Робототехника

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КУНГУРСКОГО
РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
Рекомендовано

Утверждаю:

методическим советом

Директор

протокол № _____

Кадяева С.В.

от «___» ___

«___» ______ 20__ г.

20__ г.

Дополнительная общеобразовательная
программа «Робототехника»
направленность программы - техническая
возраст детей 10 -14 лет
срок реализации 2 года

Долгушев Виталий Валерьевич
педагог дополнительного
образования МАУ ДО «ЦДОД»

Кунгурский район – 2018
1

Содержание
1. Пояснительная записка .................................................................................................. 3
1.1.Краткая характеристика предмета .......................................................................... 3
1.2.Направленность образовательной программы ...................................................... 3
1.3. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность .............................. 3
1.4. Цель образовательной программы ........................................................................ 4
1.5. Задачи образовательной программы ..................................................................... 4
1.6. Отличительные особенности ................................................................................. 4
1.7. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы ........................ 5
1.8. Сроки реализации программы ............................................................................... 5
1.9. Режим занятий ......................................................................................................... 5
2. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
"Робототехника: конструирование и программирование". ........................................................ 6
2.1. Задачи первого года обучения ............................................................................... 6
2.2. Содержание программы первого года обучения .................................................. 6
2.3. Ожидаемые результаты первого года обучения .................................................. 7
2.4. Задачи второго года обучения ............................................................................... 7
2.5. Содержание программы второго года обучения .................................................. 8
2.6. Ожидаемые результаты второго года обучения ................................................... 8
3. Содержание дополнительной образовательной программы "Робототехника" ...... 11
3.1. Первый год обучения ............................................................................................ 11
3.2. Второй год обучения ............................................................................................. 14
4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
"Робототехника" ........................................................................................................................... 21
4.1. Формы организации занятий и деятельности детей .......................................... 21
4.2. Методы организации учебного процесса ............................................................ 21
4.3. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности ........... 22
4.4. Формы подведения итогов реализации ДОП ..................................................... 22
4.5. Оценочные материалы .......................................................................................... 23
5. Список литературы ...................................................................................................... 30
5.1. Для педагога .......................................................................................................... 30
5.2. Для детей и родителей .......................................................................................... 30

2

1. Пояснительная записка
1.1.Краткая характеристика предмета
С началом нового тысячелетия в большинстве стран робототехника стала занимать
существенное место в школьном и университетском образовании, подобно тому, как
информатика появилась в конце прошлого века и потеснила обычные предметы. По всему
миру проводятся конкурсы и состязания роботов для школьников и студентов: научнотехнический фестиваль «Мобильные роботы» им. профессора Е.А. Девянина с 1999 г., игры
роботов «Евробот» – с 1998 г., международные состязания роботов в России – с 2002 г.,
всемирные состязания роботов в странах Азии – с 2004 г., футбол роботов Robocup с 1993 г. и
т.д. Лидирующие позиции в области школьной робототехники на сегодняшний день занимает
фирма Lego (подразделение Lego Education) с образовательными конструкторами серии
Mindstorms. В некоторых странах (США, Япония, Корея и др.) при изучении робототехники
используются и более сложные кибернетические конструкторы.

1.2.Направленность образовательной программы
Направленность программы - научно-техническая. Программа направлена на
привлечение учащихся к современным технологиям конструирования, программирования и
использования роботизированных устройств.

1.3. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность
Последние годы одновременно с информатизацией общества лавинообразно
расширяется применение микропроцессоров в качестве ключевых компонентов автономных
устройств, взаимодействующих с окружающим миром без участия человека. Стремительно
растущие коммуникационные возможности таких устройств, равно как и расширение
информационных систем, позволяют говорить об изменении среды обитания человека.
Авторитетными группами международных экспертов область взаимосвязанных
роботизированных систем признана приоритетной, несущей потенциал революционного
технологического прорыва и требующей адекватной реакции как в сфере науки, так и в сфере
образования.
В связи с активным внедрением новых технологий в жизнь общества постоянно
увеличивается потребность в высококвалифицированных специалистах. В ряде ВУЗов
Пермского края присутствуют специальности, связанные с робототехникой, но в большинстве
случаев не происходит предварительной ориентации школьников на возможность
продолжения учебы в данном направлении. Многие абитуриенты стремятся попасть на
специальности, связанные с информационными технологиями, не предполагая о всех
возможностях этой области. Между тем, игры в роботы, конструирование и изобретательство
присущи подавляющему большинству современных детей. Таким образом, появилась
возможность и назрела необходимость в непрерывном образовании в сфере робототехники.
Заполнить пробел между детскими увлечениями и серьезной ВУЗовской подготовкой
позволяет изучение робототехники на основе специальных образовательных конструкторов.
Введение дополнительной образовательной программы «Робототехника» неизбежно
изменит картину восприятия учащимися технических дисциплин, переводя их из разряда
умозрительных в разряд прикладных. Применение детьми на практике теоретических знаний,
полученных на математике или физике, ведет к более глубокому пониманию основ, закрепляет
полученные навыки, формируя образование в его наилучшем смысле. И с другой стороны,
игры в роботы, в которых заблаговременно узнаются основные принципы расчетов
простейших механических систем и алгоритмы их автоматического функционирования под
управлением программируемых контроллеров, послужат хорошей почвой для последующего
освоения сложного теоретического материала на уроках. Программирование на компьютере
(например, виртуальных исполнителей) при всей его полезности для развития умственных
способностей во многом уступает программированию автономного устройства, действующего
3

в реальной окружающей среде. Подобно тому, как компьютерные игры уступают в полезности
играм настоящим.
Возможность прикоснуться к неизведанному миру роботов для современного ребенка
является очень мощным стимулом к познанию нового, преодолению инстинкта потребителя и
формированию стремления к самостоятельному созиданию. При внешней привлекательности
поведения, роботы могут быть содержательно наполнены интересными и непростыми
задачами, которые неизбежно встанут перед юными инженерами. Их решение сможет
привести к развитию уверенности в своих силах и к расширению горизонтов познания.
Новые принципы решения актуальных задач человечества с помощью роботов,
усвоенные в школьном возрасте (пусть и в игровой форме), ко времени окончания вуза и
начала работы по специальности отзовутся в принципиально новом подходе к реальным
задачам. Занимаясь с детьми на кружках робототехники, мы подготовим специалистов нового
склада, способных к совершению инновационного прорыва в современной науке и технике.

1.4. Цель образовательной программы


Создание условий для мотивации, подготовки и профессиональной ориентации
школьников для возможного продолжения учебы в ВУЗах и последующей работы на
предприятиях по специальностям, связанным с робототехникой.

