Мобильное 2023

Управление образования администрации Кунгурского муниципального округа
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «Дар»

Рекомендовано

Утверждено:

методическим советом

Директор Пушкарева Т.Б.

протокол № _____

«___» ________ 20

г.

от « » _____ 20 г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа

«Мобильная творческая
площадка»
(краткосрочная)
Возраст обучающихся: 7-17 лет
Срок реализации образовательной программы 8 часов

Автор:
Пушкарева Татьяна Борисовна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
МАУДО «ЦДОД «Дар»

г. Кунгур, 2022г.

Пояснительная записка
В настоящее время приоритетным направлением в образовании является
внедрение новых образовательных стандартов.
Главный принцип ФГОС общего образования – принцип вариативности
образования, предполагающий создание «личных пространств» на основе
выбора. В данном случае дополнительное образование предоставляет ресурсы
для внедрения ФГОС:
 возможность построения индивидуального образовательного маршрута
ребенка,

ориентированного

на

личностные

и

метапредметные

результаты;
 специалистов в сферах творческой деятельности (художественной,
туристско-краеведческой, технической и др.);
 материально-техническую

базу

для

качественной

реализации

образования в рамках ФГОС;
 уникальные

педагогические

технологии

развития

творческих

способностей;
 образец построения нового стиля (субъект-субъектного) отношений,
тьюторского сопровождения образования;
 возможности поддержки разных категорий детей (СОП, одаренных, с
ограниченными возможностями здоровья);
 возможности работы в социуме, социального творчества детей;
 возможности

духовно-нравственного

воспитания,

формирования

здорового образа жизни, детского самоуправления профилактики
негативных явлений среды и др.
В результате, осуществляется вариативное развивающее образование,
сущность которого - в стратегиях расширения возможностей индивидуального
развития личности школьника (А.Г. Асмолов).
Цель программы – создание условий для реализации детьми своих
потребностей, интересов и способностей в областях познавательной,
социальной и культурной жизнедеятельности.

Задачи программы:
 расширить общекультурный кругозор детей;
 включать детей в личностно значимые творческие виды деятельности;
 формировать нравственные, духовные, эстетические ценности;
 развивать социальную активность и желание реального участия в
общественно значимых делах;
 развивать творческие и интеллектуальные способности;
 формировать ключевые компетентности школьника.
Новизна программы: в основе обучения применяются современные
педагогические технологии: информационные, ТРИЗ - технология, проектное
обучение, технология проблемного обучения.
Педагогическая целесообразность программы выражена в том, что
реализация

интегрированной

программы

«Цветик-семицветик»

дает

возможность наиболее полно интегрировать учебную сферу и сферу
дополнительного образования детей. Сформировать единое социокультурное
пространство, способствующее дальнейшему выбору индивидуального
образовательного маршрута ребенка.
Особенности программы:
 содержание программы учитывает требования ФГОС;
 процесс

реализации

программы

предусматривает

интеграцию

уникального опыта дополнительного и общего образования;
 изучение и формирование социального заказа на образование, что в
свою очередь позволяет выстроить индивидуальный маршрут ребенка,
реализовать личностные результаты образования.
Основополагающими принципами программы являются:
-Дидактические принципы гуманистического воспитания (Л.Г.
Петерсон Ю.В. Агапов, Н.С. Дежникова. М.А. Кубышева):
 Принцип деятельности –

каждый ребенок не пассивно усваивает

готовые, общекультурные нормы ценностей, а добывает их сам в процессе

собственной

деятельности

под

руководством

педагога

дополнительного образования.
 Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми
блоками программы на уровне технологии, содержания и методик с
учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
 Принцип целостности – предполагает формирование у детей не
отдельных ценностных норм, а системы ценностей.
 Принцип психологической комфортности – процесс обучения строится
на основе реализации идей педагогики сотрудничества, создание в
коллективе

атмосферы

товарищества,

доброжелательного

уважительного отношения к личности и индивидуальности каждого
учащегося, признание за ним права на собственную точку зрения,
позицию, развитие диалоговых форм общения.
 Принцип вариативности – предполагает выращивание личности,
способной к самостоятельному выбору и адекватному принятию решений
в ситуациях выбора, умеющей противостоять внешнему давлению и
отстаивать свою позицию, но в то же время способной понять и принять
альтернативную

