2 Оглавление Информационный паспорт дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы ...................................................................................................................................... 3 «Театральный» ............................................................................................................................... 3 Раздел 1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Театральный».......................................................................... 4 1.1. Пояснительная записка .................................................................................................. 6 1.2. Учебный план .................................................................................................................. 2 Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» ........................................... 21 2.1. Календарный учебный график .................................................................................... 21 2.2. Условия реализации программы ..................................................................................... 22 2.3. Мониторинг ................................................................................................................... 25 результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Театральный»..................................................................................................... 25 Список литературы ...................................................................................................................... 29 3 Информационный паспорт дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Театральный» Автор-составитель - педагог дополнительного образования Виктория Игоревна Борисова; Год разработки: 2022; По степени авторства: модифицированная (проанализированы программы театральной деятельности: авторская программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Ганелина Е.Р., образовательная программа «Основы театрального искусства» Похмельных А.А.) По направленности: художественная; По возрасту: от 10 до 17 лет; По уровню усвоения образовательного процесса: общекультурная; По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности: однопрофильная; По функциональному назначению: развивающая; По продолжительности реализации: 2 года; По времени реализации – долгосрочноая; По целевой установке: личностно-ориентированная; По гендерному составу: для девочек и мальчиков; Цель: приобщение учащихся к театральному искусству, формирование творческой личности обладающей художественным вкусом, разносторонними взглядами, умеющей выражать собственное мнение, способной понимать и ценить прекрасное. Задачи: Образовательные: 1. Принимать и сохранять учебную задачу; 4 2. Формировать умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; 3. Формировать умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия; Развивающие: 4. Развивать навык творческого подхода к работе над ролью; 5. Развивать пластические и речевые данные учащихся; 6. Развивать воображение, фантазию и память; Воспитательные: 7. Воспитать социально адекватную личность, способную к активному творческому сотрудничеству; 8. Прививать культуру осмысленного чтения литературных и драматургических произведений; 9. Воспитывать дух командности, взаимовыручки и поддержки в группе; 10. Воспитывать художественный вкус. Планируемые результаты к концу освоения программы Умения, навыки, способности, развитые в ребёнке к концу обучения по ДООП «Театральный» заключаются в правильном и доброжелательном оценивании своей и чужой работы, выполнении организаторской функции. К концу освоения ДООП «Театральный» обучающиеся научатся: - включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность; - работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; - обращаться за помощью; - предлагать помощь и сотрудничество; - слушать собеседника; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; 5 - формулировать собственное мнение и позицию; - осуществлять взаимный контроль; - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. - читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; - выразительному чтению; - различать произведения по жанру; - развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; - видам театрального искусства, основам актёрского мастерства; - умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение) 6 Раздел 1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Театральный» 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральный» разработана на основе следующих нормативных документов: - Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012г.; - Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р); - Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 - 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (зарегистрировано 18.12.2020); - Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242); - Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 7 - Примерными требованиями письма Министерства образования и науки РФ «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» от 11 декабря 2006 года №06-1844; - Уставом МАУДО «ЦДОД «Дар»; - Локальными актами МАУДО «ЦДОД «Дар». Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – художественная, способствует развитию художественного вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам театрального искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа восприятия мира. Уже давно повсеместно безоговорочно принято, что театр способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство партнёрства и товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с окружающей социальной средой. ДООП «Театральный» построена, прежде всего, на обучении учащихся саморегуляции и налаживанию межличностных процессов. Деятельность педагога направлена на выработку произвольного внимания, рабочей мобилизации, умения распределять ответственность, умения читать поведение другого человека и правильно выбирать свой тип поведения для решения жизненных задач. Творчество – это труд души и разума. В нём обязательно проявляется эстетический вкус, уровень образованности, внутренняя культура. Если рассматривать творчество применительно к отдельному человеку то, прежде всего, это радость самовыражения и радость ощущения, что тебя понимают другие. Каждый человек, независимо от возраста, находит в творчестве то, что ему близко и необходимо. 