1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Гитара в течение многих десятилетий не теряет популярности среди молодежи всего мира. В последние годы появилось множество направлений и музыкальных стилей, в которых гитара играет важную роль, будь то акустическая или электрогитара. И по-прежнему она остается самым доступным инструментом в плане изучения и в плане универсальности. Отсюда вытекает насущная необходимость создания рабочей программы по общему курсу гитары, в которую также будет включаться изучение современных электро- и бас-гитар. Программа предназначена для ознакомления ребят с миром музыки, чувств и настроений. Через музыку и, непосредственно через игру на гитаре, ребенок может раскрывать свой внутренний мир, самовыражаться и духовно обогащаться, учебный материал программы составлен с учетом способностей и возрастных особенностей детей, последовательного и постепенного развития обучающихся и направлен на постепенное увлечение и расширение теоретических знаний, а также получение практических умений и навыков игры на шестиструнной гитаре. Новизна программы. В процессе составления программы учтены методические достижения и недостатки программ, ранее созданных. Поэтому главной отличительной особенностью этой программы от предшествующих является комбинация классов акустической-классической гитары и электрогитары в единый класс, где обучающийся имеет возможность параллельно знакомиться и изучать обе разновидности шестиструнной гитары. Актуальность программы заключается в том, что при повышенном интересе детей и подростков к этому популярному инструменту, дети получают реальную возможность через знакомство с широким и разнообразным репертуаром хорошо владеть инструментом в более короткие сроки, чем в музыкальной школе. Данная программа направлена на приобщение детей к музыке, на предоставление возможности их музыкального развития. В содержание программы включены основные положения Приказа Министерства образования и науки от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». При составлении программы руководствовались следующими нормативными документами: Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Педагогическая целесообразность программы в разнообразии видов деятельности детей и подростков в условиях школы, в дополнительной возможности самоутверждения и самореализации, в том числе через их участие в концертной деятельности; немаловажным также является эмоциональное благополучие успешно осваивающих шестиструнную гитару. Программа не предусматривает профессионального обучения, так как ориентирована на детей с различными музыкальными данными, на всех, кто желает научиться играть на шестиструнной гитаре. Отличительной особенностью программы является не только содействие в обучении игре на гитаре, она помогает полюбить этот инструмент, воспитывает художественный вкус и этику поведения детей на сцене и в жизни. Направленность программы: художественная. Вид программы: общеразвивающая, модифицированная. Программа предназначена для детей в возрасте 11 -16 лет. Программа рассчитана на 3 года обучения. Занятия проходят 2 раза в неделю по 3 часа, в год это составляет 192 часа. В группе первого года обучения - 8 воспитанников, 2 и 3 года обучения – 6 человек. В программе используются следующие методы и формы: 1. По источнику передачи и восприятию информации: - словесный - беседа о музыкальных направлениях, рассказ о выдающихся исполнителях-гитаристах и т.д., объяснения принципов и способов исполнения на шестиструнной гитаре, анализ музыкальных произведений и собственного исполнения музыкального произведения; - наглядный (фильмы, фотоматериалы, показ педагога, индивидуальные занятия); - практический - ведущий метод - тренировочные упражнения, посредством которых формируются необходимые умения и навыки, (постановка музыкальных номеров, упражнения, этюды, репетиции). 2 2. По дидактическим задачам: - приобретение знаний через знакомство с музыкальной литературой и терминологией, через соревнования, упражнения, этюды; - применение знаний через постановку музыкальных композиций; - закрепление через генеральные репетиции; - творческая деятельность - показ номеров; - проверка результатов обучения через открытые уроки, конкурсы, фестивали. 