точку

зрения,

если

она

аргументирована

общепринятыми культурными нормами морали и нравственности.
 Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на
творческое начало, приобретение учащимся собственного опыта
социальной

активности,

практической

реализации

проектов,

созданных детьми.
Данные принципы отражают современные научные взгляды духовнонравственного воспитания молодежи, а также полностью соответствует
требованиям Закона РФ «Об образовании» и ФГОС второго поколения.
Содержание программы включает 5 блоков: «Мой Пермский край»,
«Творческая мастерская», «Основы конструирования», «Живой мир»,
«Сотворчество», которые раскрывают направленности дополнительного

образования: туристско-краеведческая, художественная, естественнонаучная,
социально-гуманитарная, техническая.
Блок «Мой Пермский край». История и культура, ратные подвиги и судьбы
соотечественников, семейные родословные и народное творчество становится
предметом познания детей, источником их духовного развития, воспитания
чувства патриотизма.
Блок «Творческая мастерская». Хореографическое, изобразительное
искусство, декоративно-прикладное творчество, театр, фольклор транслируют
духовные ценности, укрепляют связи художественной культуры Пермского
края с Российской культурой.
Блок

«Основы

конструирования»

ориентирован

на

развитие

конструкторских, технических способностей обучающихся, творческого
мышления.
Блок «Живой мир» направлен на развитие интереса ребенка к изучению
окружающего мира; развитию навыков изучения и сохранения живой
природы, рационального природопользования, экологической культуры и
любви к природе родного края.
Блок «Сотворчество» включает мероприятия, направленные на сплочение
детского коллектива, развития чувства товарищества, расширение кругозора
школьников, формирования умения культурно проводить досуг.
Режим занятий. Интегрированная программа «Мобильная творческая
площадка» рассчитана на 8 часов. Реализуется с детьми школьного возраста,
на базе образовательной организации. Занятия проводятся два раза в год: 1
занятие – первое полугодие, 2 занятие – второе полугодие.
Формы и методы обучения. Атмосфера творчества, постоянный,
захватывающий ум и душу процесс, который стимулирует процесс
самосовершенствования, формирует развитие личности в позитивном
направлении. Применение в системе работы различных методов и
технологий:

интерактивные

технологии,

исследовательские

методы,

творческие, деловые и сюжетно-ролевые игры, проективные методы, методы

развития творческого мышления (метод ассоциаций, метод творческих
преобразований, морфологический анализ).
Занятия по программе реализуются в разнообразных формах: мастерклассы, беседы, дискуссии, упражнения, дебаты, выполнение творческих
работ.
Групповое взаимодействие (работа с малой группой) помогает
принятию обучающимися ценностей и потребностей других детей, облегчает
процесс самопознания. Особая атмосфера на занятиях создает условия для
раскрытия детей, доверия друг к другу, искренности, развивается умение
работать в команде.
Таким образом, реализация данной программы основана на общении
детей с окружающим миром, людьми, самим собой. Накопление социального
опыта, познание себя и динамики своего нравственного развития происходит
путем использования активных и современных форм и методов деятельности.
Этапы и формы педагогического контроля. В процессе реализации
программы

используются

разнообразные

диагностические

материалы,

результаты которых помогают определить перспективы продвижения ребенка
в образовательном пространстве, а также позволяют внести коррективы в
организацию

образовательного

процесса

в

рамках

программы

(см.

«Методическое обеспечение программы»).
Результаты освоения интегрированной программы. В соответствии со
стандартами второго поколения в программе выделяется два вида требований
к результатам освоения программы: требования к результатам, выраженные в
ключевых компетентностях ребенка, и требования к усвоению программы по
предметным, метапредметным и личностным показателям:
 личностные результаты - готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,
ценностно-смысловые

установки,

личностные

социальные

позиции,

отражающие

индивидуально-

компетентности,

личностные

качества;

сформированность

основ

российской,

гражданской

идентичности;
 метапредметные

результаты

-

развитие

обучающимися

универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и
коммуникативные);
 предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения
программы опыт специфической для каждой предметной области
деятельности по получению нового знания, его преобразованию и
применению.
Ключевые

компетентности

рассматриваются

как

личностные

новообразования, включающие в себя не только предметные знания и умения,
но и способности к их практическому использованию в реальных жизненных
ситуациях, в опоре на личностные качества и надпредметные умения. Речь
идет

о

подготовке

функционально

грамотной

личности,

способной

действовать в нестандартной обстановке
Таким образом, в процессе реализации краткосрочной программы
«Мобильная творческая площадка» формируется первоначальный осознанный
интерес к определенному виду деятельности, способствующий дальнейшему
выбору индивидуального образовательного маршрута ребенка.

