УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КУНГУРСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ» Принята на заседании: МС ПРОТОКОЛ № ___ от «____» __________ 2020г. УТВЕРЖДАЮ: ДИРЕКТОР МАУ ДО «ЦДОД» Кадяева С.В. ______________________ Приказ №____ от «___» __________ 2020г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Академия конструирования и моделирования» Направленность: техническая Возраст: 6-10 лет Срок реализации: 1 год Разработчик: Уткина Ольга Станиславовна педагог дополнительного образования первой квалификационной категории МАУ ДО «ЦДОД» Кунгурский район 2021 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка В современную эпоху научно-технического прогресса и интенсивного развития информационных технологий в России востребованы специалисты с новым стилем инженерно – научного мышления. Этот стиль предполагает учет не только конструктивно-технологических, но и психологических, социальных, гуманистических и морально-этических факторов. Формирование такого современного инженера-конструктора желательно начинать уже с младшего школьного возраста. Техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка уже с раннего детства, но, в основном, как объект потребления. Моделирование и конструирование способствуют познанию мира техники и расширению технического кругозора, развивают конструкторские способности, техническое мышление, мотивацию к творческому поиску, технической деятельности. Программа «Основы конструирования» (начальное техническое моделирование) предусматривает развитие творческих способностей детей и реализует техническую направленность. Творческая деятельность на занятиях в объединении позволяет ребенку приобрести чувство уверенности и успешности, социально-психологическое благополучие. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по начальному техническому конструированию «Основы конструирования» является модифицированной, разработана на основе типовой программы по начальному техническому моделированию, рекомендованной Управлением внешкольного дополнительного образования Министерства образования Российской Федерации (1995г) Дополнительная общеобразовательная программа «Основы конструирования» составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.). Приказом министерства Просвещения № 196 от 9 ноября 2018 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Концепцией развития дополнительного образования детей (распоряжение РФ от 4.09.14 №1726-р). Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Сан.ПиН 2.4.4. 3172-14). Актуальность программы обусловлена общественной потребностью в творчески активных и технически грамотных молодых людях, в возрождении интереса молодежи к современной технике, в воспитании культуры жизненного и профессионального самоопределения. Программа «Основы конструирования» разработана как для детей проявляющих интерес и способности к моделированию, так и для детей, которым сложно определиться в выборе увлечения. 2 Новизна данной программы обусловлена пониманием приоритетности компетентностного подхода, прогнозированием результатов обучения, направленных на формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций детей. В содержание программы включены Темы «Модульное оригами», «Объемное конструирование», «Картонопластика», «Макетное проектирование». При проведении занятий используются игровой и проектный методы. 1.2. Цель и задачи программы Цель программы: развитие творческих и технических способностей детей посредством изготовления моделей и макетов несложных объектов. Задачи: Обучающие: Познакомить обучающихся с историей архитектуры, техники, с ее создателями; Сформировать графическую культуру на начальном уровне; Научить правильно и безопасно пользоваться разными инструментами. Развивающие: 1. Формировать учебную мотивацию и мотивацию к творческому поиску; 2. Развивать у детей элементы технического мышления, изобретательности, образное и пространственное мышление; 3. Развивать волю, терпение, самоконтроль. Воспитательные: 1. Воспитывать дисциплинированность трудолюбие, аккуратность, целеустремлённость, усидчивость; 2. Воспитывать умение общаться со сверстниками и работать в коллективе, взаимопомощи; 3. Формировать духовно-нравственные, гражданско-патриотические качества учащихся. Особенности возрастной группы детей: в группу принимаются все желающие, независимо от уровня первоначальных знаний и умений, могут заниматься мальчики и девочки в возрасте 6 - 10 лет. Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы. Программа рассчитана на 1 год обучения. Часы обучения: 128 часов, из них 50 теоретических, 78 практических. Режим занятий. Периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в неделю по 2 часа. Формы проведения занятий. В детском объединении практикуются индивидуальная, групповая, коллективная формы работы. Основные формы занятий: игра-путешествие, учебный диалог, практическое занятие, творческая мастерская, игровая программа, презентация, экскурсия, выставка, творческий отчет, проектная деятельность и защита проекта. Для успешной реализации задач разработчик программы руководствуется следующими принципами: 1. Принцип целеполагания и мотивации. Обучение строится согласно цели занятия и при постоянном формировании положительных мотивов: - развитие интереса к аппликации, квиллингу, оригами, работе с природными материалами и др. через просмотр литературы, готовых изделий. 3 - использование эффекта новизны, актуальности. - задания соответственно знаниям, умениям, навыкам ребенка. 2. Принцип наглядности – демонстрация приемов выполнения работ, образцов изделий, схем и т.д. 3. Принцип систематичности и последовательности: задания даются в системе - от простого к сложному. 4. Связь теории с практикой. После объяснения и показа приема обязательна практическая деятельность детей. 5. Принцип гуманизма, уважения к достоинству ребенка. Ожидаемые результаты и способы определения результативности Личностные результаты: К концу обучения по данной образовательной программе ребёнок будет: 1) испытывать устойчивую потребность в самореализации; 2) обладать такими качествами, как: терпеливость, аккуратность, усидчивость; 3) настойчиво добиваться продуктивных результатов; 4) испытывать устойчивый интерес к содержательному досугу и здоровому образу жизни; 5) обладать опытом коллективной деятельности и взаимопомощи; 6) уважительно относиться к ручному труду и рукотворному предметному миру; 7) активно стремиться к украшению окружающего его предметного мира; 8) участвовать в обсуждениях и высказывать своё мнение; 9) уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия; 10) проявлять терпимость к чужому мнению. Предметные результаты: К концу обучения по образовательной программе ребёнок будет: 1) иметь представление о технике аппликации, оригами, конструирования; 2) выполнять все основные приёмы различных видов работ; 3) уметь выполнять основные приёмы на «слух»; 4) уметь разрабатывать эскиз изделия и работать по шаблону; 5) знать особенности материалов (бумага, картон); 6) овладевать навыками работы с различными инструментами (ножницами и т.д.); 7) владеть навыками изготовления макета; 8) уметь разрабатывать проект выставки. Метапредметные результаты: К концу обучения по данной образовательной программе ребёнок будет: 1) ставить цель и организовывать её достижение; 2) находить различные варианты решения задач; 3) устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое заключение, делать выводы; 4) обладать достаточной произвольной памятью и развитым образным мышлением; 5) уметь планировать свою деятельность и анализировать результаты своей работы. Для отслеживания ожидаемых результатов достижений каждого ребёнка предполагается использовать следующие способы диагностики: 1. Педагогическое наблюдение; 2. Анализ творческих работ; 3. Анализ участия обучающихся в ярмарках, выставках, вернисажах, презентациях, изучение активности детей на открытых занятиях. 4 Формы итогового контроля. Для отслеживания результативности образовательного процесса по данной программе используются следующие формы контроля: входной контроль (сентябрь); промежуточный контроль (после темы); итоговый контроль (в конце изучения). Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому применяются различные критерии, такие как: текущая оценка достигнутого самим ребенком; оценка законченной работы; участие в выставках; реализация творческих идей. Основными формами итогового контроля являются выставки и творческие проекты. Завершающие учебный год творческие работы на свободную тему позволяют не только выявить вид декоративно-прикладной деятельности и художественный материал, к которому тяготеет ребёнок, но и подвести годовой итог работы по программе. 1.3. Содержание программы УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Первый год обучения Количество часов № Наименование раздела, темы 1.1 2 Введение в образовательную программу Разнообразие бумаги, её виды, Свойства 2 бумаги 2. Аппликация Композиция «Осенняя сказка» 2 Композиция «Листопад» 2 Аппликация. Композиция 2 Вырезание симметричных фигур 2 Симметрия и асимметрия в композиции 2 Ошибки при составлении композиции 2 Композиция из симметричных фигур. 2 Коллективная работа Композиция из симметричных фигур. 