3. По характеру деятельности: - объяснительно-иллюстративный объяснения педагога подкрепляются наглядно и практически; показ исполнения на гитаре дает возможность использовать природную способность детей к подражанию и вести обучение естественным путем. - репродуктивный - суть, которого в отработке приемов исполнения, показанных педагогом; - частично-поисковый - при распределении партий детям даются задания в зависимости от их индивидуальных способностей. В программе используются следующие педагогические принципы: • Принцип гуманизации - выражается в подходе к подбору репертуара, определении содержания учебного материала, доступных способах его преподнесения, а также в создании наиболее благоприятных условий для развития и проявления творческой индивидуальности каждого воспитанника; • Принцип последовательности - содержательные задачи решаются методом изложения учебного материала «от простого к сложному», в соответствии с индивидуальными познавательными возможностями ребенка и направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы - тематики и занятий, различных видов концертной деятельности; • Принцип демократизации - проявляется в предоставлении воспитанникам свободы для саморазвития, реализации творческого потенциала через репертуар определенной направленности и стиля; • Принцип комплексности - основан на совершенствовании не только игры на музыкальном инструменте, но и всех взаимосвязанных с ним психофизических качеств, в том числе различных видов музыкальной и исполнительской и артистической выразительности, волевых навыков, творческих особенностей, совершенствовании качеств души ребенка; 3 • Принцип связи теории с практикой - для выполнения поставленных задач необходимо добиваться такого уровня теоретических знаний, на котором дети не только знают, но и умеют применять свои знания на практике, при игре на музыкальном инструменте. В свою очередь, практическая работа является способом закрепления теории, накопления и совершенствования уже приобретенных умений и навыков исполнительства. • Принцип индивидуального подхода в обучении - индивидуальная форма занятий способствует достаточно скорому выявлению музыкальных способностей каждого учащегося, раскрытию индивидуальных физиологических и психологических особенностей, его интересов, личностно - значимых ценностей. Таким образом, при подготовке занятий и учебного музыкального материала, прежде всего, придается значение индивидуальным способностям и опыту конкретного ребенка. Организационные формы: • Коллективная - эта форма привлекает всех учащихся, наиболее эффективная форма творческой деятельности, т.к. при наименьших затратах сил и времени удается выполнить работу. • Индивидуальная - выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно, поэтому необходимо проводить индивидуальную работу, зачастую дополнительно объяснять задание. Форма педагогической деятельности - учебное занятие. Форма групповой работы - групповые этюды, репетиции. Функции педагога при групповой работе: • контролирует; • отвечает на вопросы; • даёт направление творческой деятельности. 1.2. Цель и задачи программы Цель программы: создание условий для развития личности ребенка и развития его музыкальных способностей средствами инструментального исполнительства; выявление и раскрытие творческого потенциала детей; популяризация авторской песни. Основные задачи: • Способствовать приобретению определенного объема музыкальных знаний, умений и навыков. 4 • Приобщать детей к концертной деятельности посредством их участия в конкурсах, концертах и фестивалях детского творчества. • Развивать эмоциональную сферу ребёнка. • Раскрывать талант каждого ребёнка и преодолевать психологические барьеры, мешающие полноценному самовыражению. • Развивать наблюдательность, внимание, интерес и умение работать в коллективе. • Развивать у воспитанников музыкальные способности (слух, ритм, память, пальцевую моторику, координацию движений). • Развивать интерес к музыке разных стилей • Воспитывать эстетический вкус на лучших образцах мировой классики и современной музыки. • Прививать интерес и любовь к музыке. • Воспитывать следующие личностные качества: целеустремленность, работоспособность, самообладание, исполнительская воля, артистизм. • Сформировать потребность в общении с музыкой, как важной и неотъемлемой частью образа жизни каждого человека. Прогнозируемый результат: На выпуске обучающийся должен знать: основы правильной посадки и постановки рук, правильного и качественного звукоизвлечения, иметь теоретическую систему знаний, комплекс духовно- нравственных и эстетических ценностей. Обучающийся должен уметь: концентрировать свое внимание, анализировать музыкальное произведение, владеть различными видами и способами туше, артикуляционными средствами, различными штриховыми приемами; осознавать цели и задачи своей работы, технически осваивать произведение в тесной взаимосвязи с его художественно - содержательной стороной; исполнять программу с «минимальными потерями», подчиняя эмоциональную возбудимость подвижности психики, быстроте реакции, находчивости, самообладанию, воле и гибкости навыков. У обучающегося должны быть сформированы: навыки целостного видения грифа гитары, правильного выбора аппликатуры, чтении нот с листа; развит гармонический, мелодический, полифонический и тембродинамический слух; навыки слухо- двигательных представлений, самостоятельной работы, способности к анализу собственных действий, а также навыки подбора по слуху и аккомпанирования; воспитаны воля, 5 трудолюбие; развиты масштабность и глубина мышления, художественный вкус. Критерии оценки результата обучения: • индивидуальная беседа; • прослушивание воспитанников; • наблюдение; Формы подведения итогов реализации образовательной программы: • участие в концертах, творческих смотрах; • участие в фестивалях, конкурсах; • демонстрация знаний и умений на открытых занятиях для родителей, педагогов. 