября по 31 мая 4 Даты каникул С 1 июня по 31 августа 5 Организация контрольных занятий Декабрь, май 2.2. Условия реализации программы Особенности набора учащихся С целью создания условий для разностороннего развития личности ребенка набор детей в детские объединения в МАУДО «ЦДОД «Дар» осуществляется по интересам, с согласия детей и родителей. Специального «отбора учащихся по способностям» в детское объединение не проводится. После набора учащиеся комплектуются в учебные группы по возрасту. В связи с трудностью набора учащихся одного возраста, но большим желанием детей и родителей заниматься в детском объединении «Юные художники», некоторые группы формируются по принципу разновозрастного комплектования. В таком случае, при организации учебного занятия, педагог большое внимание уделяет индивидуальной работе не только на занятии, а и при планировании учебного процесса. Материально-техническое оснащение Материально-техническая база, для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юные художники», соответствует действующим нормам охраны труда, санитарно-гигиеническим, противопожарным нормам. Часть групп детского объединения организованы на базах коррекционных классов школ города Кунгура. Занятия организованы на основании договора о передаче муниципального недвижимого имущества, принадлежащего на праве оперативного управления муниципальным учреждениям в безвозмездное пользование без возмещения расходов на содержание. Для занятий выделены кабинеты, соответствующие всем требованиям. Занятия могут организованы в течение рабочей недели в первую или вторую смену. Организация рабочего пространства учащихся осуществляется с применением здоровьесберегающих технологий. Между занятиями для отдыха детей и между сменами учебных групп обеспечивается проветривание кабинета. В ходе занятия проводится обязательная физкультурная минутка, направленная на снятие общего напряжения, детьми выполняются упражнения на снятие зрительного напряжения, напряжения мелких мышц кистей и туловища. Для детей с ограниченными возможностями здоровья в течение занятия проводятся две динамические паузы. Для занятий изо и аппликацией используется следующее оборудование и материалы: Акварельная бумага А4; Акварельные краски 18 цветов; Кисти №3, №6, №8 (синтетика); Баночка для воды; Тряпочки для протирания кистей; Цветная бумага; Картон; Клей-карандаш; 2 простых карандаша; Ластик; Ножницы; Линейка; Пластилин. Кабинеты иметь следующее оснащение: - помещение с хорошим дневным и вечерним искусственным освещением; - столы и стулья, соответствующие возрасту детей; - доска магнитная; - мольберты; - раковина для забора воды и мытья рук. Для успешности занятий в студии используются различные наглядные пособия, наглядный фонд: - муляжи фруктов, овощей, грибов; - предметы быта (чашка, ваза, кувшин и т.д.); - гипсовые геометрические тела и орнаменты. Дидактические и методические материалы: - наглядные пособия – позволяющие продемонстрировать обучаемым общие сведения о различных видах искусства; - методические указания по выполнению различных техник рисунка и живописи; - альбомы с заранее приготовленными образцами разных техник изобразительного искусства. Условия реализации программы. Основным условием для реализации занятий изобразительным искусством является творческая, эмоциональная атмосфера, раскрепощающая детей. Методы, используемые в организации учебно-воспитательного процесса. Формы и методы. В работе с детьми используются: беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание, демонстрация наглядных пособий, позволяющая конкретизировать учебный материал, участие в конкурсах, организация выставок детских работ. Программой предусматриваются следующие виды занятий: - рисование с натуры; - рисование на тему, по представлению, по памяти; - рисование на декоративно-прикладную тематику; - беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. На занятиях используются такие формы работы, как: конкурсы, игры, вызывающие творческую активность детей, их интерес к занятиям искусством. Содержание занятий учитывает интересы детей, их возрастные особенности и соответствуют принципам дидактики. Занятия состоят из нескольких этапов: - повторение - проверка полученных знаний; - повторение пройденных знаний; объяснение материала, показ наглядного материала (репродукции, учебные таблицы, детские работы и т.д.); - закрепление знаний - подведение итогов, обсуждение работ. 2.3. Формы контроля и оценочные материалы Формы подведения итогов В МАУДО «ЦДОД «Дар», согласно Положению о системе внутреннего мониторинга качества образования, педагогами по ходу реализации образовательных программ используется три вида контроля результатов: текущий (цель – выявление ошибок и успехов в работах учащихся); промежуточный (проверяется уровень освоения детьми программы за учебный год); итоговый (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы по окончании всего курса обучения). Выявление достигнутых результатов осуществляется: 1. через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала); 2. через отчётные просмотры законченных работ. Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется педагогом в «Карте наблюдений». Для определения уровня усвоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юные художники» учащимися, её дальнейшей корректировки в учебных группах детского объединения предусмотрен промежуточный и итоговый контроль. Задачи контроля: - определение уровня практических умений и навыков детей; - определение уровня теоретических знаний; - выявление уровня развития личностных качеств детей; - соотнесение прогнозируемых результатов с реальными результатами; - корректировка содержания программы. Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: - устный контроль и самоконтроль (беседа, рассказ учащегося, объяснение, устный опрос); - практический контроль (умение пользоваться материалами, оборудованием, работать в различных техниках); - дидактические тесты (набор заданий по определённому материалу); - наблюдение (изучение учащихся в процессе обучения); - обсуждение работ (выявление сильных и слабых сторон в рисунке). Выбор метода зависит от уровня подготовленности и опыта учащихся. Для создания комфортного психологического климата на занятиях применяются следующие педагогические приёмы: похвала, поощрение, одобрение, моральная поддержка, подбадривание, положительный настрой на предстоящую работу, создание ситуации успеха, доверие, моральная поддержка, но, несмотря на эти приёмы, педагог общается с учащимися в доброжелательно-требовательной манере, оставаясь для них авторитетом. В конце каждого уровня (года обучения) проводится итоговое занятие. Основной формой промежуточного и итогового контроля является выставка самостоятельных работ детей по заданию педагога с последующим обсуждением. Большое значение имеет и наблюдение педагога за развитием ребёнка, участие в конкурсных и выставочных мероприятиях различного уровня. Отслеживание результата проводится по трем уровням сложности и оценивается баллами: 1. Репродуктивный (знание, умение) – 1 балл – низкий уровень; 2. Частично-поисковый (знание, умение) – 2 балла – средний уровень; 3. Творческий (знание, умение) – 3 балла – высокий уровень. Риски и пути их минимизации Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа является основным документом образовательной деятельности каждого педагога. Образовательная программа составлена с учётом возрастных, физиологических и индивидуальных особенностей учащихся. Содержание программы направлено на приобретение определённых знаний в выбранном виде деятельности. Программа предполагает освоение теоретического материала, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы планируемо, но бывают случаи, когда, по объективным причинам, планируемые часы не могут быть выданы. Причинами, чаще всего, являются: карантин, болезнь педагога, обучение педагога, иные случаи, не зависящие от учащихся и педагогов. В связи с этим, с целью минимизации потерь планируемого материала, организация образовательного процесса может корректироваться. Возможные варианты: 1. Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в удалённом режиме, а также с применением дистанционных образовательных технологий; 2. Замена тем занятий, ознакомление с которыми невозможно в удалённом режиме на более доступные для реализации программы. 3. Выдача программного материала по изменённому расписанию; 4. Сокращение часовой нагрузки на отдельные темы программы; 5. Замена педагога другим специалистом; 6. Выдача материала дополнительными и самостоятельными заданиями с последующим представлением их на занятии. Ещё одним риском организации образовательного процесса в дополнительном образовании является движение контингента в течение учебного года, в результате которого возможно невыполнение показателей Муниципального задания по направленностям. В виду того, что одним из принципов дополнительного образования является добровольность, учащиеся и родители могут в любое время прервать отношения с учреждением. Дополнительный набор в группы второго и последующих лет обучения возможен на основании наличия базовых знаний в выбранном виде деятельности, выявленный путём предварительного собеседования и результатов входящего мониторинга. Литература 1. Беда Г.В. “Основы изобразительной грамоты” М., 1989. 2. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с. 3. Компанцева Л.В. “Поэтический образ природы в детском рисунке” – М., 1985 г. 4. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с. Маслов Н.Я. “Пленэр” – М., 1989 г. 5. Неменский Б.М. “Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания” – М., 1987 г. 6. Одноралов Н.