Управление образования администрации Кунгурского МО Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей «Дар» Рекомендовано методическим советом протокол № 1 от «01» сентября 2022г. Утверждаю: Директор МАУДО «ЦДОД «Дар» Кадяева С.В. ____________ Приказ № 104 от «01» сентября 2022г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экологические интеллектуальные игры» Направленность - естественнонаучная Срок реализации программы – 1 год Возраст обучающихся: 7-17 лет Разработчик: Борисова Ираида Геннадьевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории МАУДО «ЦДОД «Дар» Кунгурский МО 2022г. Содержание 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Интеллектуальные игры».....................................3 1.1. Пояснительная записка........................................................................................3 1.2. Цель и задачи........................................................................................................4 1.3. Содержание программы.......................................................................................5 1.4. Планируемый результат.......................................................................................9 2. Комплекс организационно-педагогических условий............................................9 2.1. Календарный учебный график.............................................................................9 2.2. Условия реализации программы.........................................................................13 2.3. Формы аттестации................................................................................................13 2.4. Оценочные материалы.........................................................................................13 2.5. Методические материалы....................................................................................14 3. Список источников...................................................................................................16 3.1. Список литературы для педагога и детей...........................................................16 Приложение 2 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Интеллектуальные игры» разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми актами Российской Федерации и локальными актами Учреждения: - Федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - Концепцией развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р). - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждён Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196). - Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «О направлении информации»). «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» СанПиН 2.4.4. 3172-14 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41). Направленность программы – естественнонаучная. Вид программы – общеразвивающая. Уровень освоения – общекультурный. Новизна программы состоит в том, что программа впервые реализуется в рамках муниципального экологического марафона «Зеленый поезд» для обучающихся 7-11 классов Кунгурского муниципального округа. Актуальность программы. Содержание продиктовано развитием современного информационного общества, заключающегося в формировании информационной и технической культуры молодого поколения, вступающего в жизнь, и ориентирована на развитие мыслительных способностей человека. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Интеллектуальные игры способствуют вовлечению обучающихся в многоступенчатый процесс общения и познания, который схематически можно отобразить такой психологической цепочкой: интересно играть и общаться - интересно воспринимать новое через игру - интересно узнавать новое самостоятельно необходимо поделиться узнанным - необходимо применить полученные знания и умения. Таким образом, обучающийся проходит путь от простого увлечения интеллектуальной игрой к активному многогранному самообразованию и собственному интеллектуально-игровому творчеству. Педагогическая целесообразность. Программа рассчитана на заинтересованных детей 7-17 лет, мотивированных на познание нового материала и развитие логики. 