1.3. Содержание программы: Программа рассчитана на 3 года обучения и состоит из 3-х этапов: I – освоение техники игры на гитаре (1-й год обучения), II - совершенствование исполнительских навыков (2-й год обучения), III – освоение ансамблевого музицирования (3-й год обучения). I этап. Включает в себя знакомство ребенка с миром музыки, инструментом, основами игры на музыкальном инструменте, исполнение легких и простых песен. II этап. Вначале проводится закрепление теоретического и практического материала начального этапа; постепенно вводятся более сложные по характеру и исполнению произведения, уделяется большое внимание индивидуальной работе с каждым обучающимся, ведется постепенное приучение детей к публичным выступлениям, вначале внутри коллектива, а затем и на сценических площадках. III этап. Закрепляются навыки ансамблевого музицирования. Совершенствуется умение играть в ансамбле. В конце III периода воспитанникам предоставляется возможность выбора, как индивидуального репертуара, так и репертуара для ансамбля. Акцентируется внимание на самостоятельном подборе знакомых мелодий на слух и по памяти. Учебно - тематический план, 1 год обучения 6 № ТЕМА п/п I Вводное занятие. II III Кол-во часов 2 Теория Практика 2 — «Игра на гитаре». 1. Гитара в Европе и в России. 2. Школа игры: посадка, постановка рук, аппликатура. 82 2 2 20 1 1 62 1 1 3. Музыкальная грамота. 4. Приемы звукоизвлечения. 4 8 2 2 2 6 5. Приемы игры. 16 2 14 6. Аккорды. 7. Аккомпанемент. 18 16 4 4 14 12 8. Ансамбль. 16 4 12 9. Работа по подгруппам 72 «Вокал». 1. Певческая установка и звукообразование. 30 2 8 1 22 1 2. Дыхание. 2 1 1 3. Литературный текст и музыка. 4 2 2 72 Формы контроля Анкетиро вание Тест Выполнен ие упражнен ий Тест Выполнен ие упражнен ий Выполнен ие упражнен ий Тест Выполнен ие упражнен ий Выполнен ие упражнен ий Наблюден ие Выполнен ие упражнен ий Выполнен ие упражнен ий Выполнен ие 7 IV 4. Разучивание песен. 14 2 12 5. Вокальные упражнения. 8 2 6 Концертная деятельность 6 — 6 192 30 162 Всего часов упражнен ий Выполнен ие упражнен ий Выполнен ие упражнен ий Наблюден ие Содержание программы, 1 год обучения Раздел 1. Вводное занятие. Тема 1.1. Вводное занятие. Ознакомление с целями и задачами курса, планом работы на год, с расписанием занятий. Проведение инструктажа по технике безопасности. Форма занятия: Беседа. Методическое обеспечение: Образовательная программа, гитара, пюпитр, сборники песен, таблицы аккордов. Раздел 2. «Игра на гитаре». Тема 2.1. Из истории гитары. История происхождения гитары. Известные гитаристы. Виды гитар. Музыкальные жанры. Прослушивание музыкального материала с последующим обсуждением. Изучение интереса детей к конкретным жанрам. Знакомство с 6 струнной гитарой и её особенностями и возможностями. Рекомендации к выбору инструмента. Форма занятия: теоретическая. Методическое обеспечение: иллюстрации струнных инструментов, портреты гитаристов, гитара, музыкальные записи различных жанров игры на гитаре. Памятка «Выбор гитары». Тема 2.2. Школа игры. Знакомство с устройством гитары. Отработка посадки. Постановка правой и левой руки. Извлечение звука. Обозначение пальцев обеих рук. Название открытых струн. 8 Форма занятия: комбинированная. Методическое обеспечение:– гитары, пюпитры, ноты, подставки для ног, учебная доска. Тема 2.3. Музыкальная грамота. Нотоносец, скрипичный ключ, ноты, звукоряд, октава, такт и тактовая черта. Диапазон основных звуков, употребляемых на гитаре. Буквенное обозначение нот. 1, 2, 3 и малая октава, длительности нот, размер. Работа над ритмом. Форма занятия: теоретическая. Методическое обеспечение: гитары, пюпитры, ноты, подставки для ног, учебная доска, мел. Тема 2.4. Приемы звукоизвлечения. Содержание материала: Тирандо и апояндо, игра на применение этих приемов на открытых струнах и на аккордах Em — Am. Игра одноголосных мелодий на первой, второй и третьей струне. Игра большим пальцем звуков малой октавы на 5, 6 струнах. Знакомство с основными видами динамики и темпа. Расположение основных звуков на грифе гитары в пределах пяти ладов. Аккорд Dm– Am. Паузы, знаки альтерации, реприза. Форма занятия: комбинированная. Методическое обеспечение: гитары, пюпитры, ноты, подставки для ног, нотные тетради, учебная доска, мел. Тема 2.5. Приемы игры. Нисходящее и восходящее легато. Игра пьес и упражнений. Игра и подбор песен с применением трех аккордов –Am–Dm—E7. Прием арпеджио. Форма занятия: комбинированная. Методическое обеспечение: гитары, пюпитры, ноты, подставки для ног, нотные тетради, учебная доска, мел. Тема 2.6. Аккорды. Буквенно – цифровое обозначение и главные последовательности аккордов, подбор песен с применением аккордов: Am|Dm|E7|Am|| A7|Dm|H7|E|| Am|Dm|G7|C|| C|F|G7|C|| Отработка приема баррэ (малое и большое). Форма занятия: комбинированная. Методическое обеспечение: гитары, пюпитры, ноты, подставки нотные тетради, учебная доска, мел. Тема 2.7. Аккомпанемент.