8 С одной стороны, творчество – актуальная потребность детства. Творческая активность психологическими детей обусловлена особенностями: их чувственной возрастными и восприимчивостью, синкретизмом (целостностью мировосприятия), а также двигательной гиперреактивностью и интересом к деятельному контакту с действительностью. С другой стороны, именно детское творчество – сложный процесс познания растущим человеком окружающего мира, самого себя, способ выражения своего личностного отношения к познаваемому. Оно имеет значение для личностного развития человека в пору его детства и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем. Появляется необходимость включения большинства детей в творческую деятельность, создания оптимальных условий для организации детского творчества с самого раннего возраста. Цель: приобщение учащихся к театральному искусству, формирование творческой личности обладающей художественным вкусом, разносторонними взглядами, умеющей выражать собственное мнение, способной понимать и ценить прекрасное. Задачи: Образовательные: 11. Принимать и сохранять учебную задачу; 12. Формировать умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; 13. Формировать умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия; Развивающие: 14. Развивать навык творческого подхода к работе над ролью; 15. Развивать пластические и речевые данные учащихся; 16. Развивать воображение, фантазию и память; 9 Воспитательные: 17. Воспитать социально адекватную личность, способную к активному творческому сотрудничеству; 18. Прививать культуру осмысленного чтения литературных и драматургических произведений; 19. Воспитывать дух командности, взаимовыручки и поддержки в группе; 20. Воспитывать художественный вкус. Новизна программы заключается во внедрении современных тенденций искусства в области театрального творчества в образовательный процесс с целью приобретения новых знаний, умений навыков; в реализации идеи эффективного развития творческой личности в условиях сотворчества учащихся в разновозрастном творческом объединении; в синтетическом подходе к обучению детей и комплексному тематическому отбору репертуара. В современных неустойчивости творческие условиях мира, занятия революции остаются прогрессирующей в динамики информационных актуальными, т.к.: и технологиях дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Театральный» определяется запросом со стороны детей и родителей. Приобщение детей к миру творчества, знакомство с различными техниками в области театральной деятельности, оказывают художественного вкуса, положительное открывают влияние простор на для формирование последующего совершенствования творческих способностей детей, знания, полученные на занятиях в дополнительном образовании, обогащают и совершенствуют навыки, полученные по итогам имеющихся знаний. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. У детей происходит развитие чувственного восприятия, фантазии, эмоций, мысли в процессе воздействия искусства на человека целостному переживанию и осмыслению в искусстве. происходит благодаря 10 Педагогическая общеобразовательной целесообразность общеразвивающей дополнительной программы «Театральный» заключается в научении ребёнка ориентироваться в театральном искусстве, умению найти и реализовать себя в деятельности, способствующей его духовному развитию. Формирование полноценной личности было и остаётся важной задачей дополнительного образования, предполагает гармоничное сочетание умственного и физического развития, стремлению поиска красоты в жизни и искусстве. Театр активизирует и развивает интеллектуальные и одновременно образно-творческие способности ребёнка, он начинает свободно фантазировать и в области текста, и в области компоновки пространства, и в области музыкального оформления. Театр побуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно, чем раньше. При использовании метода драматизации на занятиях по любым предметам, дети усваивают материал неоспоримо лучше по нескольким причинам: он становится для них личностно значимым, а, кроме того, пропускается через моторику, через тело, которое гораздо лучше воспринимает информацию, чем слух в отдельности. Образовательная деятельность художественно-творческого связана развития детей с в поиском условиях модели системы дополнительного образования детей на основе синтеза искусств (сценическое искусство, вокал, литературное творчество) в разных видах художественной деятельности программы (восприятие, целесообразна исполнительство, и потому, что творчество). Реализация посредством выполнения творческих заданий происходит ненавязчивая работа над формированием творческих способностей учащихся, способностью выразить себя, свои эмоции и чувства. Отличительные особенности. Рассмотрев ДООП театральной деятельности: авторская программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Ганелина Е.Р., образовательная программа «Основы театрального искусства» Похмельных А.А. было определено, что в 11 реализации программ использовались традиционные стандартные подходы. Программа «Театральный» включает в содержание для более полной раскрепощённости детей различные игровые технологии, которые дают возможность более эмоциональному раскрытию ребёнка. Отличительной особенностью является и деятельный подход к обучению, развитию, воспитанию ребенка средствами интеграции, т.е. учащийся в течение двух лет обучения остается вовлеченным в продуктивную созидательную деятельность, позволяющую ему с одной стороны выступать в качестве исполнителя, а с другой – автора-творца. Это требует от обучающегося самостоятельности, внутренней свободы, оригинальности мышления. Педагогика сотрудничества, в которой преподаватель является не авторитарным руководителем, а участвует в творческом процессе наравне с учащимся, создает особый психологический климат, способствующий раскрепощению детей, их сближению друг с другом и раскрытию внутреннего мира. В дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Театральный» включено изучение различных современных и традиционных технологий. Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов программы. Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, – один из важнейших принципов работы. Программа построена на идеях личностно-ориентированного и деятельностного подходов в организации образовательной деятельности. Заложенный в детях интеллектуальный и творческий потенциал реализуется наиболее полно, уникальности и т.к. образовательный неповторимости процесс каждого построен ребенка и с учетом направлен на максимальное развитие их способностей. Основная идея, пронизывающая программу – создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, его самореализации, 12 возможности выбора своего пути в театральном творчестве: доступные виды деятельности, доступные задания, конкурсные мероприятия, индивидуальный подход педагога к к учащимся и другие. Адресат программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральный» модифицирована для учащихся от 10 до 17 лет. Условия набора детей в объединение: принимаются все желающие, без отбора и подготовки для освоения программы. Наполняемость в группах составляет: первый год обучения - не менее 15 человек; второй год и последующие – не менее 12 человек в группе. Возрастные особенности. Учёт возрастных особенностей учащихся, занимающихся по программе, является одним из главных педагогических принципов. Возраст учащихся 10-17 лет происходит смена приоритетов, изменение психологического равновесия, неустойчивость воли, настроения, ребёнок критически подходит к оцениванию себя и окружающих, идет развитие теоретического мышления. Учитывая данные качества детей, педагог применяет на занятиях задания и упражнения на самооценку и оценку деятельности других учащихся, своевременно и корректно направляя её в нужное русло. В этом возрасте важно учить учащихся реально оценивать результаты своей деятельности, воспринимать не только похвалу, но и адекватно реагировать на критику, радоваться не только своим успехам, но и успехам других. Важно учить детей выявлять главное и уметь творчески взглянуть на обычные вещи. Объем и срок освоения программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральный» рассчитана на 2 года обучения. Планируется дальнейшая её разработка. Особенности организации образовательного процесса: - Язык обучения – русский; 13 - материал каждого занятия рассчитан на 2 академических часа, с перерывами между занятиями 10 минут; - применяются занимательные и доступные для понимания задания; - используются задания разной сложности; - смена видов деятельности. Форма обучения: очная; основная форма занятия – учебное. Занятие в системе дополнительного образовательного процесса. образования Использование – основной разных видов элемент занятий, применение современных технологий даёт возможность педагогу делать обычные занятия интересными и незабываемыми. Виды занятия: учебное занятие, мастер-класс, практикум, экскурсия, занятие – викторина, занятие-игра и другие, творческая практика. Формы подведения итогов Педагогическое наблюдение; Собеседование; Самооценка; Отзывы детей и родителей; Коллективное обсуждение работы; Участие в концертах, фестивалях и конкурсах; Анкетирование; Тестирование; Творческая практика; Сценарии постановок; Постановки; Коллективная рефлексия; Самоанализ Способы фиксации результата. Фото-видеоотчеты; Грамоты, дипломы; Сценарии; 14 Анкеты; Тесты; Портфолио; Отзывы; Афиши; Презентация творческого альбома «Мои достижения». Режим занятий, периодичность и продолжительность. Занятия организованы по два учебных часа два раза в неделю. Учебный час составляет 40 минут. Перерыв между занятиями 10 минут. В ходе занятия проводятся динамические паузы в зависимости от вида и интенсивности деятельности. 2 1.2. Учебный план 2 Учебно-тематический план 1 год обучения, 136 часов № Раздел 1 Раздел 1. Вводное занятие. Раздел 2. Основы театральной культуры Раздел 3. Театральная игра Раздел 4. Ритмопластика Раздел 5. Культура и техника речи Раздел 6. Художественное слово Раздел 7. Работа над спектаклем Раздел 8. Итоговое занятие 2 3 4 5 6 7 8 Кол-во часов 2 Теория 10 8 2 Театральная викторина 32 20 12 Тестирование 32 20 12 22 16 6 Творческое задание Защита проекта 22 20 2 Сочинение сказки 14 8 6 Презентация 2 1 1 Итоговое тестирование 136 94 42 1 Практика Форма контроля 1 Входное тестирование 3 Календарно-тематический план 1 год обучения, 144 часа Педагога дополнительного образования Борисовой В.И. Год обучения:1 № группы:1 № дата форма занятия Занятиеигра Учебное 1. 13.09.2023 2. 15.09.2023 3. 3. 18.09.2022 22.09.2023 4. 26.09.2023 Учебное Занятиеигра Учебное 5. 28.09.2023 Учебное 6. 04.10.2022 Учебное 7. 06.10.2022 Учебное 8. 11.10.2023 9. 18.10.2022 Занятиеигра Учебное 10. 20.10.2022 11. 25.10.2022 12. 27.10.2022 Занятиеигра Занятиеигра Занятиеигра 13 1.11.2022 Учебное 14 2.11.2022 Учебное 15 3.11.2022 Учебное 16 7.11.2022 Учебное 17 8.11.2022 Учебное 18 9.11.2022 Учебное тема занятия сентябрь Знакомство. Введение в образовательную программу Азбука театра. Театр как вид искусства. Что такое театр Упражнение «Зеркало» колво часов 2 входное тестирование 2 2 2 Азбука театра. Основные профессии в театре. Азбука театра. Сценический этюд. октябрь Театральная игра. Виртуальная экскурсия Театральная игра 2 Игра,Игра! 2 Театральная игра «Мои впечатления» Упреждение «Зонтик» 2 Упражнение «Телега» 2 Упражнение «Пальма» 2 Ноябрь Театральная игра «Расскажи стихотворение» Театральная игра «Расскажи стихотворение» Миниатюры. Шутливые словесные загадки. Театральная игра. Игры по развитию чувствования слова Театральная игра. Игры по развитию чувствования слова Работа над упражнением, направленным на развитие форма контроля 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Театральная викторина 4 19 10.11.2022 Учебное 20 11.11.2022 21 14.11.2022 Занятиеигра Учебное 22 23 1.12.2022 6.12.2022 Учебное Учебное 24 8.12.2022 25 13.12.2022 26 15.12.2022 27 20.12.2022 28 28.12.2022 Занятиеигра Занятиеигра Занятиеигра Занятиеигра Учебное 29 29.12.2022 Учебное 30 30.12.2022 Практиче ское занятие 31 32 33 10.01.2023 12.01.2023 17.01.2023 Учебное Учебное Учебное 34 19.01.2023 Учебное 35 24.01.2023 Учебное 36 26.01.2023 37 31.01.2023 Практиче ское занятие Учебное 38 39 2.02.2023 7.02.2023 40 41 9.02.2023 14.02.2023 Учебное Занятиеигра Учебное Учебное дыхания и свободы речи. Работа над упражнением, направленным на развитие речевого аппарата Участие в играх – миниатюрах 2 2 Тестирование. Речь в театре Декабрь Ритмопластика. Вводное занятие Ритмопластика. Испытания пантомимой. Ритмопластика. Движение в стихе 2 Ритмопластика. Игра «Цветик – семи цветик» Игра «Цветик – семи цветик» 2 Игры – пантомимы. 