Учебно-тематический план
Блок

I. «Мой Пермский
край»

Темы, занятия

Раздел «Откуда пошла
земля Пермская»
Тема 1. «Пермский
период»
Тема 2. «Народы
Пермского края»

Ответственные

педагоги
дополнительного
образования
Ковалева Т.А.,

Часы
теория

практика

2

6

2

6

2

6

Зотова Д.В.,
Мехрякова Н.В.,
Давыдова Н.С.

II. «Живой мир»

Тема 1. Что такое
экология?

Педагоги
дополнительного
образования
Квашнина А.С.,

Тема 2. Проект «Чистый

Овчинникова В.В.,

Раздел 1 «ЭКОдвиж»

дом»

Габов В.И.

Раздел 2 «ЭКОход»
Тема 1. Знакомство с
шахматным
королевством. Почему
шахматы так популярны
во всем мире?
Тема 2. «Мозговой
штурм»
III. «Творческая
мастерская»

Раздел 1. «Мастерская
ДВИЖения»
Тема 1. А знаете ли Вы,
что…».
Тема 2. Мастерская
ДВИЖения.

педагоги
дополнительного
образования
Деревянных А.А.,
Козырева Э.В.

Раздел 2.
«Неслучайные
штрихи»
Тема 1. Знакомство с
новым видом
деятельности
«АРТpipeline»
Тема 2. Практическое
занятие «АРТpipeline»
Раздел 3.
«НеФОРМАТ»
Тема 1. Знакомство с
необычными видами
ДПТ
Тема 2. ДЕКОРатория
Раздел 4. «Проект
«ЛИК»
Тема 1. Составление
плана композиции

IV. «Основы
конструирования»

педагоги
дополнительного
образования

2

6

2

6

2

6

2

6

2

6

Паркачева Е.А.,
Худых А.В.
педагоги
дополнительного
образования
Габова О.М.,

Раздел «Роботландия»

педагоги
дополнительного
образования

Тема 1. Основы
моделирования.
Инструменты и
материалы
Тема 2. Выполнение
творческих проектов

6

Зуева Н.С.,

Дружинина Е.И.,

Тема 1. Какие бывают
роботы
Тема 2. Выполнение
творческих проектов
Раздел «Моделист-

2

Елтышева Н.В.

Тема 2. Практическая
работа над композицией

конструктор»

Итого

педагоги
дополнительного
образования
Елисеева А.С.,

Лямина К.А.

Ясюк В.И.
педагоги
дополнительного
образования
Пастухов Г.А.,
Сорокин Д.Б.

8 часов

Содержание программы
Блок I. «Мой Пермский край»
Раздел «Откуда пошла земля Пермская»
Тема 1. Пермский период
История Пермского периода. Особенности пермского звериного стиля.
Практическая работа: творческая работа «Пермский звериный стиль»
Тема 2. Интегрированное занятие «Народы Пермского края»
Знакомство с традициями, обрядами, костюмами народов Пермского
края.
Блок II. «Живой мир»
Раздел 1. «ЭКОдвиж»
Тема 1. Что такое экология?
Наука экология. Необходимость изучения предмета в современных
условиях. Влияние человеческой деятельности на природу.
Тема 2. Проект «Чистый дом»
Игра «Путешествие в Эколандию». Решение экологических заданий
через познавательную игру.
Раздел 2. «ЭКОход»
Тема 1. Знакомство с шахматным королевством. Почему шахматы так
популярны во всем мире?
Шахматные правила. Ознакомление с шахматными фигурами и
начальной позиции. Этапы шахматной партии: анализ позиции – Мотив
– Идея – Расчёт – Ход.
Тема 2. «Мозговой штурм»
Игровые задания и шахматные дебюты.
Блок III. «Творческая мастерская»
Раздел 1. «Мастерская ДВИЖения»
Тема 1. А знаете ли вы, что…