1.5. Задачи образовательной программы
Образовательные
 Использование современных разработок по робототехнике в области образования,
организация на их основе активной внеурочной деятельности учащихся
 Ознакомление учащихся с комплексом базовых технологий, применяемых при создании
роботов
 Реализация межпредметных связей с физикой, информатикой и математикой
 Решение учащимися ряда кибернетических задач, результатом каждой из которых будет
работающий механизм или робот с автономным управлением
Развивающие
 Развитие у детей инженерного мышления, навыков конструирования, программирования
и эффективного использования кибернетических систем
 Развитие мелкой моторики, внимательности, аккуратности и изобретательности
 Развитие креативного мышления и пространственного воображения
 Организация и участие в играх, конкурсах и состязаниях роботов в качестве закрепления
изучаемого материала и в целях мотивации обучения
Воспитательные
 Повышение мотивации учащихся к изобретательству и созданию собственных
роботизированных систем
 Формирование у учащихся стремления к получению качественного законченного
результата
 Формирование навыков проектного мышления, работы в команде

1.6. Отличительные особенности
Данная образовательная программа имеет ряд отличий от уже существующих аналогов.



Элементы кибернетики и теории автоматического управления адаптированы для уровня
восприятия детей, что позволяет начать подготовку инженерных кадров уже с 5 класса
школы.
Существующие аналоги предполагают поверхностное освоение элементов робототехники
4



с преимущественно демонстрационным подходом к интеграции с другими предметами.
Особенностью данной программы является нацеленность на конечный результат, т.е.
ребенок создает не просто внешнюю модель робота, дорисовывая в своем воображении его
возможности. Ребенок создает действующее устройство, которое решает поставленную
задачу.
Программа плотно связана с массовыми мероприятиями в научно-технической сфере для
детей (турнирами, состязаниями, конференциями), что позволяет, не выходя за рамки
учебного процесса, принимать активное участие в конкурсах различного уровня.

1.7. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы



10-13 лет – основная группа
14-17 лет – старшая группа

1.8. Сроки реализации программы
Программа рассчитана на два года обучения.
В первый год учащиеся проходят курс конструирования, построения механизмов с
электроприводом, а также знакомятся с основами программирования контроллеров базового
набора.
Во второй год учащиеся изучают возобновляемые источники энергии, сложные
механизмы и всевозможные датчики для микроконтроллеров. Программирование в
графической инженерной среде изучается углубленно. Происходит знакомство с
программированием виртуальных роботов на языке программирования, схожем с Си.

1.9. Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа (128 час).

5

2. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
"Робототехника ".
2.1. Задачи первого года обучения
Образовательные
 Использование современных разработок по робототехнике в области образования,
организация на их основе активной внеурочной деятельности учащихся
 Ознакомление учащихся с комплексом базовых технологий, применяемых при создании
роботов
 Реализация межпредметных связей с математикой
Развивающие
 Развитие у школьников инженерного мышления, навыков конструирования,
программирования и эффективного использования кибернетических систем
 Развитие мелкой моторики, внимательности, аккуратности и изобретательности
 Развитие креативного мышления, и пространственного воображения учащихся
 Организация и участие в играх, конкурсах и состязаниях роботов в качестве закрепления
изучаемого материала и в целях мотивации обучения
Воспитательные
 Повышение мотивации учащихся к изобретательству и созданию собственных
роботизированных систем
 Формирование у учащихся стремления к получению качественного законченного
результата
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Тема
Инструктаж по ТБ
Введение: информатика, кибернетика, робототехника
Основы конструирования
Моторные механизмы
Трехмерное моделирование
Введение в робототехнику
Основы управления роботом
Удаленное управление
Игры роботов
Состязания роботов
Творческие проекты
Зачеты
Итоговое занятие

Количество часов
Практика
Всего
0
2
0
2
10
14
12
14
3
4
10
16
26
30
6
8
6
8
10
14
6
8
4
6
2
2
=33
=95
=128

Теория
2
2
4
2
1
6
4
2
2
4
2
2

2.2. Содержание программы первого года обучения
Знакомство с конструктором, основными деталями и принципами крепления. Создание
простейших механизмов, описание их назначения и принципов работы. Создание трехмерных
моделей механизмов в среде визуального проектирования. Силовые машины. Использование
встроенных возможностей микроконтроллера: просмотр показаний датчиков, простейшие
программы, работа с файлами. Знакомство со средой программирования Robolab, базовые
команды управления роботом, базовые алгоритмические конструкции. Простейшие
6

регуляторы: релейный, пропорциональный. Участие в учебных состязаниях.

2.3. Ожидаемые результаты первого года обучения
Образовательные
Освоение принципов работы простейших механизмов. Расчет передаточного
отношения. Понимание принципа устройства робота как кибернетической системы.
Использование простейших регуляторов для управления роботом. Решение задачи с
использованием одного регулятора. Умение собрать базовые модели роботов и
усовершенствовать их для выполнения конкретного задания. Навыки программирования в
графической среде.
Развивающие
Изменения в развитии мелкой моторики, внимательности, аккуратности и
особенностей мышления конструктора-изобретателя проявляется на самостоятельных задачах
по механике. Строительство редуктора с заданным передаточным отношением и более
сложных конструкций из множества мелких деталей является регулярной проверкой
полученных навыков.
Воспитательные
Воспитательный результат занятий робототехникой можно считать достигнутым, если
учащиеся проявляют стремление к самостоятельной работе, усовершенствованию известных
моделей и алгоритмов, созданию творческих проектов. Участие в научных конференциях для
школьников, открытых состязаниях роботов и просто свободное творчество во многом
демонстрируют и закрепляют его.
Кроме того, простым, но важным результатом будет регулярное содержание своего
рабочего места и конструктора в порядке, что само по себе непросто.

2.4. Задачи второго года обучения
Образовательные
 Использование современных разработок по робототехнике в области образования,
организация на их основе активной внеурочной деятельности учащихся
 Реализация межпредметных связей с информатикой и математикой
 Решение учащимися ряда кибернетических задач, результатом каждой из которых будет
работающий механизм или робот с автономным управлением
Развивающие
 Развитие у школьников инженерного мышления, навыков конструирования,
программирования и эффективного использования кибернетических систем
 Развитие мелкой моторики, внимательности, аккуратности и изобретательности
 Развитие креативного мышления и пространственного воображения учащихся
 Организация и участие в играх, конкурсах и состязаниях роботов в качестве закрепления
изучаемого материала и в целях мотивации обучения
Воспитательные
 Повышение мотивации учащихся к изобретательству и созданию собственных
роботизированных систем
 Формирование у учащихся стремления к получению качественного законченного
результата
7

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Тема
Инструктаж по ТБ
Повторение. Основные понятия
Базовые регуляторы
Трехмерное моделирование
Программирование и робототехника
Элементы мехатроники
Решение инженерных задач
Альтернативные среды программирования
Игры роботов
Среда программирования виртуальных роботов Ceebot
Творческие проекты
Зачеты
Итоговое занятие
Итого

Количество часов
Теория
Практика
Всего
2
0
2
2
0
2
6
10
16
2
6
8
6
20
26
2
4
6
2
6
8
4
10
14
2
6
8
4
12
16
4
10
14
2
4
6
2
2
38
90
128

2.5. Содержание программы второго года обучения
Использование регуляторов. Решение задач с двумя контурами управления или с
дополнительным заданием для робота (например, двигаться по линии и объезжать
препятствия). Программирование виртуальных исполнителей. Текстовые среды
программирования. Более сложные механизмы: рулевое управление, дифференциал,
манипулятор и др. Двусоставные регуляторы. Участие в учебных состязаниях.