2 Подготовка к новогоднему утреннику Подготовка к новогоднему утреннику Выступление на новогоднем празднике. 2 Январь Ритмопластика. Игры пантомимы Развитие координации движения Психофизический тренинг. Подготовка к этюдам Репетиция и подготовка к выступлению «Блокада Ленинграда» Репетиция и подготовка к выступлению «Блокада Ленинграда» Выступление в начальной школе «Блокадный Ленинград» Итоговое занятие по разделу «Ритмопластика» Февраль Культура и техника речи Сценическая речь. Упражнения по сценической речи Артикуляционная гимнастика Педагогический показ. Просмотр Тестирование 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Творческое задание 5 42 16.02.2023 Учебное 43 21.02.2023 44 28.02.2023 Практиче ское занятие Учебное 45 46 2.03.2023 7.03.2023 Учебное Учебное 47 9.03.2023 48 16.03.2023 Занятиеигра Учебное 49 50 21.03.2023 23.03.2023 Учебное Учебное 51 28.03.2023 Учебное 52 30.03.2023 Учебное 53 4.04.2023 Учебное 54 55 6.04.2023 11.04.2023 Учебное Учебное 56 13.04.2023 Учебное 57 18.04.2023 Учебное 58 20.04.2023 59 25.04.2023 Занятиеигра Учебное 60 27.04.2023 Учебное 61 62 2.05.2023 4.05.2023 Учебное Учебное 63 11.05.2023 Учебное 64 16.05.2023 65 18.05.2023 Занятиеигра Занятие- упражнений Подготовка к выступлению на торжественной линейке Выступление на торжественной линейке «Защитники Родины» 2 2 Соединение дыхания и движений Март Культура и техника речи Подготовка к выступлению на праздничном концерте Сценическая речь. Работа над скороговорками Сценическая речь. Скороговорки в диалогах. Художественное чтение Сочинение сказки по схеме: завязка, развитие, кульминация, развязка Подготовка к событийным мероприятиям Подготовка к событийным мероприятиям Апрель Этюды на движение, характерные для заданного образа Этюд- средство воплотить в жизнь Подготовка к творческому выступлению «День космонавтики» Работа над развивающими упражнениями. Творческая работа «Кукольный театр» Речевая гимнастика 2 Психологическая готовность актера Изготовление декорации Май Распределение ролей Подготовка к выступлению на торжественном митинге Соединение словесного и физического действия Творческая работа ко дню семьи «Светлая память» Работа над миниатюрами по ПДД 2 2 2 2 2 2 2 Сочинение сказки 2 2 2 2 2 2 2 Презентация 2 2 2 2 2 2 2 Творческая работа 6 66 67 23.05.2023 25.05.2023 68 30.05.2023 ИТОГО игра Учебное Практиче ское занятие Учебное Подготовка к отчетному концерту Отчетный концерт «За честь школы» Итоговое занятие 2 2 Итоговое тестирование 136 часов 2 7 Содержание учебного плана 1 год обучения, 136 часов Занятие 1. Раздел 1. (2 часа) Вводное занятие. Знакомство. Введение в образовательную программу. Правила техники безопасности (ПДД, ППБ, правила поведения на занятии). Теория 1 час. Практика 1 час. Занятия 2-5. Раздел 2. (10 часов). Основы театральной культуры. Этот подраздел предполагает формирование представлений о театральных профессиях, а также о театральном спектакле глазами актеров и глазами зрителей. Теория 8 часов. Практика 2 часа Занятия 6-21. Раздел 3. (32 часа). Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Теория 22 часа. Практика 10 часов. Занятия 22-37. Раздел 4. (32 часа). Ритмопластика - выполнение под определенную музыку образно танцевальных движений. Теория 20 часов. Практика 12 часов. Занятия 38-49. Раздел 5. (22 часа). Культура и техника речи совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи. Теория 16 часов. Практика 6 часов. Занятия 50-60. Раздел 6. (16 часов). Художественное слово. Является средством театрального воплощения любого произведения. Теория 12 часов. Практика 4 часа. Занятия 61-67. Раздел 7. (14 часов). Работа над спектаклем. Теория 8 часов. Практика 6 часов. Занятие 68. Раздел 8. (2 часа) Итоговое занятие. Теория 1 час. Практика 1 час. Раздел 1. Вводное занятие. Знакомство. Введение в образовательную программу. Правила техники безопасности (ПДД, ППБ, правила поведения на занятии). Раздел 2. (10 часов). Основы театральной культуры Раздел имеет художественно-эстетическую направленность, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации. Предмет изучения - основы театрального искусства, азы актерского исполнительского мастерства. Раздел 3. Театральная игра. (32 часа) Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театральная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театральной игре осуществляется 8 эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театральной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, такой предмет как театральная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Раздел 4. (32 часа). Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма». Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. Раздел 5. (22 часов). Культура и техника речи . Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Задачи учителя. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас. Раздел 6. (16 часов) Художественное слово. В отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения. Не допускать дикционной неряшливости в словах. Раздел 7. (14 часов). Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля. Задачи учителя. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т. д.); пополнять словарный запас, образный строй речи. Раздел 8. (2 часа) Заключительное занятие 9 Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок. 10 Учебно-тематический план 2 год обучения, 144 часа № Раздел 1 Раздел 1. Вводное занятие. Раздел 2. Сценическая речь Раздел 3. Ритмопластика Раздел 4. Театральная игра Раздел 5. Этика и этикет Раздел 6. Актерское мастерство Раздел 7. Работа над спектаклем Раздел 8. Итоговое занятие 2 3 4 5 6 7 8 Кол-во часов 2 Теория 10 8 2 Викторина 24 14 10 Тестирование 40 28 12 Творческое задание 22 18 4 30 24 6 Выпуск газеты Сочинение сказки 14 8 6 Презентация 2 1 1 Итоговое тестирование 144 102 42 1 Практика Форма контроля 1 Входное тестирование 11 Календарно-тематический план 2 год обучения, 144 часа Педагога дополнительного образования Борисовой В.И. Год обучения:2 № группы:1 № дата форма занятия 1. 12.09.2023 Вводное 2. 3. 14.09.2023 19.09.2023 Учебное Учебное 3. 21.09.2023 4. 26.09.2023 Занятиеигра Учебное 5. 28.09.2023 Занятиеигра 6. 03.10.2023 Учебное 7. 05.10.2023 Учебное 8. 10.10.2023 9. 12.10.2023 10. 17.10.2023 11. 19.10.2023 12. 24.10.2023 13 26.10.2023 Занятиеигра Занятиеигра Занятиеигра Занятиеигра Занятиеигра Занятиеигра тема занятия сентябрь Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка Сценическая речь. Дыхание Упражнения в равновесии. Различные виды одиночного балансирования Развитие речевого дыхания и артикуляции Приемы релаксации, концентрации внимания, дыхания Сценическое движение. Общие двигательные навыки октябрь Пантомимический этюд – тень колво часов 2 форма контроля Вводный тест 2 2 2 2 2 2 Координация движений. Имитация поведения животного Этюд на наблюдательность. 2 Испытание пантомимой. 2 Тренировка ритмичности движений. Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает». («Движение в образе», «Ожидание», «Диалог»). Совершенствование осанки и походки. Пантомимический этюд «Картинная галерея». Составление пантомимического этюда «Ожившая картина». Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.) Ноябрь 2 Викторина 2 2 2 2 12 14 2.11.2023 Учебное 15 7.11.2023 Учебное 16 9.11.2023 16 14.11.2023 Занятиеигра Занятиеигра 18 16.11.2023 Учебное 19 20 21 21.11.2023 23.11.2023 28.11.2023 22 30.11.2023 Учебное Учебное Практиче ское занятие Практиче ское занятие 23 5.12.2023 Учебное 24 7.12.2023 Учебное 25 12.12.2023 Занятиеигра 26 14.12.2023 Занятиеигра 27 19.12.2023 Учебное 28 21.12.2023 Занятиеигра Сценический этюд «Скульптура». Сценические этюды в паре : «Реклама», «Противоречие». Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «натюрморт», «Пейзаж». Сценические этюды. Шумное оформление по текстам, деление на группы, составление сценических этюдов. Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мячами. 2 2 2 2 Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»). «Я и мир литературного творчества» «Мир обряда» Фантазия и творчество Репетиционно-постановочная работа 2 Репетиционно-постановочная работа 2 Декабрь Сценическое произведение с одним персонажем Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд – «средство вспомнить жизнь» Беспредметный этюд на контрасты Этюды «Ломающийся фотоаппарат», «Звуковые потешки», «Разговор по телефону с невидимым оппонентом» Работа над упражнениями, развивающими силу и полетность речевого голоса. Работа над образом. Сказочные гримы. Распределение ролей с учетом пожелания учащихся и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, 2 2 2 Тестирование 2 2 2 2 2 2 13 29 26.12.2023 30 28.12.2023 31 09.01.2024 Практиче ское занятие Практиче ское занятие дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям. Репетиционно-постановочная работа Выступление на новогоднем празднике 2 2 Январь Практиче ское занятие 32 11.01.2024 33 16.01.2024 34 18.01.2024 35 23.01.2024 36 25.01.2024 37 30.01.2024 Практиче ское занятие Практиче ское занятие Практиче ское занятие Практиче ское занятие Практиче ское занятие Учебное 38 1.02.2024 Учебное 39 6.02.2024 Занятиеигра 40 8.02.2024 Практиче ское занятие 41 42 13.02.2024 15.02.2024 Учебное Учебное 2 Театральная игра на тему: «Изобрази предмет». Чтение в лицах стихов русских поэтов. 2 Выразительное чтение стихов русских поэтов 2 Репетиция и подготовка к выступлению «Блокада Ленинграда» Репетиция и подготовка к выступлению «Блокада Ленинграда» Выступление в начальной школе «Блокадный Ленинград» 2 Итоговое занятие по разделу «Театральная игра» Февраль Связь этики с общей культурой человека. (Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, самоуважение). Составление рассказа «Человек – высшая ценность» по фотографиям своих близких. («Людей неинтересных в мире нет») Репетиция сценического этюда «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов». (Этикет). Привычки дурного тона. (Этикет) Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с 2 2 2 2 2 2 2 2 Творческое задание 14 44 22.02.2024 Практиче ское занятие Учебное 45 27.02.2024 Учебное 46 29.02.2024 Учебное 47 5.03.2024 Учебное 48 7.03.2024 Учебное 49 12.03.2024 50 51 14.03.2024 19.03.2024 Занятиеигра Учебное Учебное 52 21.03.2024 Учебное 53 54 26.03.2024 28.03.2024 Учебное Учебное 55 2.04.2024 Учебное 56 57 4.04.2024 9.04.2024 Учебное Учебное 58 11.04.2024 Учебное 43 20.02.2024 другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». (Работа над текстом стихотворения Н. Гумилева «шестое чувство») Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (Цветы, светское общество) Развитие темы такта. (Отработка сценических этюдов «Автобус», «Критика», «Спор») Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния. Нормы общения и поведения. (Составление сценических этюдов) Март (Этикет). Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибки, мягкость и жесткость речи. Подготовка и показ сценических этюдов. Память человека, семьи, народа. Без памяти нет совести. Творческая работа «Святая память». Анализ творческих работ. Работа актера над образом. 2 Выпуск газеты 2 2 2 2 2 Творческое оправдание и фантазия Работа актера над образом. Оценка и ритм Чувство правды и контроль 2 2 Эмоциональная память Предлагаемые обстоятельства Апрель Тестирование «особенности эмоций». Анализ теста. Круглый стол «Азбука общения» Беседа «Я в мире … мир во мне…» (Дружба). Разрешение ситуаций. 2 2 2 2 Сочинение сказки Тест 2 2 2 Анализ мимики своего лица. 59 16.04.2024 Учебное Техника грима. Светотень. 