Упражнения для головы, шеи и плечевого пояса. Упражнения для рук.
Упражнения для корпуса. Упражнения для ног.
Тема 2. Мастерская ДВИЖения
Виды рисунков танца: круг, змейка, цепочка, квадрат. Виды шагов и
ходов: приставной шаг, танцевальный шаг с носка, шаг с пятки и др.
Виды фигур.
Раздел 2. «Неслучайные штрихи»
Тема 1. Знакомство с новым видом деятельности «АРТpipeline»
Что может цвет. Нюанс – контраст. Выполнение творческой работы в
технике монотипия
Тема 2. Практическое занятие «АРТpipeline»
Знакомство с основными цветами цветового спектра. Теплые-холодные
цвета. Упражнения «Хочу в Африку!», упражнение «Корона снежной
королевы»
Раздел 3. «НеФОРМАТ»
Тема 1. Знакомство с необычными видами ДПТ
Практическая работа
Тема 2. ДЕКОРатория
Практическая работа
Раздел 4. «Проект «ЛИК»
Тема 1. Составление плана композиции
Практическая работа
Тема 2. Практическая работа над композицией
Практическая работа
Блок IV. «Основы конструирования»

Раздел «Роботландия»
Тема 1. Какие бывают роботы
Работа над проектом
Тема 2. Выполнение творческих проектов
Работа над проектом
Раздел «Моделист-конструктор»
Тема 1. Особенности моделирования. Инструменты и материалы
Особенности моделирования
Тема 2. Выполнение творческих проектов
Работа над проектом

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Формы аттестации и оценочные материалы
2.1.1. Формы аттестации
По результатам деятельности проводится диагностика освоения
программы: начальный или входной контроль, текущий контроль и по
окончании обучения итоговый контроль.
Время проведения
Цель проведения
Начальный или входной контроль
Начало занятий
Определение
уровня
творческих
способностей, самооценки
Текущий контроль
В
течение
реализации Определение степени усвоения учащимися
программы
учебного материала. Определение готовности
детей к восприятию нового материала.
Повышение
ответственности
и
заинтересованности
воспитанников
в
обучении.
Выявление
детей,
отстающих
и
опережающих обучение.
Подбор наиболее эффективных методов и
средств обучения.
Промежуточный контроль
По окончании изучения Определение степени усвоения учащимися
темы или раздела.
учебного
материала.
Определение
В конце полугодия.
результатов обучения
Итоговый контроль
В
конце
реализации
программы

Определение
уровня
творческих
способностей, самооценки. Определение
результатов обучения.
Ориентирование учащихся на дальнейшее
обучение.
Получение
сведений
для
совершенствования
образовательной
программы и методов обучения.

Форма контроля
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение,
выполнение заданий в рабочих
тетрадях,
дистанционные
задания.

Педагогическое наблюдение,
шахматный турнир защита
проектов,
презентация
творческих работ
Педагогическое наблюдение,
конкурс,
презентация
творческих работ, защита
проектов,
коллективная
рефлексия, самоанализ

2.1.2. Оценочные материалы
Критерии оценки проектов
Критерий

Содержание критерия

Актуальность

Проект направлен на решение проблемы доступности дополнительного образования детей в
сельских
территориях
(реализация
проекта
осуществляется в территориях с низким охватом
детей дополнительным образованием), актуальность
проекта аргументируется
Проект
предполагает
внедрение
новых
организационных механизмов и управленческих
решений, использование современных технологий
обучения,
современного
содержания
дополнительного образования
В проекте достаточно полно и доказательно описаны
механизмы и технологии его реализации, обоснованы
сметные
расходы
проекта,
представлено

Инновационность

Реалистичность

количество
(максимум)
10

10

10

баллов

Результативность

Соответствие
требованиям
рекомендациям
Максимальный балл:

2.1.3.

Карта

и

информационное,
материально-техническое
и
кадровое обеспечение проекта
Представлены планируемые результаты проекта
(показатели, критерии), результаты конкретны
(оцифрованы), реалистичны и соответствуют цели
Конкурса и проекта.
Представленный проект соответствуют требованиям
настоящего положения, оформлен в соответствии с
рекомендациями.