2.6. Ожидаемые результаты второго года обучения
Образовательные
Использование регуляторов для управления роботом. Решение задачи с
использованием двух регуляторов или дополнительного задания для робота. Умение
конструировать сложные модели роботов с использованием дополнительных механизмов.
Расширенные возможности графического программирования. Навыки программирования
исполнителей в текстовой среде.
Развивающие
Изменения в развитии мелкой моторики, внимательности, аккуратности и
особенностей мышления конструктора-изобретателя проявляется на самостоятельных задачах
по механике. Новые алгоритмические задачи позволяют научиться выстраивать сложные
параллельные процессы и управлять ими.
Воспитательные
Воспитательный результат занятий робототехникой можно считать достигнутым, если
учащиеся проявляют стремление к самостоятельной работе, усовершенствованию известных
моделей и алгоритмов, созданию творческих проектов. Самостоятельная подготовка к
состязаниям, стремление к получению высокого результата.

8

3. Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин,
(модулей)
3.1. Учебно-тематический план дополнительной
образовательной программы
"Робототехника " (мобильное образование).
3.1.1. Задачи первого года обучения
Образовательные
 Использование современных разработок по робототехнике в области образования,
организация на их основе активной внеурочной деятельности учащихся
 Ознакомление учащихся с комплексом базовых технологий, применяемых при создании
роботов
 Реализация межпредметных связей с математикой
Развивающие
 Развитие у школьников инженерного мышления, навыков конструирования,
программирования и эффективного использования кибернетических систем
 Развитие мелкой моторики, внимательности, аккуратности и изобретательности
 Развитие креативного мышления, и пространственного воображения учащихся
 Организация и участие в играх, конкурсах и состязаниях роботов в качестве закрепления
изучаемого материала и в целях мотивации обучения
Воспитательные
 Повышение мотивации учащихся к изобретательству и созданию собственных
роботизированных систем
 Формирование у учащихся стремления к получению качественного законченного
результата
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Тема

Теория

Количество часов
Практика
Всего

Инструктаж по ТБ
Введение: информатика, кибернетика, робототехника
Основы конструирования
Моторные механизмы
Трехмерное моделирование
Введение в робототехнику
Основы управления роботом
Удаленное управление
Состязания роботов
Творческие проекты
Зачеты
Итоговое занятие
=96

9

2.2. Содержание программы первого года обучения
Знакомство с конструктором, основными деталями и принципами крепления. Создание
простейших механизмов, описание их назначения и принципов работы. Создание трехмерных
моделей механизмов в среде визуального проектирования. Силовые машины. Использование
встроенных возможностей микроконтроллера: просмотр показаний датчиков, простейшие
программы, работа с файлами. Знакомство со средой программирования Robolab, базовые
команды управления роботом, базовые алгоритмические конструкции. Простейшие
регуляторы: релейный, пропорциональный. Участие в учебных состязаниях.

2.3. Ожидаемые результаты первого года обучения
Образовательные
Освоение принципов работы простейших механизмов. Расчет передаточного
отношения. Понимание принципа устройства робота как кибернетической системы.
Использование простейших регуляторов для управления роботом. Решение задачи с
использованием одного регулятора. Умение собрать базовые модели роботов и
усовершенствовать их для выполнения конкретного задания. Навыки программирования в
графической среде.
Развивающие
Изменения в развитии мелкой моторики, внимательности, аккуратности и
особенностей мышления конструктора-изобретателя проявляется на самостоятельных задачах
по механике. Строительство редуктора с заданным передаточным отношением и более
сложных конструкций из множества мелких деталей является регулярной проверкой
полученных навыков.
Воспитательные
Воспитательный результат занятий робототехникой можно считать достигнутым, если
учащиеся проявляют стремление к самостоятельной работе, усовершенствованию известных
моделей и алгоритмов, созданию творческих проектов. Участие в научных конференциях для
школьников, открытых состязаниях роботов и просто свободное творчество во многом
демонстрируют и закрепляют его.
Кроме того, простым, но важным результатом будет регулярное содержание своего
рабочего места и конструктора в порядке, что само по себе непросто.

10

3. Содержание дополнительной образовательной программы
"Робототехника"
3.1. Первый год обучения
№

дата

форма
занятия

1

беседа

2

Практическ
ое занятие

3

Практическ
ое занятие

4

Практическ
ое занятие

5

Практическ
ое занятие

6

Практическ
ое занятие

7

Практическ
ое занятие

8

Практическ
ое занятие

9

Практическ
ое занятие

10

Практическ
ое занятие

11

Практическ
ое занятие

12

Практическ
ое занятие

тема занятия

сентябрь
Инструктаж по технике
безопасности.
Введение: информатика,
кибернетика, робототехника.
Названия и принципы крепления
деталей. Строительство высокой
башни.
Простейшие механизмы. Рычаг.
Хватательные механизмы.
Итого:
октябрь
Виды механической передачи.
Зубчатая и ременная передача.
Прямая, коническая, червячная
передача.
Передаточные отношения. Колесо,
ось. Центр тяжести. Измерения.
Решение практических задач.
Повышающая передача. Волчок.

кол-во
часов

место
проведения

форма
контроля

2

уч. кабинет

Тестировани
е

2

уч. кабинет

2

уч. кабинет

Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание

2

уч. кабинет

Опрос.
Практическое
задание

2

уч. кабинет

Опрос.
Практическое
задание

2

уч. кабинет

Опрос.
Практическое
задание

2

уч. кабинет

Понижающая передача. Силовая
«крутилка»
Редуктор. Осевой редуктор с
заданным передаточным
отношением.
Зачет.

2

уч. кабинет

2

уч. кабинет

Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание

2

уч. кабинет

Стационарные моторные
механизмы.
Одномоторный гонщик.

2

уч. кабинет

2

уч. кабинет

Итого:

16

8

Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание

ноябрь
13

Практическ
ое занятие

Преодоление горки.

2

уч. кабинет

14

Практическ
ое занятие

Робот – тягач.

2

уч. кабинет

15

Практическ
ое занятие

Сумотори.

2

уч. кабинет

16

Практическ
ое занятие

Шагающие роботы.

2

уч. кабинет

Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание

11

17

Практическ
ое занятие

Маятник Капицы

2

уч. кабинет

Опрос.
Практическое
задание

18

Практическ
ое занятие
Практическ
ое занятие

Зачет.

2

уч. кабинет

Практическ
ое задание

Введение в виртуальное
конструирование. Зубчатая
передача.
Простейшие модели.

2

уч. кабинет

Опрос.
Практическое
задание

2

уч. кабинет

Опрос.
Практическое
задание

Итого:

16
2

уч. кабинет

2

уч. кабинет

2

уч. кабинет

Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание

19

20

Практическ
ое занятие

декабрь
21

Практическ
ое занятие

Знакомство с контролером.

22

Практическ
ое занятие

Одномоторная тележка.

23

Практическ
ое занятие

Встроенные программы.

24

Практическ
ое занятие

Двухмоторная тележка.

2

уч. кабинет

25

Практическ
ое занятие

Датчики.

2

уч. кабинет

26

Практическ
ое занятие

Среда программирования.