2 теор. прак. 2 - 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 - 2 2.9 Объемная аппликация. Животные 2.10 Объемная аппликация. Птицы - 2 2 3.1 3.2 3.3 1 1 1 1 1 1 1 1 1.2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 3.4 всего Коллективная работа 2 2 3. Оригами История возникновения 2 Базовые формы – основа любого изделия 2 Знакомство с базовой формой 2 «Треугольник» Знакомство с базовой формой «Книга» 2 Формы аттестации, контроля Входной контроль (тестирование) Викторина Изготовление модели, защита проекта Изготовление модели, защита проекта, выставка работ 5 6.1 6.2 Знакомство с базовой формой 2 1 «Воздушный змей». Птицы Знакомство с базовой формой 2 1 «Воздушный змей». Животные Изготовление простых классических 2 1 моделей. Проект «Зоопарк» Знакомство с базовой формой «Дверь» 2 1 Изготовление простых классических 6 1 моделей. Выставка Изготовление простых классических 2 1 моделей. Сосулька, звезда Изготовление простых классических 2 1 моделей. Елочка Изготовление простых классических 2 1 моделей. Новогодняя гирлянда Изготовление простых классических 2 1 моделей. Дед Мороз Изготовление простых классических 2 1 моделей. Рождественский венок Изготовление простых классических 2 1 моделей. Колокольчик, бантик Знакомство с базовой формой «Двойной 2 1 треугольник» Изготовление простых классических 2 моделей. Проект «Аквариум» Изготовление простых классических 2 моделей. Проект «Снегири» Знакомство с базовой формой «Двойной 4 2 квадрат» Изготовление простых классических 2 моделей. Проект «Лиса с лисятами» Изготовление простых классических 2 моделей. Проект «Пташки» 4. Конструирование Работа с бумагой. Язык чертежа 2 1 Изготовление моделей по шаблону 2 1 Проект «Зверьё моё» 4 1 Моделирование из бумажных цилиндров. 2 1 Домики Зооконструирование. 2 Проект «Лесная братва» Проект «День полярного медведя» 2 Выставка 2 1 5. Картонопластика Изготовление моделей по шаблону 4 2 Проект «Медведи в лесу» 4 1 Проект «Зоопарк» 6 2 Выставка 2 1 6. Макетное проектирование Макетное проектирование 2 1 Макет «Сельская улица» 6 2 6.3 6.4 Макет «Город-крепость» Выставка 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 3.10 3.11 3.12 3.13 3.14 3.15 3.16 3.17 3.18 3.19 3.20 3.21 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 5.1 5.2 5.3 5.4 6 2 2 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 1 1 3 1 Изготовление модели, защита проекта, выставка работ 2 2 1 2 3 4 1 Изготовление модели, защита проекта, выставка работ 1 4 Изготовление модели, защита проекта, выставка работ 4 1 6 7.1 7.2 7.3 7. Мероприятия воспитательно-позновательного характера «Новогодний хоровод» 2 2 Наблюдение «Рождественские посиделки» 2 2 «Цветочный калейдоскоп» 2 2 2 2 Итоговый тест 8. Итоговое занятие Итого: 128 50 78 Содержание учебно-тематического плана Первый год обучения 1. Введение в образовательную программу (2 часа) Цели и задачи объединения. История детского объединения, традиции. Ознакомление с особенностями занятий. Игра – экскурсия «Весёлое путешествие». 2. Разнообразие бумаги, её виды. Свойства бумаги (2 часа) Разнообразие бумаги, её виды. Инструменты для работы. Правила по технике безопасности. Практическая деятельность: свойства бумаги. Тема 2. Чудеса аппликации (20 часов) 2.1. Композиция «Осенняя сказка». Природный материал. Сбор природного материала. Экскурсия на пришкольный участок. Практическая деятельность: подбор материала, выполнения эскиза из засушенных растений и семян: «Ветка с цветами», «Умная сова», «Ёжик», «Осенний лес», и т.д. 2.2. Композиция «Листопад». Виды и формы листьев. Практическая деятельность: выполнение аппликации «Осенний листопад». 2.3 Аппликация. Композиция. Понятия «аппликация», «композиция». Аппликация из комочков бумаги. Практическая деятельность: коллективная работа «Дружная семейка». 2.4. Вырезание симметричных форм. Понятие симметрии. Вырезание симметричных форм. Практическая деятельность: выполнение работы «Тайны природы» 2.5. Симметрия и асимметрия в композиции. Симметрия и асимметрия в композиции. Ритм и передача движения в композиции. Практическая деятельность: выполнение аппликации «…» 2.6. Ошибки при составлении композиции. Ошибки при составлении композиции. Аппликация из кругов разной величины. Практическая деятельность: выполнение коллективной работы «Совята». 2.7. Композиция из симметричных фигур. Умение составлять тематические композиции. Практическая деятельность: выполнение аппликации «Божья коровка». 2.8. Композиция из симметричных фигур. Понятие коллаж. История коллажа. Коллаж из журналов. Практическая деятельность: выполнение коллажа «Необычная улица». 2.9. Объемная аппликация. Животные. Объемная аппликация. Знакомство с обитателями аквариума. Практическая деятельность: композиция «Аквариум» 2.10. Объемная аппликация. Птицы. Объемная аппликация. Птицы нашего края. Практическая деятельность: выполнение работы «Пташка». Тема 3. Оригами (44 часов) 7 3.1. Оригами. История возникновения. История возникновения оригами. Виды бумаги для оригами. Схемы и условные обозначения. Термины, принятые в оригами. 