3 Цель и задачи программы: Цель - развитие творческого интеллектуального потенциала обучающихся через саморазвитие и самореализацию в системе социально-культурных отношений. Задачи: Обучающие: сформировать навык публичного выступления; сформировать навык самостоятельного поиска информации для решения поставленных задач; сформировать организаторские навыки; сформировать навык правильной формулировки и постановки вопросов и ответов; познакомить с различными формами и видами интеллектуальных игр и их правил; сформировать навык решения задач, шарад и загадок; сформировать навык использования логической аргументации в решении задач; сформировать навык планирования свою работы и поиска способов ее выполнения. Развивающие: развивать творческие способности; развивать память, воображение; развивать логическое, дивергентное и конвергентное мышление. Воспитывающие: воспитать дисциплинированность и самостоятельность; воспитать инициативность и социальную активность; воспитывать социально - коммуникативные навыки поведения в коллективе; воспитывать духовно-нравственные и этические качества в общении со сверстниками, родителями, педагогами. воспитывать чувство ответственности за коллективный результат. Планируемые результаты Личностные: воспитана дисциплинированность и самостоятельность; воспитана инициативность и социальную активность; воспитывать социально - коммуникативные навыки поведения в коллективе; воспитаны духовно-нравственные и этические качества в общении со сверстниками, родителями, педагогами; воспитано чувство ответственности за коллективный результат; развиты творческие способности; развита память, воображение; развито логическое, дивергентное и конвергентное мышление. Метапредметные: сформирован навык публичного выступления; сформирован навык самостоятельного поиска информации для решения поставленных задач; сформированы организаторские навыки; сформирован навык правильной формулировки и постановки вопросов и ответов; сформирован навык планирования своей работы и поиска способов ее выполнения. Предметные: знакомство с различными формами и видами интеллектуальных игр и их правил; 4 сформирован навык решения задач, шарад и загадок; сформирован навык использования логической аргументации в решении задач. Отличием данной программы от других является то, что программа составлена с учётом современных педагогических подходов. Содержательно-деятельностный подход помогает включить обучающихся в учебно-игровую деятельность и ориентирует их на положительный результат. Программа построена с учётом интересов обучающихся, мотивации успешности их деятельности, с опорой на комфортную атмосферу во время проведения занятий и интеллектуальных игр, стимулирующую интеллектуальную активность. Особенности возрастной группы детей: Условия набора в группы. Группы формирует педагог с учётом возраста детей (разновозрастные). Набор в группы осуществляется без предварительного отбора. В случае наличия у ребенка противопоказаний по здоровью, родители обязаны поставить в известность педагога и администрацию. В процессе реализации программы допускается дополнительный набор в группы. Списочный состав групп формируется в соответствии с технологическим регламентом, вида деятельности и с учетом санитарных норм. Количество обучающихся в группе. Первый год обучения - 15 человек. Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы: Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия 3 академических часа. Согласно требованиям СанПиН, один академический час равен 40 минутам, в год 96 часов. Формат обучения дистанционный, очно-заочный. Формы проведения занятий: - учебное занятие; - тренировочные занятия: вопрос-ответ; - малые формы интеллектуальных игр; - конкурсы; - викторины; - турниры. Формы организации деятельности обучающихся на занятии: - фронтальная: работа педагога со всеми обучающимися одновременно; - групповая: в малых группах; индивидуально-групповая форма предусматривает распределение учебной работы между членами группы, когда каждый член группы выполняет часть общей задачи. Ожидаемые образовательные результаты: - Уровень сформированности общей культуры. - Функциональная грамотность. - Навык работы в команде. 1.3. Содержание программы В первый год обучения уделяется внимание основам и правилам интеллектуальных игр. Обучающиеся знакомятся с организаторскими способностями и работой со справочниками, начинают развивать свою эрудицию, распределяют командные роли, составляют ключевые вопросы, 5 составляют интеллектуальные задания, участвуют в интеллектуальных играх и турнирах. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Название раздела, темы Вводное занятие. Техника безопасности. История возникновения и развития интеллектуальных игр. Вопрос – основа игры. Требования к вопросам. Основные приёмы поиска ответов. Эрудиция-ключ к успеху. Принципы интеллектуальной разминки. Интеллектуальный калейдоскоп. Основные приемы работы с книгой, справочником. Распределение командных ролей. Формирование индивидуальных игровых качеств. Основные особенности игры «Самый умный». Малые формы интеллектуальных игр. Разбор проведённых игр. Заключительное занятие. Количество часов всего теория практика 3 3 - Форма контроля Вводное занятие 4 4 - Устный опрос 3 1 2 12 6 6 Письменный опрос Тест Письменный опрос 9 3 6 Тест 13 4 9 Наблюдение 3 - 3 Тест 6 3 3 Наблюдение 6 3 3 Тестовая игра 25 6 19 Тестовая игра 9 3 3 9 - Наблюдение Итоговое тестирование Итого 96 3 39 57 Содержание учебно-тематического плана Первый год обучения Тема 1. Вводное занятие Теория. Знакомство с понятием «Интеллектуальная игра». Знакомство со школьным клубом интеллектуальных игр. Правила поведения в Клубе интеллектуалов. Планирование работы. Основные принципы создания команд для интеллектуальных игр. Распределение ролевой нагрузки в команде. Роль капитана. Тема 2. История возникновения интеллектуальных игр Теория. Интеллектуальные игры в бывшем СССР. Современные интеллектуальные игры. Общее понятие об интеллектуальном спорте (информационно-спортивных играх). 6 Практика. Турниры и чемпионаты по интеллектуальным играм "Что? Где? Когда?", "Брэйн- ринг", "Своя игра". Основные отличия от телевизионных аналогов. Правила проведения информационно-спортивных игр. Тема 3. Вопрос-основа игры. Требования к вопросам Теория Работа с вопросом. Вопросы на конкретные знания как исключение. Умение находить необычное в обычном. Требования к умению находить: интересная информация, лаконичная формулировка, логический путь к ответу, однозначность ответа, источник информации. Практика Составление самостоятельно по 3-4 вопроса на свободную тему. Вопросы по экологии, географии, биологии (указание четкого источника информации). Вопросы в тройках и командные вопросы. Использование интернета при составлении интеллектуальных заданий. Ссылка на использование материалов из интернета. Тема 4. Основные приемы поиска ответов. Эрудиция-ключ к успеху Теория Ключевое слово в вопросе. Правила построения логической цепочки, наиболее часто встречающиеся приемы зашифровки информации. Умение мыслить нестандартно. Практика Составление вопросов с ключевыми словами "Животные", "Герои", "Псевдонимы", "Впервые", "Автор", "Сказки". Блиц-игра. Тема 5. Принципы интеллектуальной разминки. Интеллектуальный калейдоскоп Теория Правила построения вопросов для разминки. Принцип разносторонности знаний. Он - она. Эрудит-лото. Веришь-не веришь. Омонимы. Ребусы. Практика Интеллектуальная разминка - «Эрудит-лото», «Надуваловка», «Реалии». Работа по карточкам и заранее составленным заданиям. Подготовка к школьной игре «Самый умный». Тема 6. Основные приемы работы с книгой, справочником. Теория Основные приемы работы с книгой. Использование структуры книги для составления вопросов. Практика 7 Составление вопросов в тройках и командах с использованием справочного аппарата библиотеки (словари, энциклопедии, справочники) и книги "Своя игра", "Интеллектуальные вопросы", "Поле чудес" и другие. Подготовка к школьной интеллектуальной игре «Самый умный». Тема 7. Распределение командных ролей Теория Функции капитана-генератора идей. Выбор правильного ответа из версий, предложенных игроками команды. Взаимоуважение. Критика и её адекватное восприятие. Практика Опыт работы в интеллектуальном марафоне при разных капитанах команд. Выводы. Тема 8. Формирование индивидуальных игровых качеств. Теория Умение работать в команде, отстаивать свою точку зрения, внимание, эрудиция. Практика Конкурсы на лучшего знатока. Подготовка к городской интеллектуальной игре. Тема 9. Основные особенности игры "Самый умный" Теория Отличия «Самый умный» от других интеллектуальных игр. Правила игры. Требования к вопросам в «Самый умный». Функции капитана. Практика Отработка взаимодействия в игре. Игровое занятие. Подготовка к городской игре «Самый умный». Тема 10. Малые формы интеллектуальных игр Теория Знакомство и выполнение различных упражнений, развивающих характеристики интеллекта в несложных игровых формах (загадки, шарады, ребусы и т.