2

уч. кабинет

27

Практическ
ое занятие

Колесные, гусеничные и шагающие
роботы.

2

уч. кабинет

28

Практическ
ое занятие

2

уч. кабинет

Решение простейших задач.
Итого

16

январь
Цикл. Ветвление. Параллельные
задачи.
Кегельринг.

2

уч. кабинет

2

уч. кабинет

Следование по линии.

2

уч. кабинет

Практическ
ое занятие

Путешествие по комнате.

2

уч. кабинет

33

Практическ
ое занятие

Поиск выхода из лабиринта.

2

уч. кабинет

34

Практическ
ое занятие

Поиск выхода из лабиринта.

2

уч. кабинет

35

Практическ
ое занятие

Зачет.

2

уч. кабинет

36

Практическ
ое занятие

Релейный регулятор.

2

уч. кабинет

Итого:

16

29

Практическ
ое занятие

30

Практическ
ое занятие

31

Практическ
ое занятие

32

Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание

февраль
12

2

уч. кабинет

2

уч. кабинет

2

уч. кабинет

2

уч. кабинет

Обход лабиринта по правилу
правой руки.
Анализ показаний разнородных
датчиков.
Синхронное управление
двигателями.

2

уч. кабинет

2

уч. кабинет

2

уч. кабинет

Робот – барабанщик.

2

уч. кабинет

Итого:

16

март
Передача числовой информации.

2

уч. кабинет

37

Практическ
ое занятие

Пропорциональный регулятор.

38

Практическ
ое занятие

Защита от застреваний.

39

Практическ
ое занятие

Траектория с перекрестками.

40

Практическ
ое занятие

Пересеченная местность.

41

Практическ
ое занятие

42

Практическ
ое занятие

43

Практическ
ое занятие

44

Практическ
ое занятие

45

Практическ
ое занятие

46

Практическ
ое занятие

Кодирование при передаче.

2

уч. кабинет

47

Практическ
ое занятие

2

уч. кабинет

48

Практическ
ое занятие

Управление моторами через
Bluetooth.
Устойчивая передача данных.

2

уч. кабинет

49

Практическ
ое занятие

Игра «Царь горы».

2

уч. кабинет

50

Практическ
ое занятие

Игра Управляемый футбол роботов.

2

уч. кабинет

51

Практическ
ое занятие

Игра Теннис роботов.

2

уч. кабинет

52

Практическ
ое занятие

Футбол с инфракрасным мячом
(основы).
Итого:

2

уч. кабинет

Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание

Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание

16

апрель
53
54
55
56
57
58

Практическ
ое занятие
Практическ
ое занятие
Практическ
ое занятие
Практическ
ое занятие
Практическ
ое занятие
Практическ
ое занятие

Игра Сумо.

2

уч. кабинет

Игра Перетягивание каната.

2

уч. кабинет

Игра Кегельринг.

2

уч. кабинет

Игра Следование по линии.

2

уч. кабинет

Игра Слалом.

2

уч. кабинет

Игра Лабиринт.

2

уч. кабинет

Практическ
ое задание
Практическ
ое задание
Практическ
ое задание
Практическ
ое задание
Практическ
ое задание
Практическ
ое задание

13

Практическ
ое занятие
Практическ
ое занятие

59
60

61

Практическ
ое занятие

62

Практическ
ое занятие

63

Практическ
ое занятие

64

беседа

Игра Интеллектуальное сумо.

2

уч. кабинет

Творческий проект: «Роботы –
помощники человека»

2

уч. кабинет

Итого:

16

май
Творческий проект: «Роботы –
помощники человека».

2

уч. кабинет

Творческий проект: «Роботы –
помощники человека».

2

уч. кабинет

Защита проекта.

2

уч. кабинет

Итоговое занятие
Итого:
Всего за год:

2
8
128

уч. кабинет

Практическ
ое задание
Индивидуал
ьное
задание

Индивидуал
ьное
задание
Индивидуал
ьное
задание
Защита
проекта
Экскурсия

3.2. Второй год обучения
№

дата

форма
занятия

1

19.09

Беседа

2

20.09

Практическ
ое занятие

3

26.09

Практическ
ое занятие

4

27.09

Практическ
ое занятие

5

3.10

Практическ
ое занятие

6

4.10

Практическ
ое занятие

7

10.10

Практическ
ое занятие

8

11.10

Практическ
ое занятие

тема занятия

сентябрь
Инструктаж по технике
безопасности.
Повторение. Основные понятия.

кол-во
часов

место
проведения

форма
контроля

2

уч. кабинет

Тестирование

2

уч. кабинет

Следование за объектом.
Одномоторная тележка. Контроль
скорости. П – регулятор.
Двухмоторная тележка. Следование
по линии за объектом.
Безаварийное движение.
Итого:
октябрь
Объезд объекта. Слалом.

2

уч. кабинет

Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание

2

уч. кабинет

Опрос.
Практическое
задание

2

уч. кабинет

Движение по дуге с заданным
радиусом. Спираль.
Вывод данных на экран. Работа с
переменными.
Следование вдоль стены. ПД –
регулятор.

2

уч. кабинет

2

уч. кабинет

2

уч. кабинет

Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание

8

14

9

17.10

Практическ
ое занятие

10

18.10

Практическ
ое занятие

11

24.10

Практическ
ое занятие

12

25.10

Практическ
ое занятие

Поворот за угол. Сглаживание.
Фильтр первого рода.
Управление положением
серводвигателей.
Зачет

2

уч. кабинет

2

уч. кабинет

2

уч. кабинет

Проекция и трехмерное
изображение.
Итого:
ноябрь
Создание руководства по сборке.

2

уч. кабинет

16
2

уч. кабинет

13

7.11

Практическ
ое занятие

14

8.11

Практическ
ое занятие

Ключевые точки.

2

уч. кабинет

15

14.11

Практическ
ое занятие

Создание отчета.

2

уч. кабинет

16

15.11

Практическ
ое занятие

Траектория с перекрестками.

2

уч. кабинет

17

21.11

Практическ
ое занятие

Траектория с перекрестками.

2

уч. кабинет

18

22.11

Практическ
ое занятие

Поиск выхода из лабиринта.

2

уч. кабинет

19

28.11

Практическ
ое занятие

Поиск выхода из лабиринта.

2

уч. кабинет

20

29.11

Практическ
ое занятие

Транспортировка объектов.

2

уч. кабинет

Итого:

16

декабрь
Эстафета. Взаимодействие роботов.

2

уч. кабинет

Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание

Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание

21

5.12

Практическ
ое занятие

Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание

22

6.12

Практическ
ое занятие

Эстафета. Взаимодействие роботов.

2

уч. кабинет

23

12.12

Практическ
ое занятие

Шестиногий маневренный
шагающий робот.