В. “Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве” М., 1983 г. 7. “Основы декоративного искусства в школе”. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина. – М., 1981 г. 8. Полуянов Ю.А. “Дети рисуют” Москва “Педагогика” 1988 г. 9. “Программно–методические материалы. Изобразительное искусство”. Сост. В.С.Кузин. 10.“Программы дополнительного художественного образования детей” Москва “Просвещение” 2009 год. 11.“Рисунок. Живопись. Композиция” хрестоматия “Просвещение” 1989. 12.Сокольникова Н.М. “Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе”. – М., 1999 г. 13.Сокольникова Н.М. “Основы живописи”. Обнинск. 1996 г. 14.Сокольникова Н.М. “Основы композиции”. Обнинск, 1996 г. 15.Сокольникова Н.М. “Основы рисунка”. Обнинск, 1996 г. 16.. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей . – Москва, 2001. Стасевич В.Н. “Пейзаж: картина и действительность”. М., 1978 г. 17.Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д.», 2001. – 64с. Энциклопедический словарь юного художника. – М., 1983 г. 18.Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2006. – 128с. Шитов Л.А. “Живопись” М., 1995. 19.Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с. 20.Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с. ПРИЛОЖЕНИЕ План методической работы на 2021-2022 уч. год. 1.Работа по самообразованию: 1.1. Участие в: - семинарах ЦДОД «Дар»; - в совещаниях; - педсоветах; - городских ярмарках; - городских выставках; 2. Создание мультимедиа-презентаций для использования на занятиях; 3. Участие в выставке декоративно-прикладного творчества «Калейдоскоп талантов»; 4. Знакомство и изучение материалов по профилю (книги, журналы); 5. Посещение занятий коллег; 6. Работа над методической темой; 7. Разработка учебно-методического комплекса программы: 7.1.Изготовление наглядных пособий; 7.2. Изготовление раздаточных материалов; 7.3. Разработка учебных занятий; 7.4. Разработка мастер – классов по профилю деятельности; 7.5. Подготовка образцов изделий; 8. Проведение открытых занятий; 9. Участие педагога в конкурсах профессионального мастерства. 10. Презентация методической темы на педагогической конференции в ЦДОД «Дар»; 11. Методическая работа по созданию в образовательной программе модулей «Образовательный маршрут», «Текущий и промежуточный контроль; 12. Оформление учебного кабинета по профилю деятельности; План воспитательной работы на 2021 – 2022 учебный год Содержание воспитательной работы 1. Воспитание любви к родному городу и бережного отношение к нему 2.Развитие гражданственности и правового самосознания 3. Организация работы по здоровье сбережению Формы работы Младший Средний школьный школьный возраст возраст Игра – беседа Игра «Что я «Мое любимое сделал для место отдыха в города?» Кунгуре» Игра – Конкурс викторина рисунков «Я люблю «Мой Кунгур» Кунгур» Конкурс Игра – беседа рисунков «Права ребенка» «Берегись автомобиля» Проведение Организация физкультработы на пленэре минуток на (работа на занятиях природе) Старший школьный возраст Акция «Доброе дело – любимому городу» Игра – викторина «Храмы Кунгура» Игра на тему «Мои права» Конкурс рисунков «Отдыхаем всей семьей» Сроки проведения Сентябрь февраль Октябрь апрель Март ноябрь Январь май Тестовые материалы для организации текущего контроля учащихся Первый год обучения ФИО учащегося__________________________ Перечень вопросов Ответы детей 1. Какие цвета нужно смешать, чтобы получить оранжевый цвет? А) зеленый и желтый; Б) красный, желтый; С) желтый, коричневый; Д) синий, красный; А) охра, желтый, красный, оранжевый; Б) зеленый, , белый, черный; С) голубой, синий, фиолетовый; Д) бордовый, синий, зеленый; А) голубой, синий, фиолетовый; Б) белый, синий, красный; С) зеленый, коричневый, черный; Д) розовый, синий, зеленый; А) красный, синий; Б) белый, желтый; С) красный; черный; д) зеленый, белый; 2. Какие цвета относятся к тёплой гамме? 3. Какие цвета относятся к холодной гамме? 4. Какие цвета нужно смешать, чтобы получить фиолетовый цвет? 5. Назовите основные цвета? 6. Назовите торжественные цвета? А) желтый, синий, красный; Б) серый, белый, черный; С) голубой, синий, фиолетовый; Д) красный, желтый, оранжевый; А) красный, белый, черный; Б) красный, синий, зеленый; С) коричневый, желтый, бордовый, Ответы в баллах Д) черный, синий, голубой 7. Назовите художников А) Шишкин; – пейзажистов? Б) Моне; С) Матисс; Д) Врубель; А) с крупных 8. С чего лучше деталей; начинать рисунок? (с мелких деталей или Б) с угла; С) с середины; с крупных частей)? Д) с нижней части листа; А) белый, серый, 9. назовите ахроматические цвета? черный; Б) голубой, синий, фиолетовый; С) красный, бордовый, оранжевый; Д) коричневый, серый, черный; Тестовые материалы для организации текущего контроля учащихся Второй год обучения ФИО учащегося__________________________ № п./п. Перечень вопросов 1. Назовите название краски, которая получается при смешивании синей и красной краски? Найдите правильный ответ. К ахроматическим цветам относятся: зеленый, белый, синий, серый, желтый, черный Что такое эскиз рисунка? 