10

10

50

мониторинга

предметных

результатов

освоения

дополнительной общеразвивающей программы
Для диагностики результативности работы по программе используются
методы отслеживания личности обучающихся: мотивация обучения, уровень
познавательного интереса, взаимоотношения в коллективе. Компетенции
обучающихся отслеживаются в системе практической деятельности по
результатам выполнения проектных работ.
Предметные
результаты

Параметры

Критерии

Уровни
освоения

Методы
исследования

1.
Владение
информационны
ми технологиями

Способность
к
целенаправленно
му
поиску
информации

Обучающийся
умеет
самостоятельно
найти
информацию
в
разных
источниках; оценить качество,
уместность
и
ценность
информации, систематизировать
информацию в соответствии с
проблемой исследования.
Обучающийся
умеет
найти
информацию
в
разных
источниках; но не может оценить
качество, уместность и ценность
информации, систематизировать
информацию в соответствии с
проблемой.
Обучающийся
находит
информацию в соответствии с
проблемой
только
при
поддержке педагога.
Обучающийся самостоятельно
способен связать возможности
информационных технологий с
зависимости от ситуации.
Обучающийся не всегда готов и
способен связать возможности
информационных технологий с
общественными ситуациями и
личными целями.
Обучающийся
при
помощи
педагога
способен
связать
возможности информационных
технологий с общественными
ситуациями и личными целями.

Высокий

Педагогическое
наблюдение
Анкетирование
Опрос

Способность
применять
информационные
технологии
в
деятельности.

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Педагогическое
наблюдение
Анкетирование
Опрос

2.
Владение
терминологией

Способность
понимать
термины
и
понятия
использовать
в
исследовательско
й деятельности

Способность
проводить
экологический
мониторинг.

Знает термины и понятия и
осознанно применяет термины в
своей
речи:
антропогенная
нагрузка,
гидробиологическая
оценка,
доброкачественность
пищевых продуктов, загрязнения
окружающей среды, качество
окружающей
среды,
микроэлементы,
нарушения
почвы,
окружающая
среда
(природная,
социоприродная,
техногенная),
загрязнители
воздушной среды, природноантропогенный
комплекс,
природопользование,
сточные
воды,
токсиканты,
уровень
загрязненности,
факторы
нарушенности
окружающей
среды, химическое загрязнение,
экологическая опасность.
Имеет небольшой (примерно 40 50%)
объём
необходимых
знаний.
Обучающийся
практически
не
владеет теоретическими
знаниями по разделам,
не
владеет
специальной
терминологией,
предусмотренной программой.
Знает
виды
загрязнений
окружающей
среды,
их
многообразие и экологическую
опасность.
Оценивает состояние и основные
загрязнители окружающей среды
в
месте
проживания,
их
источники
и
способы
распространения по объектам
окружающей среды.

Высокий

Знает цель и основные способы
проведения
экологического
мониторинга (воздуха, водных
объектов, почвы).
Оценивает
степень
экологической
опасности
загрязнений различного типа.
Дает оценку состояния объектов
окружающей
среды
(по
отдельным
признакам
и
совокупности).
Прогнозирует
ближайшие
вероятностные
последствия
загрязнений окружающей среды.
Имеет небольшой (примерно 40 50%)
объём
необходимых
знаний
для
проведения
экологического
мониторинга
(воздуха,
водных
объектов,
почвы).

Высокий

Педагогическое
наблюдение,
выполнение
заданий
в
рабочих
тетрадях,
собеседование

Средний
Низкий

Средний

Педагогическое
наблюдение,
выполнение
заданий
в
рабочих
тетрадях,
собеседование

Не ориентируется в проведении
экологического
мониторинга
(воздуха,
водных
объектов,
почвы).
Не
дает
оценку
состояния объектов окружающей
среды (по отдельным признакам
и совокупности).
Не
умеет
прогнозировать
ближайшие
вероятностные
последствия
загрязнений
окружающей среды.
Знает
понятия
доброкачественности пищевых
продуктов.
Оценивает безопасность питания
путем
оценки
доброкачественности пищевых
продуктов.
Знает
понятия
доброкачественности пищевых
продуктов.
Затрудняется в выборе методов
исследования
доброкачественности пищевых
продуктов.
Проводит
исследование
доброкачественности пищевых
продуктов только с помощью
педагога.

2.1.4.

Карта

мониторинга

метапредметных

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

результатов

освоения

дополнительной общеразвивающей программы
Метапредмет
ные
результаты
1.Познавател
ьные

Параметры

Критерии

Уровни
освоения

Методы
исследования

Способность
производить
логические
операции

Обучающийся самостоятельно умеет
определять
понятия,
обобщает
материал, устанавливает аналогии,
причинно-следственные
связи,
выбирает основания и критерии для
классификации, анализирует материал
и систематизирует в соответствии с
проблемой.
Строит
логические
рассуждения, умозаключения.