2

уч. кабинет

24

13.12

Практическ
ое занятие

2

уч. кабинет

25

19.12

Практическ
ое занятие

2

уч. кабинет

26

20.12

Практическ
ое занятие

2

уч. кабинет

27

26.12

Практическ
ое занятие

2

уч. кабинет

Опрос.
Практическое
задание

28

27.12

Практическ
ое занятие

Ралли по коридору. Рулевое
управление и дифференциал.
Ралли по коридору. Рулевое
управление и дифференциал.
Скоростная траектория.
Передаточное отношение и ПД –
регулятор.
Скоростная траектория.
Передаточное отношение и ПД –
регулятор.
Плавающий коэффициент.
Кубический регулятор.
Итого

2

уч. кабинет

Опрос.
Практическое
задание

16
15

январь
Практическ
ое занятие
Практическ
ое занятие

Зачет.

2

уч. кабинет

Тестирование

Принцип работы серводвигателя.

2

уч. кабинет

Сервоконтроллер.

2

уч. кабинет

Робот-манипулятор. Дискретный
регулятор.

2

уч. кабинет

2

уч. кабинет

2

уч. кабинет

2

уч. кабинет

2

уч. кабинет

Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание

29

9.01

30

10.01

31

16.01

Практическ
ое занятие

32

17.01

Практическ
ое занятие

33

23.01

Практическ
ое занятие

Подъем по лестнице.

34

24.01

Практическ
ое занятие

Подъем по лестнице.

35

30.01

Практическ
ое занятие

36

31.01

Практическ
ое занятие

Постановка робота-автомобиля в
гараж.
Постановка робота-автомобиля в
гараж.
Итого:
февраль
Структура программы.

16
2

уч. кабинет

Команды управления движением.

2

уч. кабинет

Практическ
ое занятие

Работа с датчиками.

2

уч. кабинет

14.02

Практическ
ое занятие

Ветвления и циклы.

2

уч. кабинет

41

20.02

Практическ
ое занятие

Переменные.

2

уч. кабинет

42

21.02

Практическ
ое занятие

Подпрограммы.

2

уч. кабинет

43

27.02

Практическ
ое занятие

2

уч. кабинет

44

28.02

Практическ
ое занятие

2

уч. кабинет

37

6.02

Практическ
ое занятие

38

7.02

Практическ
ое занятие

39

13.02

40

Массивы данных.
Зачет
Итого:

16

март
Управляемый футбол.

2

уч. кабинет

45

5.03

Практическ
ое занятие

46

6.03

Практическ
ое занятие

Управляемый футбол.

2

уч. кабинет

47

12.03

Практическ
ое занятие

2

уч. кабинет

48

13.03

Практическ
ое занятие

2

уч. кабинет

49

19.03

Практическ
ое занятие

Футбол с инфракрасным мячом.
Пенальти.
Футбол с инфракрасным мячом.
Пенальти.
Знакомство с языком Cbot.
Управление роботом.

2

уч. кабинет

Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Творческая
работа

Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание

16

50

20.03

Практическ
ое занятие

Транспортировка объектов.

2

уч. кабинет

51

26.03

Практическ
ое занятие

Радар. Поиск объектов.

2

уч. кабинет

52

27.03

Практическ
ое занятие

Циклы. Ветвления.

2

уч. кабинет

Итого:

16

Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание

апрель
53

2.04

Практическ
ое занятие

54

3.04

Практическ
ое занятие

55

9.04

Практическ
ое занятие

56

10.04

Практическ
ое занятие

57

16.04

Практическ
ое занятие

58

17.04

59

23.04

Практическ
ое занятие
Практическ
ое занятие

60

24.04

Практическ
ое занятие

61

7.05

Практическ
ое занятие

62

8.05

63

14.05

Практическ
ое занятие
Практическ
ое занятие

64

15.05

Экскурсия

Цикл с условием. Ожидание
события.
Ориентация в лабиринте. Правило
правой руки.
Ралли по коридору.

2

уч. кабинет

2

уч. кабинет

2

уч. кабинет

ПД-регулятор с контролером
скорости.
Проекты: Роботизированные
комплексы
Проекты: Охранные системы.

2

уч. кабинет

2

уч. кабинет

2

уч. кабинет

Проекты: Защита окружающей
среды.
Проекты: Специальные роботы.
Итого:
май
Проекты: Роботы-помощники
человека.
Защита проекта.

2

уч. кабинет

2

уч. кабинет

Индивидуаль
ные задания

2

уч. кабинет

Индивидуаль
ные задания

2

уч. кабинет

2

уч. кабинет

Защита
проекта
Защита
проекта

2
8
128

уч. кабинет

Защита проекта.
Итоговое занятие
Итого:
Всего за год:

Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Опрос.
Практическое
задание
Индивидуаль
ные задания
Индивидуаль
ные задания
Индивидуаль
ные задания

16

17

Календарный учебный график на 2019-2020 учебный год «Робототехника»
(Мобильное образование)
1 год обучения
№

дата

форма
занятия

1

17.09

Беседа

2

24.09

Практическ
ое занятие

тема занятия

Сентябрь
Инструктаж по технике
безопасности. Информатика,
кибернетика, робототехника.

кол-во
часов

место
проведения

форма
контроля

3

уч. кабинет

Вводное
тестирование

3

уч. кабинет

Опрос.
Практическое
занятие

3

уч. кабинет

3

уч. кабинет

3

уч. кабинет

Сборка робота пяти минутки по
замыслу

3

уч. кабинет

Опрос.
Практическое
занятие
Опрос.
Практическое
занятие
Опрос.
Практическое
занятие
Опрос.
Практическое
занятие

Итого:

12

Знакомство с конструктором

Итого:

6
Октябрь

3

1.10

Практическ
ое занятие

4

8.10

Практическ
ое занятие

5

15.10

Практическ
ое занятие

6

22.10

Практическ
ое занятие

Прочные и не прочные соединения
Работа шестерней
Сборка по предложенной схеме

Ноябрь
7

5.11

Практическ
ое занятие

8

12.11

Практическ
ое занятие

9

19.11

Практическ
ое занятие

26.11

Практическ
ое занятие

10

Движение роботов на блоках
управления моторами

3

уч. кабинет

Программа на основе переключателя.
Знакомство с работой датчика

3

уч. кабинет

3

уч. кабинет

3

уч. кабинет

Пропорциональный регулятор
Пропорционально кубичный регулятор

Итого:

Опрос.
Практическое
занятие
Опрос.
Практическое
занятие
Опрос.
Практическое
занятие
Опрос.
Практическое
занятие

12
Декабрь

Программа на двух датчиках света

3

уч. кабинет

11

3.12

Практическ
ое занятие

12

10.12

Практическ
ое занятие

Подготовка к соревнованиям

3

уч. кабинет

13

17.12

Практическ
ое занятие

Подготовка к соревнованиям

3

уч. кабинет

14

24.12

Практическ
ое занятие

Объезд препятствий, составление
программы на блоках управления
моторами

3

уч. кабинет

Итого

12

Опрос.
Практическое
занятие
Опрос.
Практическое
занятие
Опрос.
Практическое
занятие
Опрос.
Практическое
занятие

Январь
18

15

9.01

Практическ
ое занятие

16

14.01

Практическ
ое занятие

17

21.01

Практическ
ое занятие

28.01

Практическ
ое занятие

18

3

уч. кабинет

Опрос.
Практическое
занятие

3

уч. кабинет

Опрос.
Практическое
занятие

3

уч. кабинет

Кегельринг
Конструирование устройство захвата

3

уч. кабинет

Опрос.
Практическое
занятие
Опрос.
Практическое
занятие

Итого:

12

Объезд препятствий, составление
программы на блоках управления
моторами
Сбор объектов на трассе, составление
программы на блоках управления
моторами

Февраль
19

4.02

Практическ
ое занятие

20

11.02

Практическ
ое занятие

21

18.02

Практическ
ое занятие

22

25.02

Практическ
ое занятие

Улучшение устройство захвата, в
устройство захвата и подъёма

3

уч. кабинет

Конструирование устройство
складирования
Подготовка творческих проектов

3

уч. кабинет

3

уч. кабинет

Подготовка творческих проектов

3

уч. кабинет

Итого:

12

Опрос.
Практическое
занятие
Опрос.
Практическое
занятие
Опрос.
Практическое
занятие
Опрос.
Практическое
занятие

Март
23

3.03

Практическ
ое занятие

24

10.03

Практическ
ое занятие

25

17.03

Практическ
ое занятие

26

24.03

Практическ
ое занятие

3

уч. кабинет

Создание устройства стрельбы
резинками

3

уч. кабинет

Программирование гусеничной
техники на преодоление препятствий
Программирование гусеничной
техники на преодоление препятствий

3

уч. кабинет

3

уч. кабинет

Итого:

12

Конструирование гусеничной тележки

Опрос.
Практическое
занятие
Опрос.
Практическое
занятие
Опрос.
Практическое
занятие
Опрос.
Практическое
занятие

Апрель
27

7.04

Практическ
ое занятие

28

14.04

Практическ
ое занятие

29

21.04

Практическ
ое занятие

30

28.04

Практическ
ое занятие

Устройство конструкции шагающего
механизма

3

уч. кабинет

Конструирование самого быстрого
шагающего робота

3

уч. кабинет

Программирование движения
шагающего робота по линии
Сборка манипулятора по схеме

3

уч. кабинет

3

уч. кабинет

Итого:

12

Опрос.
Практическое
занятие
Опрос.
Практическое
занятие
Опрос.
Практическое
занятие
Опрос.
Практическое
занятие

Май
31

5.05

Практическ
ое занятие

Проектирование стационарного
манипулятора с вращающейся башней

3

уч. кабинет

32

12.05

Экскурсия

Итоговое занятие. Демонстрация
моделей.
Итого:
Всего за год:

3

уч. кабинет

Опрос.
Практическое
занятие
Творческая
работа

6
96
19

20

4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
"Робототехника"
4.1. Формы организации занятий и деятельности детей
Основная форма занятий
Преподаватель ставит новую техническую задачу, решение которой ищется совместно.
При необходимости выполняется эскиз конструкции. Если для решения требуется
программирование, учащиеся самостоятельно составляют программы на компьютерах
(возможно по предложенной преподавателем схеме). Далее учащиеся работают в группах по
2 человека, ассистент преподавателя (один из учеников) раздает конструкторы с
контроллерами и дополнительными устройствами. Проверив наличие основных деталей,
учащиеся приступают к созданию роботов. При необходимости преподаватель раздает
учебные карточки со всеми этапами сборки (или выводит изображение этапов на большой
экран с помощью проектора). Программа загружается учащимися из компьютера в контроллер
готовой модели робота, и проводятся испытания на специально приготовленных полях. При
необходимости производится модификация программы и конструкции. На этом этапе
возможно разделение ролей на конструктора и программиста. По выполнении задания
учащиеся делают выводы о наиболее эффективных механизмах и программных ходах,
приводящих к решению проблемы. Удавшиеся модели снимаются на фото и видео. На
заключительной стадии полностью разбираются модели роботов и укомплектовываются
конструкторы, которые принимает ассистент. Фото- и видеоматериал по окончании урока
размещается на специальном школьном сетевом ресурсе для последующего использования
учениками.
Дополнительная форма занятий
Для закрепления изученного материала, мотивации дальнейшего обучения и выявления
наиболее способных учеников регулярно проводятся состязания роботов. Учащимся
предоставляется возможность принять участие в состязаниях самых разных уровней: от
школьных до международных. Состязания проводятся по следующему регламенту.
Заранее публикуются правила, материал которых соответствует пройденным темам. На
нескольких занятиях с учащимися проводится подготовка к состязаниям, обсуждения и
тренировки. Как правило, в состязаниях участвуют команды по 2 человека. В день состязаний
каждой команде предоставляется конструктор и необходимые дополнительные детали, из
которых за определенный промежуток времени необходимо собрать робота,
запрограммировать его на компьютере и отладить на специальном поле. Для некоторых видов
состязаний роботы собираются заранее. Готовые роботы сдаются судьям на осмотр, затем по
очереди запускаются на полях, и по очкам, набранным в нескольких попытках, определяются
победители.

4.2. Методы организации учебного процесса
Словесные методы (беседа, анализ) являются необходимой составляющей учебного
процесса. В начале занятия происходит постановка задачи, которая производится, как правило
самими детьми, в сократической беседе. В процессе – анализ полученных результатов и
принятие решений о более эффективных методах и усовершенствованиях конструкции,
алгоритма, а, может, и самой постановки задачи. Однако наиболее эффективными для ребенка,
несомненно, являются наглядные и практические методы, в которых учитель не просто
демонстрирует процесс или явление, но и помогает учащемуся самостоятельно воспроизвести
его. Использование такого гибкого инструмента, как конструктор с программируемым
контроллером, позволяет быстро и эффективно решить эту задачу.
21

4.3. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Образовательные
Результатом занятий робототехникой будет способность учащихся к самостоятельному
решению ряда задач с использованием образовательных робототехнических конструкторов, а
также создание творческих проектов. Конкретный результат каждого занятия – это робот или
механизм, выполняющий поставленную задачу. Проверка проводится как визуально – путем
совместного тестирования роботов, так и путем изучения программ и внутреннего устройства
конструкций, созданных учащимися. Результаты каждого занятия вносятся преподавателем в
рейтинговую таблицу. Основной способ итоговой проверки – регулярные зачеты с известным
набором пройденных тем. Сдача зачета является обязательной, и последующая пересдача
ведется «до победного конца».
Развивающие
Изменения в развитии мелкой моторики, внимательности, аккуратности и
особенностей мышления конструктора-изобретателя проявляется на самостоятельных задачах
по механике. Строительство редуктора с заданным передаточным отношением и более
сложных конструкций из множества мелких деталей является регулярной проверкой
полученных навыков.
Наиболее ярко результат проявляется в успешных выступлениях на внешних
состязаниях роботов и при создании защиты самостоятельного творческого проекта. Это
также отражается в рейтинговой таблице.
Воспитательные
Воспитательный результат занятий робототехникой можно считать достигнутым, если
учащиеся проявляют стремление к самостоятельной работе, усовершенствованию известных
моделей и алгоритмов, созданию творческих проектов. Участие в научных конференциях для
школьников, открытых состязаниях роботов и просто свободное творчество во многом
демонстрируют и закрепляют его.
Кроме того, простым, но важным результатом будет регулярное содержание своего
рабочего места и конструктора в порядке, что само по себе непросто.