2 Презентация 15 60 18.04.2024 Занятиеигра 61 23.04.2024 62 63 25.04.2024 30.04.2024 Практиче ское занятие Учебное Занятиеигра 64 65 2.05.2024 7.05.2024 Учебное Учебное 66 14.05.2024 Учебное 67 16.05.2024 68 21.05.2024 Занятиеигра Учебное 69 23.05.2024 70 28.05.2024 71 30.05.2024 ИТОГО Практиче ское занятие Практиче ское занятие Итоговое занятие О форме и пропорциях тела и лица. Румяна. Подводка глаз. Гримы молодого полного и молодого худого лица. Инсценировка по крылатым выражениям из басен И.А. Крылова. Сценические этюды. Анализ выступления Психологический автопортрет. (Составление подробной психологической самохарактеристики). Май Распределение ролей Подготовка к выступлению на торжественном митинге Соединение словесного и физического действия Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление масок. Подбор музыкального сопровождения к сценарию. Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением. Отчетный концерт «За честь школы» 2 Заключительное занятие 2 2 2 2 2 2 2 2 Творческая работа 2 2 2 144 часа 16 Содержание учебного плана 2 год обучения, 144 часа Занятие 1. Раздел 1. (2 часа) Вводное занятие. Знакомство. Введение в образовательную программу. Правила техники безопасности (ПДД, ППБ, правила поведения на занятии). Теория 1 час. Практика 1 час. Занятия 2-5. Раздел 2. (10 часов). Сценическая речь - совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи. Теория 8 часов. Практика 2 часа Занятия 6-16. Раздел 3. (24 часа). Ритмопластика - выполнение под определенную музыку образно танцевальных движений. Теория 14 часов. Практика 10 часов. Занятия 17-37. Раздел 4. (40 часов). Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Теория 28 часа. Практика 12 часов. Занятия 38-46. Раздел 5. (22 часа). Этика и этикет. Молодому поколению важно показать, что знание этикета поможет в дальнейшем проявить себя и преуспеть в карьере. Человек с хорошими манерами всегда имеет больше шансов добиться успеха. Содержание базового гуманитарного образования, изучение истории этикета в русской культуре является расширением общего обществоведческого образования, в частности знаний по традиционной этической русской культуре, как существенной части культуры российского общества в прошлом и современности. Теория 18 часов. Практика 4 часов. Занятия 50-60. Раздел 6. (16 часов). Актерское мастерство. это профессиональная творческая деятельность в области исполнительских искусств, состоящая в создании сценических образов (ролей), вид исполнительского творчества. Теория 12 часов. Практика 4 часа. Занятия 61-67. Раздел 7. (14 часов). Работа над спектаклем. Теория 8 часов. Практика 6 часов. Занятие 68. Раздел 8. (2 часа) Итоговое занятие. Теория 1 час. Практика 1 час. Раздел 1. Вводное занятие. Знакомство. Введение в образовательную программу. Правила техники безопасности (ПДД, ППБ, правила поведения на занятии). Раздел 2. Сценическая речь (10 часов). Раздел «Сценическая речь» тесно связан с другими учебными предметами программы «Искусство театра». При выполнении комплексов по технике речи, в разделе «Сценическая речь» педагог включает элементы сценического движения, мастерства актёра. При разборе произведений также применяется метод действенного анализа, являющийся профессиональным инструментом при разборе пьесы и роли. Раздел 3. (24 часа). Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, 17 свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма». Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. Раздел 4. Театральная игра. (40 часов) Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театральная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театральной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театральной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, такой предмет как театральная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Раздел 5. Этика и Этикет (22 часа) Содержание базового гуманитарного образования, изучение истории этикета в русской культуре является расширением общего обществоведческого образования, в частности знаний по традиционной этической русской культуре, как существенной части культуры российского общества в прошлом и современности. Учитель не в силах непосредственно влиять на экономические и политические причины кризиса в обществе, но он может показать своим воспитанникам, что добро и справедливость, честь и благородство во все времена почитались всеми народами мира. Молодому поколению важно показать, что знание этикета поможет в дальнейшем проявить себя и преуспеть в карьере. Человек с хорошими манерами всегда имеет больше шансов добиться успеха. Раздел 6. (30 часов). Актерское мастерство. Актёрское искусство — это профессиональная творческая деятельность в области исполнительских искусств, состоящая в создании сценических образов (ролей), вид исполнительского творчества. Основу актёрского творчества составляет главная его идея перевоплощение. Перевоплощение бывает внешнее и внутреннее. В 18 процессе подготовки к роли актёр подбирает определенную мимику, жесты, интонации голоса, походку, прибегает к помощи грима, костюма, маски. Раздел 7. (14 часов). Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля. Задачи учителя. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т. д.); пополнять словарный запас, образный строй речи. Раздел 8. (2 часа) Заключительное занятие Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок. Планируемые результаты Планируемые результаты первого года обучения Умения, навыки, способности, развитые в ребёнке к концу первого года обучения по ДООП «Театральный» доброжелательном оценивании заключаются своей и в правильном и чужой работы, выполнении организаторской функции. К концу обучения дети: должны знать: - особенности интерактивного театра как вида искусства, специальные термины; - игры и упражнения актерского тренинга; - основы сценической грамоты, правила пользования микрофоном, безопасного поведения на сцене; должны уметь: - исполнить роль в постановке; - организовать и провести игру со сверстниками и младшими товарищами; - придумать сюжет из жизненного опыта, составить несложный сценарий; - четко