для ног. 9 Освоение нескольких видов аккомпанемента. Пение под собственный аккомпанемент. Транспонирование аккомпанемента на одну или две ступени вверх или вниз от оригинала. Форма занятия: комбинированная. Методическое обеспечение: гитары, пюпитры, ноты, подставки для ног, нотные тетради, учебная доска, мел. Тема 2.8. Ансамбль. Игра в ансамбле различных составов. Подготовка к концертной деятельности. Форма занятия: комбинированная. Методическое обеспечение: гитары, пюпитры, ноты, подставки для ног, нотные тетради. Раздел 3.Вокал. Тема 3.1. Певческая установка и звукообразование. Упражнения, распевки. Форма занятия: комбинированная. Методическое обеспечение: фортепиано, учебная доска, мел. Тема 3.2. Дыхание. Упражнения на различные виды атаки звука: твердая, мягкая. Форма занятия: комбинированная. Методическое обеспечение: фортепиано, учебная доска, мел. Тема 3.3. Литературный текст и музыка. Упражнения на четкость дикции и на различные виды гласных. Заучивание наизусть текстов песен для концертной деятельности. Форма занятия: комбинированная. Методическое обеспечение: фортепиано. Тема 3.4. Разучивание песни. Запоминание текста, отработка трудноисполнимых мест. Работа над точностью интонирования. Работа над ритмом, динамикой и эмоциональным содержанием. Исполнение песни в сопровождении гитары. Форма занятия: комбинированная. Методическое обеспечение: фортепиано, гитара. Тема 3.5. Вокальные упражнения. Исполнение упражнений на: —различные виды дыхания; —артикуляцию; —сохранение идеально точной интонации; 10 —сохранение позиции при переходе одной гласной к другой; —расширение диапазона; —задержку дыхания; —звонкие согласные; —подвижностью голоса; —различные виды голосоведения. Форма занятия: комбинированная. Методическое обеспечение: фортепиано. Раздел 4. Концертная деятельность. Выступления на мероприятиях центра. Учебно-тематический план, 2 год обучения № п/п I II ТЕМА Вводное занятие. «Игра на гитаре». 1.Музыкальная грамота. 2. Приемы игры. Аккорды. 3. Ансамбль. 4. Гармонизация мелодий. 5. Работа с медиатором. III IV 6. Аккорды повышенной сложности. «Вокал». 1. Певческая установка и звукообразование. 2. Дыхание. 3. Литературный текст и музыка. 4. Разучивание песен. Кол-во Формы Теория Практика часов контроля Анкетирова 3 1 2 ние 125 23 102 4 2 2 Тест 26 3 23 Выполнение упражнений 18 3 15 Наблюдение 18 6 12 Выполнение упражнений 25 3 22 Выполнение упражнений 34 6 28 Выполнение упражнений 52 6 46 6 — 6 6 3 — — 6 3 28 6 22 5. Вокальные упражнения. 9 — 9 Конкурсно — концертная деятельность. Всего часов 12 — 12 192 30 162 Выполнение упражнений Наблюдение Выполнение упражнений Выполнение упражнений Выполнение упражнений Наблюдение 11 Содержание программы, 2 год обучения Раздел 1. Вводное занятие. Тема 1.1. Вводное занятие. Содержание материала: Приветствие. Знакомство с планом работы на год, с расписанием занятий. Проведение инструктажа по технике безопасности и правилам дорожного движения. Актуализация пройденного ранее материала. Форма занятия: Беседа. Методическое обеспечение: Образовательная программа, гитара, пюпитр, сборники песен, таблицы аккордов. Раздел 2. “Игра на гитаре” Тема 2.1. Музыкальная грамота Содержание материала: Повторение изученных аккордов, последовательностей, приемов звукоизвлечения. Игра гамм первой, второй и малой октав, основные музыкальные термины, динамические оттенки. Форма занятия: комбинированная. Методическое обеспечение: гитары, пюпитры, схема аккордов. Тема 2.2. Приемы игры. Аккорды. Содержание материала: игра аккордов и последовательностей различными приемами. Форма занятия: практическая. Методическое обеспечение: гитары, пюпитры, ноты. Тема 2.3. Ансамбль. Содержание материала: игра в ансамбле различных составов. Форма занятия: практическая. Методическое обеспечение: гитары, пюпитры, ноты. Тема 2.4. Гармонизация мелодий (подбор по слуху). Содержание материала: игра простых мелодий и подбор аккордов к ним. Форма занятия: практическая. Методическое обеспечение: гитары, пюпитры, ноты. Тема 2.5. Работа с медиатором. Содержание материала: игра простых мелодий при помощи медиатора. Форма занятия: комбинированная. Методическое обеспечение: гитары, пюпитры, ноты, медиаторы. Тема 2.6. Аккорды повышенной сложности Содержание материала: игра аккордов повышенной сложности (B, Bm, H, Hm, Fm , F#, Fm#, G, Gm, G#, Gm#, A#, Am#). 