4.4. Формы подведения итогов реализации ДОП







В течение курса предполагаются регулярные зачеты, на которых решение поставленной
заранее известной задачи принимается в свободной форме (не обязательно предложенной
преподавателем). При этом тематические состязания роботов также являются методом
проверки, и успешное участие в них освобождает от соответствующего зачета.
По окончании курса учащиеся защищают творческий проект, требующий проявить знания
и навыки по ключевым темам.
По окончании каждого года проводится зачет, а в начале следующего он дублируется для
вновь поступающих.
Кроме того, полученные знания и навыки проверяются на конференциях и состязаниях,
куда направляются наиболее успешные ученики.
И, наконец, ведется организация собственных открытых состязаний роботов (например,
скоростная сборка робота или прохождение лабиринта и т.п.) с привлечением участников
из других учебных заведений.

22

4.5. Оценочные материалы

Карта мониторинга предметных результатов освоения
дополнительной общеобразовательной программы
Показатели
(оцениваемые
результаты)

Критерии

Степень
выраженности
оцениваемого
качества
Соответствие Минимальный уровень
I.
Теоретическа теоретических (ребёнок овладел менее
я подготовка знаний ребёнка чем ½ объёма знаний,
программным
предусмотренных
ребёнка:
1.1.
требованиям.
программой);
Теоретические
Средний уровень (объём
знания
(по
усвоенных
знаний
основным
составляет более ½);
разделам
Максимальный уровень
учебно(ребёнок
освоил
тематического
практически весь объём
плана
знаний,
программы).
предусмотренных
программой
за
конкретный период).
1.2. Владение Осмысленност  Минимальный
специальной
ь
и
уровень
(ребёнок,
терминологией правильность
как
правило,
.
использования
избегает
специальной
употреблять
терминологии.
специальные
термины);
 Средний
уровень
(ребёнок сочетает
специальную
терминологию
с
бытовой);
 Максимальный
уровень
(специальные
термины
употребляет
осознанно
и
в
полном
соответствии с их
содержанием).
Соответствие  Минимальный
II.
Практическая практических
уровень
(ребёнок
умений
и
подготовка
овладел менее чем ½
навыков
ребёнка:
предусмотренных
2.1.
программным
умений и навыков);
Практические
требованиям.
 Средний
уровень

Уровни
Методы
выраженности диагностики
оцениваемого
качества
низкий
Наблюдение,
тестирование,
контрольный
средний
опрос и др.
высокий

низкий

Собеседование.

средний
высокий

низкий

Контрольное
задание.

средний
высокий
23

умения
и
навыки,
предусмотренн
ые программой
(по основным
разделам
учебнотематического
плана
программы).

2.2. Владение
специальным
оборудованием
и оснащением.



Отсутствие

затруднений в
использовании
специального
оборудования и
оснащения.




2.3. Творческие Креативность 
навыки.
в выполнении
практических
заданий.





III.
Обще- Самостоятель 
ность
в
учебные

(объём усвоенных
умеинй и навыков
составляет более ½)
Максимальный
уровень
(ребёнок
овладел
практически всеми
умениями
и
навыками,
предусмотренными
программой
за
конкретный
период).
Минимальный
уровень
(ребёнок
испытывает
серьёзные
затруднения
при
работе
с
оборудованием);
Средний
уровень
(работает
с
оборудованием
с
помощью педагога);
Максимальный
уровень (работает с
оборудованием
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей);
Начальный
(элементарный)
уровень
развития
креативности
(ребёнок
в
состоянии
выполнять
лишь
простейшие
практические
задания педагога);
Репродуктивный
уровень (выполняет
в основном задания
на основе образца);
Творческий уровень
(выполняет
практические
задания
с
элементами
творчества).

низкий

Контрольное
задание.

средний
высокий

низкий

Контрольное
задание.

средний
высокий

низкий
Минимальный
уровень
умений

Анализ.
24

и
умения
и подборе
анализе
навыки
литературы.
ребёнка:
3.1.
Учебноинтеллектуаль
ные умения:
3.1.1. Умение
подбирать и
анализировать
специальную
литературу.


(обучающийся
испытывает
серьёзные
средний
затруднения
при
работе
с высокий
литературой,
нуждается
в
постоянной помощи
и
контроле
педагога).
Средний
уровень
(работает
с
литературой
с
помощью педагога
или родителей);
 Максимальный
уровень (работает с
литературой
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей).
3.1.2. Умение Самостоятель Уровни – по аналогии с
осуществлять ность в учебно- п. 3.1.1.
учебноисследовательс
исследователь кой работе.
скую работу
(писать
рефераты,
проводить
самостоятель
ные
учебные
исследования).

Исследовательск
ие работы.

Наблюдение.

3.2.
Учебнокоммуникатив
ные умения:
3.2.1. Умение
слушать
и
слышать
педагога.

Адекватность Уровни – по аналогии с
восприятия
п. 3.1.1.
информации
идущей
от
педагога.

3.2.2. Умение
выступать
перед
аудиторией.

Уровни – по аналогии с
п. 3.1.1.

Наблюдение.

Уровни – по аналогии с
п. 3.1.1.

Наблюдение.

Свобода
владения
и
подачи
обучающимся
подготовленно
й информацией.
3.2.3. Умение Самостоятель
вести
ность
в
полемику,
построении
участвовать в дискуссионного
дискуссии.
выступления,
логика
в
построении

Наблюдение.

25

3.3.
Учебноорганизационн
ые умения и
навыки:
3.3.1. Умение
организовать
своё рабочее
(учебное)
место.

доказательств.
Способность
Уровни – по аналогии с
самостоятельн п. 3.1.1.
о
готовить
своё
рабочее
место
к
деятельности
и убирать его
за собой.

Наблюдение.

3.3.2. Навыки
соблюдения в
процессе
деятельности
правил
безопасности.

Соответствие
реальных
навыков
соблюдения
правил
безопасности
программным
требованиям.

Минимальный уровень низкий
(ребёнок овладел менее
чем ½ объёма навыков
соблюдения
правил
безопасности,
средний
предусмотренных
программой);
высокий
Средний уровень (объём
усвоенных
знаний
составляет более ½);
Максимальный уровень
(ребёнок
освоил
практически весь объём
навыков,
предусмотренных
программой
за
конкретный период).

Наблюдение.

3.3.3. Умение
аккуратно
выполнять
работу.

Аккуратность
и
ответственно
сть в работе.

Удовлетворительно
хорошо – отлично.

Наблюдение.

–

Карта мониторинга метапредметных результатов освоения
дополнительной общеобразовательной программы
26

Показатели

Критерии

Самостоятельность
в подборе и анализе
информации

Самостоятельность
в пользовании

3.Владение
широким
спектром
логических
действий и
операций

владение
логическими
операциями
(анализ, синтез,
сравнение,
обощение и т.д.)