3.2. Базовые формы – основа любого изделия. Базовые формы – основа любого изделия. Знакомство с понятием «базовые формы». Практическая деятельность: Изготовление квадрата из прямоугольного листа. 3.3. Базовая форма «Треугольник». Знакомство с базовой формой «треугольник». Практическая деятельность: выполнение модели на ее основе «Лягушка». 3.4. Базовая форма «Книга». Знакомство с базовой формой «книга». Практическая деятельность: выполнение модели ее основе «Рыбка». 3.5. Базовая форма «Воздушный змей». Птицы. Знакомство с базовой формой «воздушный змей». Выполнение модели ее основе. Сюжетно-тематические композиции. Практическая деятельность: выполнение моделей птиц на ее основе. 3.6. Базовая форма «Воздушный змей». Животные. Знакомство с базовой формой «воздушный змей». Выполнение модели ее основе. Сюжетнотематические композиции. Практическая деятельность: выполнение моделей животных на ее основе «Лисенок» и др. Составление коллективной композиции. 3.7. Изготовление простых классических моделей. Проект «Зоопарк» Изготовление моделей на основе изученных базовых форм. Практическая деятельность: объединение моделей в сюжетную композицию «Зоопарк». 3.8. Базовая форма «Дверь». Знакомство с базовой формой «Дверь». Практическая деятельность: выполнение модели на ее основе. 3.9. Изготовление простых классических моделей. Выставка. Изготовление простых классических моделей. Оформление работ к выставке. Практическая деятельность: выполнение моделей на основе изученных базовых форм 3.10. Изготовление простых классических моделей. Сосулька, звезда. Изготовление простых классических моделей. Практическая деятельность: выполнение моделей «Сосулька, звезда» 3.11. Изготовление простых классических моделей. Елочка. Изготовление простых классических моделей. Практическая деятельность: выполнение модели «Ёлочка» 3.12. Изготовление простых классических моделей. Новогодняя гирлянда. Изготовление простых классических моделей. Практическая деятельность: выполнение модели «Новогодняя гирлянда» 3.13. Изготовление простых классических моделей. Дед Мороз. Изготовление простых классических моделей. Практическая деятельность: выполнение модели «Дед Мороз». 3.14. Изготовление простых классических моделей. Рождественский венок. Изготовление простых классических моделей. Практическая деятельность: выполнение модели «Рождественский венок» 3.15. Изготовление простых классических моделей. Колокольчик, бантик. Изготовление простых классических моделей. Практическая деятельность: выполнение моделей «Колокольчик, бантик» 8 3.16. Базовая форма «Двойной треугольник». Знакомство с базовой формой «Двойной треугольник». Умение выполнять модели на ее основе. Практическая деятельность: выполнение модели на ее основе, изготовление животных 3.17. Изготовление простых классических моделей. Проект «Аквариум». Практическая деятельность: объединение моделей в сюжетную композицию «Аквариум» 3.18. Изготовление простых классических моделей. Проект «Снегири». Изготовление моделей на основе изученных базовых форм. Практическая деятельность: объединение моделей в сюжетную композицию «Снегири» 3.19. Базовая форма «Двойной квадрат». Проект «Цветы». Базовая форма «Двойной квадрат». Умение выполнять модели на ее основе. Практическая деятельность: объединение моделей в сюжетную композицию «Цветы». 3.20. Изготовление простых классических моделей. Проект «Лиса с лисятами». Изготовление моделей на основе изученных базовых форм. Практическая деятельность: объединение моделей в сюжетную композицию «Лиса с лисятами». 3.21. Изготовление простых классических моделей. Проект «Пташки» Изготовление моделей на основе изученных базовых форм. Практическая деятельность: объединение моделей в сюжетную композицию «Пташки». Тема 4. Конструирование (16 часов) 4.1. Работа с бумагой. Язык чертежа. Технические термины. Рисунок, эскиз, чертеж: общие черты и отличия. Условные обозначения на графических изображениях. Практическая деятельность: изготовление модели по шаблону, где есть линия сгиба. Нахождение линии сгиба на чертежах моделей. 4.2. Изготовление моделей по шаблону. Изготовление моделей по шаблону. Условные обозначения на графических изображениях. Практическая деятельность: изготовление модели по шаблону, где есть линия сгиба. 4.3. Проект «Зверьё моё». Домашние любимцы. Практическая деятельность: изготовление моделей животных по шаблону. 4.4. Моделирование из бумажных цилиндров. Домики. Моделирование из бумажных цилиндров. Практическая деятельность: изготовление моделей домиков из бумажных цилиндров. 4.5. Зооконструирование. Проект «Лесная братва». Работа по проекту. Практическая деятельность: изготовление моделей животных по шаблону. 4.6. Проект «День полярного медведя». Арктика. Белый медведь. Практическая деятельность: работа по проекту. 