12 Форма занятия: комбинированная. Методическое обеспечение: гитары, пюпитры, ноты. Раздел 3. Вокал. Тема 3.1. Певческая установка и звукообразование. Содержание материала:– Упражнения, “распевки”. Форма занятия: комбинированная Методическое обеспечение фортепиано, учебная доска, мел. Тема 3.2. Дыхание Содержание материала:– Упражнения на различные виды атаки звука: твердая, мягкая. Форма занятия: комбинированная. Методическое обеспечение фортепиано, учебная доска, мел. Тема 3.3. Литературный текст и музыка. Содержание материала: Упражнения на четкость дикции и на различные виды гласных. Заучивание наизусть текстов песен для концертной деятельности. Форма занятия: комбинированная. Методическое обеспечение: фортепиано Тема 3.4. Разучивание песни. Содержание материала: Запоминание текста, отработка трудноисполнимых мест. Работа над точностью интонирования. Работа над ритмом, динамикой и эмоциональным содержанием. Исполнение песни в сопровождении гитары. Форма занятия: комбинированная. Методическое обеспечение: фортепиано, гитара. Тема 3.5. Вокальные упражнения. Содержание материала: Исполнение упражнений на: — различные виды дыхания; — артикуляцию; — сохранение точной интонации; — сохранение позиции при переходе одной гласной к другой; — расширение диапазона; — задержку дыхания; — звонкие согласные; — подвижностью голоса; — различные виды голосоведения. Форма занятия: комбинированная. Методическое обеспечение: фортепиано. 13 Раздел 4. Конкурсно — концертная деятельность. Выступления на мероприятиях центра, участие в конкурсах. Учебно-тематический план, 3 год обучения № п/п I II ТЕМА Вводное занятие. «Игра на гитаре». 1.Приёмы игры. Аккорды. 2. Ансамбль. 3. Гармонизация мелодий. 4. Работа с медиатором. III 5. Аккорды повышенной сложности. «Вокал» 1. Певческая установка и звукообразование. 2. Дыхание. 3. Литературный текст и музыка. 4. Двухголосие IV Кол-во Форма Теория Практика часов контроля Анкетирован 3 1 2 ие 113 15 98 26 3 23 Наблюдение 18 3 15 Выполнение упражнений 18 3 15 Наблюдение 16 — 16 Выполнение упражнений 35 6 29 Выполнение упражнений 54 9 45 3 — 3 Выполнение упражнений 3 — 3 Выполнение упражнений 3 — 3 Наблюдение 12 3 9 5. Разучивание песен. 24 6 18 6. Вокальные упражнения. 9 — 9 Конкурсно -концертная деятельность. Всего часов: 22 — 22 192 25 167 Выполнение упражнений Выполнение упражнений Выполнение упражнений Наблюдение Содержание программы, 3 год обучения 14 Раздел 1. Вводное занятие Тема 1.1. Вводное занятие. Содержание материала: Приветствие. Знакомство с планом работы на год, с расписанием занятий. Проведение инструктажа по технике безопасности и правилам дорожного движения. Актуализация пройденного ранее материала. Форма занятия: Беседа. Методическое обеспечение: Образовательная программа, гитара, пюпитр, сборники песен, таблицы аккордов. Раздел 2. “Игра на гитаре” Тема 2.1. Приемы игры. Аккорды Содержание материала :игра аккордов и последовательностей различными приемами. Форма занятия: практическая. Методическое обеспечение :гитары, пюпитры, ноты. Тема 2.2. Ансамбль Содержание материала :игра в ансамбле различных составов Форма занятия: практическая Методическое обеспечение: гитары, пюпитры, ноты. Тема 2.3. Гармонизация мелодий (подбор по слуху). Содержание материала :игра простых мелодий и подбор аккордов к ним. Форма занятия: практическая. Методическое обеспечение: гитары, пюпитры, ноты. Тема 2.4. Работа с медиатором. Содержание материала :игра простых мелодий при помощи медиатора. Форма занятия: комбинированная Методическое обеспечение :гитары, пюпитры, ноты, медиаторы. Тема 2.5. Аккорды повышенной сложности. Содержание материала :игра аккордов повышенной сложности (C,Cm,C#,Cm#). Форма занятия: комбинированная. Методическое обеспечение :гитары, пюпитры, ноты. Раздел 3. Вокал. Тема 3.1. Певческая установка и звукообразование. Содержание материала:– Упражнения, “распевки”. Форма занятия: комбинированная. Методическое обеспечение: пианино, учебная доска, мел. Тема 3.2. Дыхание 15 Содержание материала:– Упражнения на различные виды атаки звука: твердая, мягкая. Форма занятия :комбинированная. Методическое обеспечение: пианино, учебная доска, мел. Тема 3.3. Литературный текст и музыка. Содержание материала: Упражнения на четкость дикции и на различные виды гласных. Заучивание наизусть текстов песен для концертной деятельности. Форма занятия: комбинированная. Методическое обеспечение: пианино. Тема 3.4. Двухголосие Содержание материала: Вокальные упражнения с элементами двухголосия. Форма зантия :практическая. Методическое обеспечение :пианино. Тема 3.5. Разучивание песни. Содержание материала: Запоминание текста, отработка трудноисполнимых мест. Работа над точностью интонирования. Работа над ритмом, динамикой и эмоциональным содержанием. Исполнение песни в сопровождении гитары. Форма занятия :комбинированная Методическое обеспечение :пианино, гитара. Тема 3.6 Вокальные упражнения. Содержание материала: Исполнение упражнений на: — различные виды дыхания; — артикуляцию; — сохранение точной интонации; — сохранение позиции при переходе одной гласной к другой; — расширение диапазона; — задержку дыхания; — звонкие согласные; — подвижностью голоса; — различные виды голосоведения. Форма занятия: комбинированная. Методическое обеспечение: пианино. Раздел 4. Конкурсно — концертная деятельность Выступления на мероприятиях центра, участие в конкурсах. 16 2.Комплекс организационно – педагогических условий: 2.1. Календарный учебный график Продолжительность учебного года Начало учебного года – 1 сентября. Начало учебных занятий – 15 сентября. Окончание учебных занятий – 15 мая. Продолжительность учебного года – 32 недели. Этапы образовательного процесса Начало учебного года 1 год обучения 15 сентября 2 год обучения 15 сентября 3 и более годы обучения 15 сентября Аттестация 10– 15 мая 10– 15 мая 10– 15 мая 15 мая 15 мая 15 мая Окончание учебного года Каникулы зимние Каникулы летние 31 декабря – 10 января с 26 мая с 26 мая с 26 мая На 2016-2017 учебный год определены следующие сроки учебного года: с 15 сентября 2016 года по 15 мая 2017 года продолжительность учебной недели 6 дней с понедельника по субботу праздничные дни: 4.11.2016 г., 01 - 10.01. 2017г., 23.02.2017 г., 08.03.2017 г, 01 - 02.05. 2017 г., 09.2017 г. 12.06.2017г. 2.2. Условия реализации программы: - светлое, просторное репетиционное помещение; - концертный зал с полностью оборудованной сценой; - наличие музыкальной аппаратуры; - наличие методических пособий; - наличие инструментов на каждого обучающегося; - наличие персонального компьютера с необходимыми программами; - наличие фонотеки с музыкой различных направлений; - стулья; пюпитр. - возможности для документальной видео и фото съемки. Материально-техническое обеспечение программы. Занятия проводятся в большом помещении с хорошей акустикой, вентиляцией. Учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами. 17 2.3 Формы аттестации. Карта мониторинга предметных результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы Показатели (оцениваемые результаты) Критерии Степень выраженности оцениваемого качества Соответствие I. Минимальный Теоретическа теоретических уровень (ребёнок я подготовка знаний ребёнка овладел менее чем ½ программным ребёнка: объёма знаний, 1.1. требованиям. предусмотренных Теоретические программой); знания (по Средний уровень основным (объём усвоенных разделам знаний составляет учебноболее ½); тематического Максимальный плана уровень (ребёнок программы). освоил практически весь объём знаний, предусмотренных программой за конкретный период). 1.2. Владение Осмысленност Минимальный специальной ь и уровень (ребёнок, как терминологией правильность правило, избегает . использования употреблять специальной специальные термины); терминологии. Средний уровень (ребёнок сочетает специальную терминологию с бытовой); Максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием). Соответствие II. Минимальный Практическая практических уровень (ребёнок умений и овладел менее чем ½ подготовка навыков ребёнка: предусмотренных 2.1. программным умений и навыков); Практические требованиям. Средний уровень умения и (объём усвоенных навыки, умеинй и навыков предусмотренн составляет более ½) Уровни Методы выраженности диагностики оцениваемого качества низкий Наблюдение, тестирование, контрольный средний опрос и др. высокий низкий Собеседование. средний высокий низкий Контрольное задание. средний высокий 18 Максимальный уровень (ребёнок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период). 2.2. Владение Отсутствие Минимальный специальным затруднений в уровень (ребёнок оборудованием использовании испытывает серьёзные и оснащением. специального затруднения при работе оборудования и с оборудованием); оснащения. Средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога); Максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей); 2.3. Креативность Начальный Творческие в выполнении (элементарный) навыки. практических уровень развития заданий. креативности (ребёнок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога); Репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества). ые программой (по основным разделам учебнотематического плана программы). III. Общеучебные умения и навыки ребёнка: 3.1. Учебноинтеллектуаль ные умения: 3.1.1. Умение Самостоятель ность в подборе и анализе литературы. Минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьёзные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога). Средний уровень низкий Контрольное задание. средний высокий низкий Контрольное задание. средний высокий низкий Анализ. средний высокий Исследовательск ие работы. 