2. 3. 4. Назовите теплые тона цвета? 5. Что такое композиция? 6. Что относится к контрастным цветам? 7. Какую краску не используют для работыв альбомах? Итого: Ответы учащихся А)красная; Б) зеленая; С) синяя; Д) коричневая; А) белый, серый, черный Б)желтый; С) зеленый; Д) коричневый; А) набросок; Б) эстамп; С) гризайль; Д) Граттаж; А) фиолетовый; Б) оранжевый; С) зеленый; Д) голубой; А) составление рисунка; Б) перспектива; С) симметрия; Д) штриховка; А) красный - зеленый, синий - оранжевый; желтый – фиолетовый; Б) белый; С) коричневый; Д) голубой; А) тушь; Б) гуашь; С) масляная краска; Д) акварель; Ответы (в баллах) 1б. 2 б. 3 б. Тестовые материалы для организации текущего контроля учащихся Третий год обучения ФИО учащегося__________________________ № п./п. Перечень вопросов 1. Укажите название способа выполнения рисунка путем процарапывания острым инструментом по бумаге или картону Укажите название сухих мягких мелков без оправы? 2. 3. 4. 5. Укажите название животного, из шерсти которого нельзя изготовить кисти Укажите название цветового сочетания, с помощью которого художник создает художественный образ Укажите слово не являющееся названием цвета 6. Укажите слово, не являющееся названием краски 6. Назовите теплые тона цвета 7. Что не используется для работы в альбомах Итого: Ответы учащихся А) Грильяж; Б) гуашь; С) Граттаж; Д) Гризайль; А) постель; Б)пастель; С) акварель; Д)гризайль; А) белка; Б) колонок; С) барсук; Д) кошка А) колер Б) колорит С)жанр Д) группировка А) бордо; Б) багрянец; С) маренго; Д) хаки; А) хна; Б)гуашь; С) рыжая; Д) сурик; А)фиолетовый; Б) оранжевый; С) зеленый; Д)голубой; А) тушь; Б) гуашь; С)масляная краска; Д) акварель; Ответы (в баллах) 1б. 2 б. 3 б. Тестовые материалы для организации текущего контроля учащихся Четвертый год обучения ФИО учащегося__________________________ № п./п. Перечень вопросов 1. назовите, что не относится к графике 2. Назовите вид карандашей 3. Укажите , что не относится к названию краски 4. Укажите название хроматического цвета 5. Укажите вида живописи, выполненный в одном цвете 6. Назовите населенный пункт, который не относится к центру народных ремесел Назовите населенный пункт народного промысла, в котором не изготавливают игрушки 6. 7. Назовите фамилию художника - баталиста Итого: Ответы учащихся А) коллаж; Б)резерваж; С) рисунок; Д)монотипия; А)тартуш; Б)сангина; С)темпера Д)арабеско; А) бордо; Б) сажа; С)охра; Д) тушь; А) коричневый; Б) серый; С)белый; Д) черный; А) миниатюра; Б) диорама; С) марина; Д) гризайль; А) Палех; Б) Вологда; С) Мстера; Д) Ржев; А) Дымка; Б) Конаково; С) Палех; Д) Хлуднево; А) Куинджи; Б) Верещагин; С)Саврасов; Д) Ярошенко; Ответы (в баллах) 1б. 2 б. 3 б. Тестовые материалы для организации текущего контроля учащихся Пятый год обучения ФИО учащегося__________________________ Перечень вопросов № п./п. 1. Укажите фамилию русского художника 2. Укажите предмет, который не используют для палитры 3. Укажите название ахроматического цвета 4. Укажите название картины, которую написал художник Моне 5. Расставьте в соответствующей последовательности населенные пункты, в которых изготовлены следующие предметы декоративно – прикладного творчества: шкатулки, матрешки, кружева, подносы Назовите название холодного тона цвета 6. 7. Укажите состав, наносимый художником на холст перед началом работы 8. Назовите, что не относится к орнаменту Итого: Ответы учащихся А) Шагал; Б) П. Гоген; С) Врубель; Д) В.В. ван Гог; А)оргалит, покрытый белой эмалью; Б)плотная бумага; С) керамическая тарелка; Д) красно – белая ткань; А) красный; Б) белый; С)синий; Д) зеленый; А) рожь; Б) подсолнухи; С) стога; Д) завтрак; Д) Палех; (1) А) Загорск; (2) С) Вологда; (3) Б) Жостово; (4 А)синий; Б) оранжевый; С)красный; Д) желтый; А) грунт; Б) масляная краска; С) отлив; Д) колер; А) розетка; Б) роспись; С) рохайль; Д) меандр; Ответы (в баллах) 1б. 2 б. 3 б. Индивидуальный творческий маршрут Детское объединение « Юные художники» ___________________________________ Название Характеристик а деятельности ребенка 1 этап «Чудесная копилка» Форма представлени я результатов Эскизы . ( Выполненные в графике и акварели) Выставка 2 этап « Творческие Творческая работы мастерская выполненные в » различных техниках . разными материалами 3 этап Авторские « Кузница выставки. мастерства. « Радуга творчества», « Творческая фиерия» Выставка Педагогически й мониторинг Текущий тест по темам. Промежуточны й тест выставки Промежуточны е тесты Результативност ь индивидуальной работы Познакомить со свойствами графических материалов и свойствами акварели. Познакомить со свойствами работы различными материалами. Анализ творческих работ, рекомендации . создание творческого поэкта.