Высокий

Педагогическое
наблюдение
Анкетирование
Опрос

Нуждается в поддержке педагога или
товарища при определении понятия,
обобщении материала, установлении
аналогии,
выборе
основания
и
критерии для классификации.
Знания остаются на уровне только
общих умозрительных представлений,
не проявляясь в суждениях.
Обучающийся
самостоятельно
определяют
содержание
проекта:
устанавливает
цель,
оценивает
ресурсы, которыми он располагает и

Средний

Способность
разрабатывать и
реализовывать
проекты.

Низкий
Педагогическое
наблюдение
Анкетирование
Опрос

2.
Регулятивны
е

2.
Коммуникат
ивные

Способность
определять цели
обучения

Способность
устанавливать
коммуникации с
другими
людьми

Способность к
сотрудничеству

2.1.5.

Карта

ресурсы, необходимые для того, чтобы
обеспечить достижение цели проекта.
Проектирует будущие результаты,
учитывает предшествующий опыт.
Осуществляет
мониторинг
своей
деятельности,
регулирует
свои
действия адекватно плану проекта.
Обучающийся определяет содержание
проекта,
но
затрудняется
в
планирования путей достижения целей
и осуществлении анализа своей
деятельности.
Разрабатывает и реализует проекты
только при помощи педагога.
Самостоятельно
определяет
цели
своего
обучения,
ставит
и
формулирует для себя новые задачи в
деятельности.
Определяет
способы
действий,
соотносит
свои
действия
с
планируемыми
результатами,
осуществляет
контроль
своей
деятельности в процессе достижения
результата,
корректирует
свои
действия
в
соответствии
с
изменяющейся ситуацией.
Нуждается в помощи педагога при
определении цели своего обучения.
Только с помощью педагога определяет
цели своего обучения.
Обучающийся самостоятельно умеет
рассмотреть ситуации с разных сторон,
перспективы еѐ развития.
Эффективно управляет собственными
эмоциями, способен интерпретировать
собственные эмоции.
Обучающийся при помощи педагога
умеет рассмотреть ситуации с разных
сторон, перспективы еѐ развития.
Управляет собственными эмоциями.
Не умеет сдерживать эмоции и
адекватно оценивать ситуацию.
Обучающийся
самостоятельно
организует сотрудничество, выступает
в роли руководителя, способен
представлять собственные идеи и
выслушивать идеи других.
Способен строить работоспособные
команды,вести переговоры.
Умеет принимать решения, которые
учитывают различные точки зрения,
приходить к консенсусу.
Обучающийся
организует
сотрудничество при помощи педагога,
выступает в роли ответственного
исполнителя.
Способность
учащийся
к
сотрудничеству ситуативная.

мониторинга

личностных

дополнительной общеразвивающей программы

Средний

Низкий
Высокий

Педагогическое
наблюдение
Анкетирование
Опрос

Средний
Низкий
Высокий

Педагогическое
наблюдение
Анкетирование
Опрос

Средний

Низкий
Высокий

Педагогическое
наблюдение
Анкетирование
Опрос

Средний

Низкий

результатов

освоения

Личностные
результаты
1.
Гражданская
идентичност
ь

Параметры

Критерии

Способность
выражать
гражданскую
позицию.

Обучающийся
проявляет
ответственность
за
окружающую
среду, а также способность объединить
эти знания в отношения и действия в
решении конкретной проблемы в
гражданском контексте.
Имеет свои убеждения, отображающие
его
интересы
и
общественные
интересы, поступает в соответствии с
этими убеждениями.
Проявляет положительное отношение
к окружающей среде, при помощи
педагога
способен
отстаивать
общественно и личностно значимые
идеалы.
Проявляет пассивное отношение к
окружающей среде.

Способность
действовать
рамках
целостной
социальной
картины.

2.
Отношение к
учебной
деятельности

3.
Отношение к
педагогам и
сверстникам

Интерес
учебной
деятельности

в

к

Межличностное
общение
с
педагогами
и
сверстниками

Уровни
освоения
Высокий

Методы
исследования
Педагогическое
наблюдение
Анкетирование
Опрос

Средний

Низкий

Проявляет
активное
участие
в
деятельности, имеющей социальную
направленность.
Идентифицирует прямые и косвенные
последствия
своих
действий
и
выбирает
между
различными
направлениями
своих
действий,
понимая,
каковы
потенциальные
последствия этих действий для
индивидуальных и общих норм и
целей.
Проявляет участие в деятельности,
имеющей социальную направленность.