и выразительно говорить; 19 - изготовить несложные атрибуты, реквизит; - пользоваться микрофоном, ориентироваться в пространстве игровой площадки, сцены; должны овладеть: - средствами творческого самовыражения: - основами выразительной речи, пластики, движения; - навыками общения; - активным, деятельным отношением к окружающей действительности; - гибкостью мышления, умением видеть ситуацию или задачу с разных позиций, в разном контексте и содержании; - умением работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат своей собственной деятельности. К концу освоения всего курса ДООП «Театральный» обучающиеся научатся: - включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность; - работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; - обращаться за помощью; - предлагать помощь и сотрудничество; - слушать собеседника; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; - формулировать собственное мнение и позицию; - осуществлять взаимный контроль; - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. - читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; - выразительному чтению; - различать произведения по жанру; - развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; 20 - видам театрального искусства, основам актёрского мастерства; - умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение) 21 Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» 1.1. Календарный учебный график № 1 2 3 4 Организация учебного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Дата начала и окончания учебного года Дата начала и окончания каникул Продолжительность 36 72 с 10 сентября по 26 мая с 1 июня по 31 августа 22 2.2. Условия реализации программы Особенности набора учащихся С целью создания условий для разностороннего развития личности ребенка набор детей в детское объединение осуществляется по интересам, с согласия детей и родителей. Дополнительный набор учащихся возможен в течение учебного года на свободные места. Дополнительный набор в группы второго и последующих лет обучения возможен на основании наличия результатов входящего мониторинга. Материально-технические ресурсы: - наличие кабинета; - столы и стулья для учащихся; - компьютер, проектор, экран; - информационное обеспечение: видео, фото, источники информации, интернет источники; Методические материалы В программе используются следующие методы и формы: 1. По источнику передачи и восприятию информации: - словесный (беседа, рассказ, диалог); - наглядный (репродукции, фильмы) - индивидуальные занятия, сотрудничество в совместной продуктивной деятельности); - практический (постановка спектаклей, упражнения, этюды, репетиции). 2. По дидактическим задачам: - приобретение знаний через знакомство с театральной литературой и терминологией, через игры, упражнения, этюды; - применение знаний через постановку спектаклей; - закрепление через генеральные репетиции; - творческая деятельность - показ спектаклей; 23 - проверка результатов обучения через открытые уроки, конкурсы, фестивали, семинары, интегрированные занятия. 3. По характеру деятельности: - репродуктивный - разработка и показ этюдов по образцу; - частично-поисковый - во время работы детям даются задания в зависимости от их индивидуальных способностей. Организационные формы: Коллективная — эта форма привлекает всех учащихся, наиболее эффективная форма творческой деятельности, т.к. при наименьших затратах сил и времени удается выполнить работу. Парная — рассчитать работу на двоих. Индивидуальная — выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно, поэтому необходимо проводить индивидуальную работу, зачастую дополнительно объяснять задание. Форма педагогической деятельности — учебное занятие. Форма групповой работы — групповой опрос, групповые этюды, репетиции. Формы реализации организации ДООП образовательного «Театральный» проводятся процесса. В коллективная ходе и индивидуальная формы работы. Формы организации учебного занятия: учебное занятие, занятиеобъяснение, практическое занятие, самостоятельная работа, экскурсия, интегрированные занятия, контрольное занятие. Педагогические технологии На занятия по ДООП «Театральный» используются современные образовательные технологии: - Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ); - Технология личностно-ориентированного подхода; - Здоровьесберегающие технологии; - Игровые технологии Алгоритм учебного занятия 24 I. Вводная, организационная часть. 1. Приветствие. 2. Постановка цели занятия. II. Основная часть. 1. Введение нового образовательного материала. 2. Обобщение, систематизация и закрепление познавательного опыта учащихся. III. Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Дидактические материалы 1. Готовые дидактические материалы: книги, методические пособия. 2. Дидактические пособия (карточки, раздаточный материал). 3. Авторские дидактические материалы, на бумажных и электронных носителях: карточки с заданиями, иллюстрации, шаблоны презентаций, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, сценарии. Кроме того, проводятся репетиционные занятия, представления и просмотры художественных номеров. Коллективные просмотры и их анализ приучают учащихся справедливо и объективно оценивать свою работу и работу других, радоваться не только своей, но и общей удаче. 