1.Умение
слушать и
слышать
педагога

2.Умение
выступать
перед
аудиторией

-средний (работают с источниками с
помощью педагога и родителей)

Наблюдение

-высокий (работают самостоятельно)

2. Использовать
знаковосимволические
средства

Коммуникатив
ные

Методы
диагностики

-низкий (испытывают серьезные затруднения,
нуждаются в помощи и контроле педагога)

Познавательн
ые
1.Умение
пользоваться
различными
источниками
информации

Степень выраженности оцениваемого
качества

-низкий (испытывают серьезные затруднения,
нуждаются в помощи и контроле педагога)
-средний (работают с помощью педагога)

Практические
работы

-высокий (работают самостоятельно)

Адекватность
восприятия
информации,
идущей от педагога

Свобода владения и
подачи
подготовленной
информации

-низкий (испытывают серьезные затруднения,
нуждаются в помощи и контроле педагога)
-средний (работают с помощью педагога)

Наблюдения

-высокий (работают самостоятельно)
-низкий (не полностью усваивают
информацию)

Наблюдение

-средний (воспринимают информацию
полностью)
-высокий (способны не только воспринимать
информацию, но и вести диалог по теме)
- Низкий (испытывают серьезные
затруднения, нуждаются в помощи и контроле
педагога)

Наблюдение

- средний (работают с помощью педагога и
родителей)
-высокий (работают самостоятельно)
-Низкий (испытывают серьезные затруднения,
нуждаются в помощи и контроле педагога)

3. Умение
сотрудничать

Способность
работать в группе

Наблюдение

-средний (работают с помощью педагога и
родителей)
-высокий(работают самостоятельно)

Регулятивные

-низкий (способен действовать по плану или
по инструкции с помощью педагога)

Наблюдение

27

1. Умение
планировать
деятельность

Способность
планировать свою
деятельность

-средний (способен самостоятельно
действовать по инструкции, по плану,
предложенному педагогом)
-высокий (способен самостоятельно
планировать свою деятельность)
-низкий (находятся постоянно под
воздействием контроля извне)

2.
Самоконтроль

Умение
контролировать
свою деятельность

Наблюдение

-средний (периодически контролируют себя
сами)
-высокий (постоянно контролируют себя
сами)

Карта мониторинга личностных результатов освоения
дополнительной общеобразовательной программы

Проявления

Низкий
уровень

Кругозор ограничен, знания о малой родине, стране бессистемны.
Пренебрежительные высказывания в отношении страны, края,
района, села. Незнание символов, атрибутов нашей страны,
пренебрежительное к ним отношение.

Средний
уровень

Проявляет неустойчивый интерес, требуется стимулирующая
помощь педагога. Неуважительного отношения к символам и
атрибутам не проявляет. Теоретически знает правила поведения в
обществе, но нуждается в поддержке и контроле взрослых.

Высокий
уровень

Проявляет интерес к миру, стране, краю, району, селу. Готов
осознанно, активно принимать участие в социально-значимых
событиях. Знает, принимает и соблюдает правила нравственного
поведения в мире природы, семьи, общества.

Низкий
уровень

При выполнении заданий нуждается в помощи педагога, часто
отвлекается. Не способен применять освоенные способы
деятельности.

Средний
уровень

Проявляет неустойчивый интерес к работе. Вопросов задает
немного. Задания выполняются со стимулирующей помощью
взрослого.

Методы
диагностики

Анкетирование, наблюдение

Уровни

Наблюдение

Отношение к
учебной
деятельности

Гражданская идентичность

Пара
метр

28

Низкий
уровень

Равнодушное, скрыто негативное отношение к сверстникам. Не
умеет решать конфликты мирным путем. Не прислушивается к
замечаниям педагогов и не старается их выполнять.

Средний
уровень

Проявляет внимание, сочувствие, отзывается на просьбы.
Избегает конфликтов, т.к. не владеет навыками эффективного
межличностного общения. Проявляет уважение к педагогу.

Высокий
уровень

Владеет приемами эффективного межличностного общения со
сверстниками, готов к коллективным формам работы, способен к
глубоким эмоциональным привязанностям, дружбе.

Низкий
уровень

Несамокритичен, снисходителен к своим недостаткам, критичен к
другим. Нетерпим к критике в свой адрес.

Средний
уровень

Принимает критику в свой адрес. Нуждается во внешней оценке .

Высокий
уровень

Самокритичен. Требователен к себе и другим. Объективная
самооценка.

Наблюдение

Проявляет выраженный интерес к предлагаемым заданиям.
Охотно задает вопросы на уточнение. Прилагает усилия к
преодолению трудностей, вносит элементы творчества. Проявляет
интеллектуальную активность, самостоятельно находит способы
выполнения заданий.

Наблюдение

Отношения со сверстниками
и педагогами
Самооценка

Высокий
уровень

29

5. Список литературы
5.1. Для педагога
1. Робототехника для детей и родителей1. С.А.Филиппов. СПб: Наука, 2010.
2. Санкт-Петербургские олимпиады по кибернетике М.С.Ананьевский, Г.И.Болтунов,
Ю.Е.Зайцев, А.С.Матвеев, А.Л.Фрадков, В.В.Шиегин. Под ред. А.Л.Фрадкова,
М.С.Ананьевского. СПб.: Наука, 2006.
3. Журнал «Компьютерные инструменты в школе», подборка статей за 2010 г. «Основы
робототехники на базе конструктора Lego Mindstorms NXT».
4. The LEGO MINDSTORMS NXT Idea Book. Design, Invent, and Build by Martijn Boogaarts,
Rob Torok, Jonathan Daudelin, et al. San Francisco: No Starch Press, 2007.
5. LEGO Technic Tora no Maki, ISOGAWA Yoshihito, Version 1.00 Isogawa Studio, Inc., 2007,
http://www.isogawastudio.co.jp/legostudio/toranomaki/en/.
6. CONSTRUCTOPEDIA NXT Kit 9797, Beta Version 2.1, 2008, Center for Engineering
Educational Outreach, Tufts University,
http://www.legoengineering.com/library/doc_download/150-nxt-constructopedia-beta-21.html.
7. Lego Mindstorms NXT. The Mayan adventure. James Floyd Kelly. Apress, 2006.
8. Engineering with LEGO Bricks and ROBOLAB. Third edition. Eric Wang. College House
Enterprises, LLC, 2007.
9. The Unofficial LEGO MINDSTORMS NXT Inventor's Guide. David J. Perdue. San Francisco:
No Starch Press, 2007.
10. http://www.legoeducation.info/nxt/resources/building-guides/
11. http://www.legoengineering.com/

5.2. Для детей и родителей
12. Робототехника для детей и родителей2. С.А.Филиппов. СПб: Наука, 2010.
13. Санкт-Петербургские олимпиады по кибернетике М.С.Ананьевский, Г.И.Болтунов,
Ю.Е.Зайцев, А.С.Матвеев, А.Л.Фрадков, В.В.Шиегин. Под ред. А.Л.Фрадкова,
М.С.Ананьевского. СПб.: Наука, 2006.
14. Журнал «Компьютерные инструменты в школе», подборка статей за 2010 г. «Основы
робототехники на базе конструктора Lego Mindstorms NXT».
15. Я, робот. Айзек Азимов. Серия: Библиотека приключений. М: Эксмо, 2002.

С 2013 г. рекомендуется к использованию: Робототехника для детей и родителей, 3-е издание.
С.А.Филиппов. СПб: Наука, 2013.
2
То же.
1

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».