Средний

Принимает
участие
в
любой
деятельности только при поддержке
педагога и товарищей.
Проявляет выраженный интерес к
предлагаемым
заданиям.
Охотно
задает
вопросы
на
уточнение.
Прилагает усилия к преодолению
трудностей,
вносит
элементы
творчества.
Проявляет
интеллектуальную
активность,
самостоятельно находит способы
выполнения заданий.
Проявляет неустойчивый интерес к
работе. Вопросов задает немного.
Задания
выполняются
со
стимулирующей помощью взрослого.
При выполнении заданий нуждается в
помощи педагога, часто отвлекается.
Не способен применять освоенные
способы деятельности.
Владеет приемами эффективного
межличностного
общения
со
сверстниками, готов к коллективным
формам работы, способен к глубоким
эмоциональным
привязанностям,
дружбе.

Низкий

Педагогическое
наблюдение
Анкетирование
Опрос

Средний

Высокий

Педагогическое
наблюдение
Анкетирование
Опрос

Средний

Низкий

Высокий

Педагогическое
наблюдение
Анкетирование
Опрос

4.
Самооценка

Оценивание
себя
и
собственной
деятельности

Проявляет внимание, сочувствие,
отзывается на просьбы. Избегает
конфликтов, не всегда владеет
навыками
эффективного
межличностного общения. Проявляет
уважение к педагогу.
Равнодушное,
иногда
проявляет
негативное отношение к сверстникам.
Не умеет решать конфликты мирным
путем.
Не
прислушивается
к
замечаниям педагогов и не старается
их выполнять.
Самокритичен. Требователен к себе и
другим. Объективная самооценка.
Принимает критику в свой адрес.
Нуждается во внешней оценке.
Несамокритичен, снисходителен к
своим недостаткам, критичен к другим.
Нетерпим к критике в свой адрес.

Средний

Низкий

Высокий
Средний
Низкий

Педагогическое
наблюдение
Анкетирование
Опрос

Список использованных источников
1. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г.,
Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь. СПб., 2000. – 201с.
2. Белкин

А.С.,

Катаев

А.В.,

Попков

К.В.,

Сунгатуллина

Г.А.

Нравственность. Здоровье. Семья. – Екатеринбург, 2000.
3. Бойко Е.Л., Золотарёва А.В., Пикина А.Л.. Дополнительное образование
в учреждениях НПО (СПО): методическое пособие. – Ярославль: Изд-во
ЯГПУ, 2010. – 207 с.
4. Бурдельная Ю.А. Управление индивидуальными образовательными
маршрутами учащихся в сетевом взаимодействии образовательных
учреждений // Современные исследования социальных проблем. 2010.
№ 4 (4). С. 28.
5. Гарифуллин Р.Р. Скрытая профилактика наркомании. Практическое
руководство для педагогов и родителей: ТИ Сфера, 2002.
6. Интеграция общего и дополнительного образования: Практическое
пособие / Под ред. Е.Б. Евладовой, А.В. Золотарёвой, С.Л. Паладьева. М.: АРКТИ, 2006. – 296 с.
7. Сартакова, Е.Е. Концепция формирования сетевого взаимодействия
сельских школ для решения задач модернизации образования // Вестник
Томского государственного педагогического университета. 2010. Вып.
11 (101). С. 27 и р.
8. Оценка

результатов

начального

образования

в

условиях

компетентностного подхода: методическое пособие для учителей
начальных классов/ под общей редакцией Н.В. Калининой. - Ульяновск:
УИПКПРО, 2009. – 99 с.
9. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, / [А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков]. –
М.: Просвещение, 2009. – 23 с. – (Стандарты второго поколения).
10. Материал об организации внеурочной деятельности при введении
ФГОС общего образования № 03-296 от 12 мая 2011г // Официальный

сайт

Министерства

образования

http://mon.gov.ru/dok/akt/8498/

(дата

и

науки

обращения

РФ.

URL:

11.09.2011),

Методические материалы по организации внеурочной деятельности в
образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные
программы начального общего образования - http:/ // Официальный сайт
Министерства

образования

и

науки

mon.gov.ru/files/materials/8498/11.05.12-metod.recom.pdf
обращения: 12.09.2011)

РФ.

URL:
(дата


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».