4.7. Выставка. Подготовка изделий к выставке. Оформление Выставки. Тема 5. Картонопластика (16 часов) 9 5.1. Картонопластика. История возникновения. Виды картона, инструменты. Правила техники безопасности. Модели по шаблону. Практическая деятельность: изготовление моделей из картона, с использованием шаблонов. 5.2. Изготовление моделей по шаблону. Модели по шаблону. Практическая деятельность: изготовление моделей из картона, с использованием шаблонов. 5.3. Проект «Медведи в лесу». Бурые медведи, особенности поведения. Практическая деятельность: изготовление моделей медведей, с использованием шаблонов. 4.4. Проект «Зоопарк». Животные Пермского зоопарка. Практическая деятельность: изготовление моделей животных, с использованием шаблонов. 4.5. Выставка. Подготовка изделий к выставке. Оформление Выставки. Тема 5. Макетное проектирование (16 часов) 6.1. Макетное проектирование. Макетное проектирование. Архитектурный макет. Ландшафтный проект. Масштаб. Практическая деятельность: работа по проекту. 6.2. Макет «Сельская улица» Сельская улица. Практическая деятельность: работа по проекту. 6.3. Макет «Город-крепость». Архитектурный макет. Практическая деятельность: работа по проекту. 6.4. Выставка. Подготовка изделий к выставке. Оформление Выставки. Тема 6. Мероприятия воспитательно-познавательного характера (6 часов) 6.1. Мероприятие «Новогодний хоровод». Разработка сценария, проведение мероприятия. 6.2. Мероприятие «Рождественские посиделки». Разработка сценария, проведение мероприятия. 6.3. Мероприятие «Цветочный калейдоскоп». Разработка сценария, проведение мероприятия. 7. Итоговое занятие. Подведение итогов года, награждение лучших обучающихся. К концу 1 года обучения, предполагаются следующие результаты: Предметные - Знает виды бумаги, природных материалов - Знает названия необходимых инструментов и правильное применение их при работе - Умеет выполнять модели на основе базовых форм - Выполняет несложные работы (проекты) Личностные Метапредметные - Обладает опытом работы в - Умеет слушать и слышать коллективной творческой педагога и сверстника деятельности - Умеет ставить цель в работе - Умеет уважительно и - Умеет пользоваться доброжелательно различными источниками относиться к другому информации человеку и рукотворному предметному миру. 2. Комплекс организационно-педагогических условий: 2.1 Календарный учебный график 10 № 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Дата Форма занятия занятиеигра беседа, практич. занятие Беседа практич. занятие беседа, практич. занятие беседа, практич. занятие практич. занятие практич. занятие практич. занятие практич. занятие практич. занятие практич. занятие практич. занятие рассказ, практич. занятие практич. занятие практич. занятие практич. занятие беседа, практич. занятие практич. занятие беседа, практич. Наименование темы сентябрь Введение в образовательную программу Разнообразие бумаги, её виды. Свойства бумаги Кол-во часов 2 2 Место Форма контроля учебный кабинет учебный кабинет входное тестирование викторина кабинет, наблюдение пришкольн .участок учебный проект кабинет Аппликация. Композиция «Осенняя сказка» Композиция «Листопад» 2 Итого: октябрь Аппликация. Композиция 8 2 учебный кабинет Вырезание симметричных фигур Симметрия и асимметрия в композиции Ошибки при составлении композиции Композиция из симметричных фигур. Коллективная работа 2 учебный кабинет учебный кабинет учебный кабинет учебный кабинет Композиция из симметричных фигур. Коллективная работа 2 Объемная аппликация. Животные Объемная аппликация. Птицы 2 Итого: ноябрь Оригами. История возникновения 16 2 учебный кабинет Базовые формы – основа любого изделия Знакомство с базовой формой «Треугольник» Изготовление простых классических моделей Знакомство с базовой формой «Книга» 2 учебный кабинет учебный кабинет учебный кабинет учебный кабинет Изготовление простых классических моделей Знакомство с базовой формой «Воздушный змей». Птицы 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Проект, выставка учебный кабинет учебный кабинет учебный кабинет Проект, выставка учебный кабинет учебный кабинет 11 8. занятие практич. занятие 1. Практич. занятие 2. беседа, практич. занятие практич. занятие, выстава практич. занятие 3. 4. 5. практич. занятие 6. практич. занятие 7. практич. занятие 8. праздник 1. посиделки 2. практич. занятие 3. практич. занятие 4. беседа, практич. занятие практич. занятие 5. 