19 подбирать и анализировать специальную литературу. (работает с литературой с помощью педагога или родителей); Максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей). 3.1.2. Умение Самостоятель Уровни – по аналогии с осуществлять ность в учебно- п. 3.1.1. учебноисследовательс исследователь кой работе. скую работу (писать рефераты, проводить самостоятель ные учебные исследования). Наблюдение. 3.2. Учебнокоммуникатив ные умения: 3.2.1. Умение слушать и слышать педагога. Адекватность Уровни – по аналогии с восприятия п. 3.1.1. информации идущей от педагога. Наблюдение. 3.2.2. Умение выступать перед аудиторией. Свобода владения и подачи обучающимся подготовленно й информацией. Самостоятель ность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств. Способность самостоятельн о готовить своё рабочее место к деятельности и убирать его Уровни – по аналогии с п. 3.1.1. Наблюдение. Уровни – по аналогии с п. 3.1.1. Наблюдение. Уровни – по аналогии с п. 3.1.1. Наблюдение. 3.2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии. 3.3. Учебноорганизационн ые умения и навыки: 3.3.1. Умение организовать своё рабочее 20 (учебное) место. за собой. 3.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности. Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям. Минимальный уровень (ребёнок овладел менее чем ½ объёма навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой); Средний уровень (объём усвоенных знаний составляет более ½); Максимальный уровень (ребёнок освоил практически весь объём навыков, предусмотренных программой за конкретный период). Аккуратность и ответственно сть в работе. Удовлетворительно хорошо – отлично. 3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу. низкий Наблюдение. средний высокий – Наблюдение. Карта мониторинга метапредметных результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы Степень выраженности оцениваемого качества -низкий (испытывают серьезные Познавательн затруднения, нуждаются в помощи и ые Самостоятельност 1.Умение контроле педагога) ь в подборе и пользоваться -средний (работают с источниками с анализе различными помощью педагога и родителей) информации источниками -высокий (работают самостоятельно) информации -низкий (испытывают серьезные 2. затруднения, нуждаются в помощи и Использовать Самостоятельност контроле педагога) знаковоь в пользовании символически -средний (работают с помощью педагога) е средства -высокий (работают самостоятельно) 3.Владение владение -низкий (испытывают серьезные широким логическими затруднения, нуждаются в помощи и спектром операциями контроле педагога) логических (анализ, синтез, -средний (работают с помощью педагога) действий и сравнение, -высокий (работают самостоятельно) операций обощение и т.д.) Показатели Критерии Методы диагностики Наблюдение Практические работы Наблюдения 21 Коммуникати вные 1.Умение слушать и слышать педагога 2.Умение выступать перед аудиторией Адекватность восприятия информации, идущей от педагога Свобода владения и подачи подготовленной информации 3. Умение сотрудничать Регулятивные Способность работать в группе 1. Умение планировать деятельность Способность планировать свою деятельность 2. Самоконтроль Умение контролировать свою деятельность -низкий (не полностью усваивают информацию) -средний (воспринимают информацию полностью) -высокий (способны не только воспринимать информацию, но и вести диалог по теме) - Низкий (испытывают серьезные затруднения, нуждаются в помощи и контроле педагога) - средний (работают с помощью педагога и родителей) -высокий (работают самостоятельно) -Низкий (испытывают серьезные затруднения, нуждаются в помощи и контроле педагога) -средний (работают с помощью педагога и родителей) -высокий(работают самостоятельно) -низкий (способен действовать по плану или по инструкции с помощью педагога) -средний (способен самостоятельно действовать по инструкции, по плану, предложенному педагогом) -высокий (способен самостоятельно планировать свою деятельность) -низкий (находятся постоянно под воздействием контроля извне) -средний (периодически контролируют себя сами) -высокий (постоянно контролируют себя сами) Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Карта мониторинга личностных результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы Уровни Проявления Низкий уровень Кругозор ограничен, знания о малой родине, стране бессистемны. Пренебрежительные высказывания в отношении страны, края, района, села. Незнание символов, атрибутов