25 2.3. Мониторинг результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Театральный» В соответствии с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242), примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»), Положением о порядке проведения текущего, промежуточного и итогового контроля в рекомендациями МАУДО по «ЦДОД «Дар», проектированию методическими общеобразовательных, общеразвивающих программах МАУДО «ЦДОД «Дар» дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральный» предполагает контроль знаний, умений и навыков учащихся: − с позиции теории – это неотъемлемая часть образовательного процесса, позволяющая учащимся оценить реальную результативность их совместной творческой деятельности за определенный период времени освоения программы; − с позиции технологии – это процедура исследования динамики качества освоения образовательной программы дополнительного образования каждым ребенком. Виды контроля. Формы подведения итогов и оценочные материалы. На основании промежуточного и Положения итогового о порядке контроля в проведения МАУДО текущего, «ЦДОД «Дар», подразумеваются следующие виды контроля результативности ключевых компетенций учащихся: Текущий – применяется для оценки качества усвоения материала. Формы организации контроля: наблюдение, тестовые задания, творческие 26 задания, собеседование, опрос и другие. Текущий контроль в детском объединении проводится для проверки знаний и практических умений пройденного материала по разделу или в середине учебного года. В практической деятельности результативность оценивается качеством и сложностью выполнения изделий, мотивацией к участию и достижениями в конкурсах, выставках. Промежуточный контроль проводится один раз в год с целью перевода учащихся на следующий год обучения и может принимать следующие формы: итоговые тестовые задания, анкетирование, зачет, представление и другие. Итоговый контроль проводится по окончанию освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. После итогового контроля учащиеся МАУДО «ЦДОД «Дар» выпускаются из учреждения. Основными видами отслеживания предметных результатов освоения учебного материала является входной контроль, текущий, промежуточный контроль и итоговый контроль. На основании ожидаемых результатов в МАУДО «ЦДОД «Дар» разработана оценочная шкала, которая соответствует уровням освоения программы: низкий, средний, высокий уровень. Для фиксирования полученных результатов используется карта педагогического наблюдения ключевых компетенций учащихся. 27 Риски и пути их минимизации Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа является основным документом образовательной деятельности каждого педагога. Образовательная программа составлена с учётом возрастных, физиологических и индивидуальных особенностей учащихся. Содержание программы направлено на приобретение определённых знаний в выбранном виде деятельности. Программа предполагает освоение теоретического материала, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы планируемо, но бывают случаи, когда, по объективным причинам, планируемые часы не могут быть выданы. Причинами, чаще всего, являются: карантин, болезнь педагога, обучение педагога, иные случаи, не зависящие от учащихся и педагогов. В связи с этим, с целью минимизации потерь планируемого материала, организация образовательного процесса может строится иным путём. Возможные варианты: 1. Выдача программного материала по изменённому расписанию; 2. Сокращение часовой нагрузки на отдельные темы программы; 3. Замена педагога другим специалистом; 4. Выдача материала дополнительными и самостоятельными заданиями с последующим представлением их на занятии. Ещё одним риском организации образовательного процесса в дополнительном образовании является движение контингента в течение учебного года, в результате которого возможно невыполнение показателей Муниципального задания по направленностям. В виду того, что одним из принципов дополнительного образования является добровольность, учащиеся и родители могут в любое время прервать отношения с учреждением. Дополнительный набор в группы второго и последующих лет обучения возможен на основании наличия базовых знаний в выбранном виде 28 деятельности, выявленный путём результатов входящего мониторинга. предварительного собеседования и 29 Список литературы Список литературы для педагога 1. Белова В.В. Дополнительное образование: некоторые вопросы программирования. – М., 1997. 3. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. – М., 1998. 4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989. 5. Богданова Р.У. Проектирование образовательных программ в учреждениях дополнительного образования. // Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования. – СПб., 1995. 6. Буйлова Л.П. Как разработать авторскую программу? (рекомендации педагогу дополнительного образования). – М., 1999. 7. Гагай В.В. Диагностика творческих способностей. – Шадринск, 1997. 11. Исаенко В.П. Игры наших детей. – М., 1996. 17. Искусство и дети. – М., 1983. 18. Кабанов В.Л. Авторские программы в деятельности образовательных объединений детского парка // Программно-методическое обеспечение образовательной деятельности учреждений дополнительного образования. Критерии и показатели результативности обучения по образовательным программам. Сборник материалов / Под ред. О.И. Моисеевой. – М., 1998. 19. Кнебель М.О. О действенном анализе театра и роли. В помощь театральной самодеятельности. – М., 1961. 20. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М., 1982. 23. Коршунов А. Теория отражения и творчество. – М., 1971. 24. Костева И.А. Образовательная программа учреждения дополнительного образования.– Ульяновск, 1998. 25. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. – М., 1986. 26. Лук А. Психология творчества. – М., 1982. 30 27. Макшанцева Е. Д. Игры и развлечения. – Киев, 1974. 28. Мелик-Пашаев А. Педагогика искусства и творческие способности. – М., 1981. 29. Морозов И.А., Слепцова И.А. Забавы вокруг печки. – М., 1994. 32. Музыка и движение. Вып. 1. / Сост. С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина. – М.,1981. 33. Музыка и движение. Вып. 2. / Сост. С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина. – М.,1983. 34. Музыка и движение. Вып. 3. / Сост. С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина. – М.,1984. 35. Шишкина В.А. Движение +движения. – М., 1992. Список литературы для детей 1. Волина В. Игра в рифмы. – М., 1999. 2. Гагай В.В. Диагностика творческих способностей. – Шадринск, 1997. 3. Королева Е. Музыка в стихах и картинках. – М., 1994. 4. Макшанцева Е.Д. Детские забавы. – М., 1991. 5. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, 1997. 6. Рубина Ю.И. Театральная самодеятельность школьников. – М., 1983. 7. Смирнова Н.И. И … оживают куклы. – М., 1982. 8. Стрельцова Л. Литература и фантазия. – М., 1982. 9. Театр, где играют дети / Под ред. А. Никитиной и др. – М., 2002. 10. Театр. Творчество. Дети. – М., 1995.