6. практич. занятие 7. беседа, практич. занятие Знакомство с базовой формой «Воздушный змей». Животные Итого: декабрь Изготовление простых классических моделей. Проект «Зоопарк» Знакомство с базовой формой «Дверь» Изготовление простых классических моделей. Выставка Изготовление простых классических моделей. Сосулька, звезда Изготовление простых классических моделей. Елочка Изготовление простых классических моделей. Новогодняя гирлянда Изготовление простых классических моделей. Дед Мороз Мероприятие воспитательнопознавательного характера «Новогодний хоровод» Итого: январь Мероприятие воспитательнопознавательного характера «Рождественские посиделки» Изготовление простых классических моделей. Рождественский венок Изготовление простых классических моделей. Колокольчик, бантик Знакомство с базовой формой «Двойной треугольник» Изготовление простых классических моделей. Проект «Аквариум» Изготовление простых классических моделей Проект «Снегири» Знакомство с базовой формой «Двойной квадрат» 2 учебный кабинет 16 2 учебный кабинет 2 учебный кабинет 2 учебный кабинет 2 учебный кабинет 2 учебный кабинет 2 учебный кабинет 2 учебный кабинет 2 учебный кабинет Проект, выставка 16 2 Дом культуры 2 учебный кабинет 2 учебный кабинет 2 учебный кабинет 2 учебный кабинет 2 учебный кабинет 2 учебный кабинет Проект, выставка 12 8. практич. занятие 1. практич. занятие 2. практич. занятие практич. занятие практич. занятие практич. занятие практич. занятие выставка 3, 4. 5. 6. 7. 8. 1. 2. 3,4. 5-7. 8. 1. 2-4. 5-7. 8. беседа, практич. занятие практич. занятие практич. занятие практич. занятие выставка беседа беседа, практич. занятие практич. занятие выставка Изготовление простых классических моделей Проект «Лиса с лисятами» Итого: февраль Конструирование Работа с бумагой. Язык чертежа Изготовление моделей по шаблону Проект «Зверьё моё» экскурсия 2. практич. занятие 3. практич. занятие учебный кабинет 16 2 учебный кабинет 2 учебный кабинет учебный кабинет учебный кабинет учебный кабинет учебный кабинет учебный кабинет 4 Моделирование из бумажных цилиндров. Домики Зооконструирование. Проект «Лесная братва» Проект «День полярного медведя» Выставка 2 Итого: март Картонопластика Изготовление моделей по шаблону Изготовление моделей по шаблону Проект «Медведи в лесу» 16 Проект «Зоопарк» 6 Выставка 2 Итого: апрель Макетное проектирование Макет «Сельская улица» 16 2 6 кабинет кабинет Макет «Город-крепость» 6 кабинет Выставка 2 16 кабинет 2 2 пришколь ный участок кабинет 2 кабинет Итого: 1. 2 май Мероприятие воспитательнопознавательного характера «Цветочный калейдоскоп» Знакомство с базовой формой «Двойной квадрат» Проект «Цветы» Изготовление простых классических моделей. Проект «Пташки» 2 2 2 2 учебный кабинет 2 учебный кабинет учебный кабинет учебный кабинет учебный кабинет 4 Проект, выставка Проект, выставка. Проект. выставка Проект, выставка, тест 13 круглый стол 4. Итоговое занятие Итого: Итого за год: 2 кабинет 8 128 2.2. Условия реализации программы Занятия в детском объединении проводятся в светлом, сухом и просторном помещении, оборудованном витринами для готовых изделий, демонстрационной доской. В наличии имеется следующий дидактический материал: 1. Карточки с образцами приемов выполнения работ. 2. Литература по оригами, технокарты; 3. Фотографии и картинки с изображением изделий 4. Готовые образцы, шаблоны. Родители предоставляют для занятий своим детям необходимые инструменты и материалы: 1. Цветная бумага, картон; акриловые краски и т.д.; 2. Линейку, клей, карандаши, Ножницы. 2.3. Формы аттестации. Основными формами аттестации являются выставки, творческие проекты, тестирование, беседа. 2.4. Оценочные материалы Входное тестирование 1. Знает село (деревню), где живет 2. Знает правила пользования ножницами 3. Может ли сделать из бумаги комочек 4. Знает виды бумаги 5. Отличает картон от бумаги 6. Умеет отличать квадрат от прямоугольника 7. Начертить отрезок 5 сантиметров 8. Нарисовать прямоугольник 9. Умеет складывать бумагу пополам 10. Умеет согнуть листок бумаги с угла на угол Итоговая таблица по входному тестированию № вопроса ФИО да нет Итоговый тест 1. «Аппликация» в переводе на русский язык означает? а) вырезание б) раскрашивание в) прикладывание 2. Композиция – это а) приклеивание разных деталей на лист бумаги 14 б) «сочинение», соединение отдельных деталей в выразительную картину 3. В какой стране возникло искусство «оригами»? а) в России б) в Японии в) в Англии 4. Какой материал используют в «оригами»? а) бумага б) картон в) салфетки 5. Для складывания фигурок «оригами» необходимо знать: а) иностранный язык б) условные обозначения в) приемы складывания 6. Чтобы сложить базовую форму «треугольник» нужно сложить лист бумаги: а) пополам по горизонтали б) пополам по диагонали в) пополам по вертикали 7. Как называется базовая форма, когда квадратный лист бумаги складывается пополам. а) книга б) блин в) воздушный змей 8. Какое из перечисленных слов не является названием «базовой формы» в «оригами»? а) треугольник б) конверт в) окно г) рыба 9. Что такое «базовые формы»? а) простая поделка из бумаги б) заготовки, сложенные в технике «оригами», на основе которых складывают различные фигурки в) объемная фигура из бумаги 10. Что означает тонкая основная линия а) контур заготовки б) линия сгиба в) перевернуть 15 Мониторинг результатов обучения детей Показатели Теоретические знания (по основным разделам учебнотематического плана программы) Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы) Соответствие практических знаний ребенка программным требованиям Творческие навыки Креативность в выполнении практических заданий Умение аккуратно выполнять работу Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности Степень выраженности оцениваемого качества 1. Минимальный уровень (дети овладели менее чем половины объема знаний, предусмотренных программой); 2. Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 2\3); 3. Максимальный уровень (дети освоили практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период). 1. Минимальный уровень (дети овладели менее чем половины объема знаний, предусмотренных программой); 2. Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 2\3); 3. Максимальный уровень (дети освоили практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период). 1. Начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога); 2. Репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); 3. Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества). Аккуратность и ответственность в работе Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям Уровень освоения программы высокий средний низкий Методы диагностики Педагогические наблюдения, Опросы, Тесты, Викторины, кроссворды, практические занятия, творческие работы, проекты высокий средний низкий высокий средний низкий высокий средний низкий высокий средний низкий 16 2.5. Методические материалы № Раздел или тема программы Формы занятий Методы и приемы организации образовательног о процесса Играпознавательная путешеств игра, рассказ ие педагога, беседа, метод иллюстрации Занятиерассказ педагога, игра беседа, наглядный метод Практическ рассказ педагога, ое занятие беседа, метод иллюстрации 1 Введение в образовательну ю программу 2 Чудеса аппликации 3 Симметрия и асимметрия в композиции 4 Базовые формы Занятие- основа игра любого изделия 5 Моделировани е из картонных цилиндров 6 Проведение выставки Рассказ педагога, беседа, метод иллюстрации Дидактическ Формы ий материал подведения итогов Техническое оснащение занятий Презентация Открытое занятие Мультимеди йный проектор, ноутбук Видеофильм Наблюден ие Презентация Наблюден ие Мультимеди йный проектор, ноутбук Мультимеди йный проектор, ноутбук Видиофильм Наблюден ие Практическ рассказ педагога, Презентация ое занятие беседа метод наглядный, практический Практическ познавательная Выставочные ое занятие игра, рассказ экспонаты педагога, беседа, Мультимеди йный проектор, ноутбук Наблюден ие Мультимеди йный проектор, ноутбук Наблюден ие Мультимеди йный проектор, ноутбук 3. Список литературы 3.1. Список литературы для педагога 1. Афонькин С.Ю. Все об оригами / С.Ю. Афонькин, Е.Н. Афонькина. – СПб.: ООО СЗКЭО Кристалл, 2005. - 272 с. 2. Буйлова Л. Н. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: Учебно-методическое пособие/ Л. Н. Буйлова, С.В. Кочнева. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.-160 с.- (воспитание и дополнительное образование детей). 3. Выганов В.В. Поделки из разных материалов. 1-4 классы / В.В.Выганов. – 3-е изд., доп. И испр. – М.: издательство Экзамен,2013.- 191 с. 4. Выганов, В.В. Оригами. 1-4 классы / В.В. Выганов. – М.: издательство Экзамен, 2013.- с.191 17 5. Дубровская Н.В. Аппликации из природных материалов / Н.В. Дубровская. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2008 – 80 с. – (В подарок). 6. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги / Г.И. Долженко. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 160 с. – (Умелые руки) 7. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 года №1726-Р). 8. Ляукина М.В. Поделки своими руками / М.В. Ляукина, Г.Н. Чаянова. – М.: дрофа-Плюс, 2007.- 128 с. 9. Новикова И.В. 100 поделок из природных материалов / И.В. Новикова, Л.В. Бузилина. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 160 с. – (Умелые руки) 10.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 11.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». 12.Развивающие игры. Санкт – Петербург, Дельта.1998. 13.Смирнов С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. учеб. завед. / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр Академия, 2000. – 512 с. 14.1000 загадок. Популярное пособие для тродителей и педагогов/ Составители Н.В. Елкина. Т.И. Тарабарина. Художники В.Н. Куров, Г.В. Соколов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2010. – 224 с.: ил. – (Игра, обучение, развитие, развлечение) 15.Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: Организация и содержание проектной деятельности учащихся/ М.А. Ступницкая. М.: Педагогический университет «Первое сентября». - 2011. 66 с. 16.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 3.2. Список литературы для детей 1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Н. Все об оригами. – СПб.: ООО СЗКЭО Кристалл, 2005. - 272 с. 2. Выганов В.В. Поделки из разных материалов. 1-4 классы / В.В.Выганов. – 3-е изд., доп. И испр. – М.: издательство Экзамен,2013.- 191 с. 3. Выганов В.В. Оригами. 1-4 классы – М.: издательство Экзамен, 2013.с.191 4. Дубровская Н.В. Аппликации из природного материла – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2008 – 80 с. – (В подарок). 5. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 160 с. – (Умелые руки) 18 Приложение 1 Практическая работа на тему «Свойства бумаги» Сравни свойства альбомной и промокательной бумаги. Поставь в таблице знак «+», если данное качество или свойство ярко выражено, знак «–», если данное качество или свойство выражено слабо. Свойства Виды бумаги Альбомная Промокательная Пластичность Упругость Прочность Увлажняемость Верны ли эти утверждения Утверждения Да 1. Бумага - это волокнистый материал 2. Бумага более прочна, а поперечном направлении, чем в долевом 3. Альбомная бумага лучше впитывает влагу, чем промокаемая 4. Линия разрыва на бумаге будет более ровной, если сделать на ней четкий сгиб 5. Эскиз выполняют от руки 6. Чертёж строят от руки на глаз 7. Начинать измерения по линейке и угольнику нужно с цифры 1 8. Щелевое соединение деталей считается разъёмным Нет Викторина «Свойства и виды бумаги» 1. Где изобрели бумагу? 3. Из чего состоит бумага? 4. Вторичное сырье для бумаги. 5. Основное сырье для бумаги. 6. Способ соединения бумаги без клея. 7. Бумага, которая впитывает жидкость. 8. Бумага, которой придана поперечная волнистость с целью повышения её жесткости. Викторина на тему «ОРИГАМИ» 19 1. Родина искусства ОРИГАМИ 2. Какой материал используют в ОРИГАМИ 3. Какой формы листы бумаги чаще всего используют в ОРИГАМИ 4. Повторяющийся элемент в объемном ОРИГАМИ 5. Какую фигурку нужно сложить 1000 раз для исполнения желания. 20 Приложение 2 Инструкция по технике безопасности Инструкция при работе в кабинете 1. Вести себя спокойно, не бегать, не прыгать, не лазить под столы. 2. Не разбрасывать вещи по кабинету 3. Соблюдать порядок на столе. 4. По окончании работы убрать за собой стол, положить все вещи и инструменты по местам. 5. Навести порядок в кабинете Инструкция при работе с ножницами 1. Передаем или переносим ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями. 2. Ножницы кладем справа от себя, кольцами к себе, с сомкнутыми лезвиями. 3. Нельзя перекусывать и отрывать нить рукой, только отрезаем ножницами. 4. Следим, чтобы ножницы не оставались под изделием. 5. Следим, чтобы ножницы не падали на пол. 6. Не бросать, не брать в рот, не оставлять с открытыми лезвиями. 7. Не класть близко к краю. 8. Не размахивать, не поднимать высоко над головой. Инструкция при работе с клеем, красками, лаком 1. Пользоваться только клеем ПВА. 2. Намазывать клей кисточкой. 3. Не допускать попадания клея в рот. 4. Не размахивать кисть с клеем. 5. Следить, чтобы клей, краски, лак не попадали на кожу рук, глаза. 6. При попадании клея, краски, лака в глаза – тщательно промыть водой. 7. Ручки, карандаши, кисти не брать в рот. 8. Хранить карандаши, кисти, ручки в специальной подставке. Дидактический материал обеспечение дополнительной Дидактическое образовательной программы включает: фотоматериалы по разделам занятий; литература для обучающихся по оригами, конструированию (журналы, учебные пособия, книги и др.); методическую копилку игр (для физминуток и на сплочение детского коллектива); иллюстративный материал по разделам программы (ксерокопии, рисунки, таблицы, тематические альбомы); Дидактические игры: «Что лишнее». Цель: развивать память, логическое мышление, воображение. Прививать любовь к искусству. 21 «Мозаика». Цель: развивать воображение, мышление, память, прививать любовь к творчеству; формировать эстетические чувства на материале произведений искусства. «Модели для самостоятельного творчества детей». Цель: развивать чувство цвета, ориентировку на формате. Развивать творчество, самостоятельную активность детей. Воспитывать в детях отзывчивость на красоту, разнообразие форм и цвета. Развивать эстетическое восприятие. «Найди пару». Цель: подобрать соответствующее изображение по цвету, контуру и силуэту. Развивающие игры: «Найди ошибки». Цель: развивать внимание, воображение. Найти на картинке ошибки художника: бывает – не бывает. «Дорисуй детали». Цель: активизация психических и познавательных процессов. Добавление к геометрической фигуре деталей превращает эту фигуру в образ или сцену. 22