нашей страны, пренебрежительное к ним отношение. Проявляет неустойчивый интерес, требуется стимулирующая помощь педагога. Неуважительного отношения к символам и атрибутам не проявляет. Теоретически знает правила поведения в обществе, но нуждается в поддержке и контроле взрослых. Проявляет интерес к миру, стране, краю, району, селу. Готов осознанно, активно принимать участие в социально- Средний уровень Высокий уровень Методы диагностик и Анкетирование, наблюдение Гражданская идентичность Пара метр 22 Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Наблюдение Высокий уровень Наблюдение Средний уровень Наблюдение Отношение к учебной деятельности Отношения со сверстниками и педагогами Самооценка Низкий уровень значимых событиях. Знает, принимает и соблюдает правила нравственного поведения в мире природы, семьи, общества. При выполнении заданий нуждается в помощи педагога, часто отвлекается. Не способен применять освоенные способы деятельности. Проявляет неустойчивый интерес к работе. Вопросов задает немного. Задания выполняются со стимулирующей помощью взрослого. Проявляет выраженный интерес к предлагаемым заданиям. Охотно задает вопросы на уточнение. Прилагает усилия к преодолению трудностей, вносит элементы творчества. Проявляет интеллектуальную активность, самостоятельно находит способы выполнения заданий. Равнодушное, скрыто негативное отношение к сверстникам. Не умеет решать конфликты мирным путем. Не прислушивается к замечаниям педагогов и не старается их выполнять. Проявляет внимание, сочувствие, отзывается на просьбы. Избегает конфликтов, т.к. не владеет навыками эффективного межличностного общения. Проявляет уважение к педагогу. Владеет приемами эффективного межличностного общения со сверстниками, готов к коллективным формам работы, способен к глубоким эмоциональным привязанностям, дружбе. Несамокритичен, снисходителен к своим недостаткам, критичен к другим. Нетерпим к критике в свой адрес. Принимает критику в свой адрес. Нуждается во внешней оценке . Самокритичен. Требователен к себе и другим. Объективная самооценка. 23 24 3. Список литературы Литература для педагога Документы и материалы: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». 2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р). 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 5. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ “Музыка”. (Издание третье, дополнительное). М.: Просвещение, 1986. Сборники: 6. Абрамин Г. Солнечный круг. Музыкальная азбука. – М., 1985. 7. Буйлова Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 567-572. 8. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. Книга для обучающихся старших классов. – М., 1989. 9. Сухомлинский В. А. Эмоционально-эстетическое воспитание. Рождение гражданина. – М.: Молодая гвардия, 1971. 10.Сборник авторских программ дополнительного образования детей. – М.: Народное образование, 2002. 11.Павленко Б. М. Поем под гитару. – Ростов - на - Дону: Феникс, 2004. 12. Захаров В. В. Лучшие песни под гитару. – М.: АСТ, 2007. - 62 с. 13. Лихачев Ю. Г. Экспресс-курс игры на гитаре. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 222 с. 14. Лихачев Ю. Г. Шпаргалка гитариста. Иллюстрированное пособие по технике игры на гитаре для начинающих. – М.: Книжкин дом: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. – 64 с. 15. Журнал «Музыка в школе». М., № 1-6, 2007. Литература для детей Сборники: 1. Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре, - М.: «Музыка»,1983 2. Виницкий А. Джазовый альбом, вып.1,2, - М.: «Престо», 2004 3. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре, - М.: «Музыка», 2005 4. Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов, - М.: «Музыка», 2003 5. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре, - М.: «Музыка», 1970 6. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре, - М.: «Музыка»,1964 – 2000 7. Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре, - М.: «Тоника»,1991 8. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре, - М.: «Советский композитор», 1984 Литература для родителей 1. Аршавский И. Н. Ваш ребенок. У истоков здоровья.- М., 1993. 2. Захаров В. В. Лучшие песни под гитару. – М.: АСТ, 2007. - 62 с. 3. Лопатина А. А. Секреты мастерства: 62 урока о профессиях и мастерах. – М.: Амрита-Русь, 2005. – 352с. 4. Павленко Б. М. Поем под гитару. – Ростов - на - Дону: Феникс, 2004 5. Целуйко В. М. Психология современной семьи: кн. Для педагогов и родителей. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 287с. 6. Ципоркина И. В., Кабанова Е. А. Взрослые дети, или инструкция для родителей. – М.:АСТ.- ПРЕСС КНИГА, 2006. – 304 с. 7. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: « Академия», 2007. – 384 с. 8. Экерт Я. 500 музыкальных загадок. М., 1971. 26