д.). Практика Игровая практика (готовят вопросы руководитель и члены клуба). 1. Разбор проведенных игр Теория Анализ проведённых игр, разбор сложных вопросов Практика Отработка на практике правильного обсуждениявопроса. Правильный ход тренировки обсуждения примерного вопроса-загадки. 2. Итоговое занятие Подведение итогов года. Награждение лучших игроков интеллектуального клуба. 8 Планируемые результаты Личностные результаты: воспитана дисциплинированность и самостоятельность; воспитана инициативность и социальную активность; воспитывать социально - коммуникативные навыки поведения в коллективе; воспитаны духовно-нравственные и этические качества в общении со сверстниками, родителями, педагогами; воспитано чувство ответственности за коллективный результат; развиты творческие способности; развита память, воображение; развито логическое, дивергентное и конвергентное мышление. Метапредметные результаты: сформирован навык публичного выступления; сформирован навык самостоятельного поиска информации для решения поставленных задач; сформированы организаторские навыки; сформирован навык правильной формулировки и постановки вопросов и ответов; сформирован навык планирования своей работы и поиска способов ее выполнения. Предметные результаты: обучающийся ознакомлен с различными формами и видами интеллектуальных игр и их правил; сформирован навык решения задач, шарад и загадок; сформирован навык использования логической аргументации в решении задач. 1.4. Планируемые результаты По окончанию обучения обучающиеся получат возможность овладеть основами практико-ориентированных знаний о проектной деятельности и по дизайну, овладение которыми необходимо для успешного обучения и социализации. 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год Календарно-учебный график 1 год обучения № Дата Форма проведения проведения 1 Занятие-игра Разделы, темы, образовательного процесса Кол- Форма во контроля часов Сентябрь Вводное занятие, инструктаж по ТБ. 3 Здоровьесберегающая деятельность. Правила поведения в Клубе интеллектуалов. Планирование работы. История возникновения и развития интеллектуальных игр. Интеллектуальные игры в бывшем СССР. Современные интеллектуальные Входной контроль 9 игры. 2 Учебное занятие Турниры по интеллектуальным играм. Основные отличия от телевизионных налогов. Правила проведения игр. Вопрос-основа игры. Требования к вопросам. Работа над вопросом. Вопросы на конкретные знания. 3 Итого 3 4 Учебное занятие Учебное занятие 5 Учебное занятие 6 Практическое занятие 7 Учебное занятие 8 Учебное занятие 9 Учебное занятие 10 Учебное занятие 11 Учебное занятие 12 Учебное занятие Учебное занятие 13 14 15 Практическое занятие Учебное занятие Октябрь Умение находить необычное в обычном. Требования к умению находить: интересная информация, логический путь к ответу, однозначность ответа. Составить самостоятельно по 3-4 вопроса на свободную тему. Вопросы по географии, экологии, биологии. Вопросы в тройках. Командные вопросы. Итого Ноябрь Использование Интернет источников при составлении заданий. Приемы поиска ответов. Эрудиция-ключ к успеху. Ключевое слово в вопросе. Постройка логической цепочки. Приёмы шифровки информации. Умение мыслить нестандартно. Составить вопросы с ключевыми словами «Животные», «Герои». Составить вопросы с ключевыми словами «Псевдонимы», «Впервые». Составить вопросы с ключевыми словами «Автор», «Сказки». Блиц-игра. 6 3 Наблюдение 3 Наблюдение 3 Письменный опрос 3 Тест 12 3 Наблюдение 3 Наблюдение 3 Письменный опрос 3 Тест Итого 12 Декабрь Принципы интеллектуальной разминки. 3 Калейдоскоп. Составление вопросов для азминки. Принцип разносторонности знаний. Он-она. 3 Эрудит-лото. Веришь-не веришь. Омонимы.Ребусы. Интеллектуальная разминка - «Эрудит-лото». Интеллектуальная разминка - «Надуваловка». Интеллектуальная разминка - «Реалии». Итого Январь Основные приемы работы с книгой, справочником. Использование книг для составления вопросов. Наблюдение Наблюдение Наблюдение 3 Тест 3 Тест 12 3 Наблюдение 10 16 Практическое занятие 17 Учебное занятие 18 Учебное занятие 19 20 Учебное занятие Учебное занятие 21 22 Учебное занятие 23 Учебное занятие 24 Практическое занятие Учебное занятие Учебное занятие 25 26 27 Учебное занятие 28 Учебное занятие 29 Практическое занятие 30 Практическое занятие 31 06.05.21 Учебное занятие 32 14.05.21 Учебное занятие Используя справочный аппарат библиотеки (словари, энциклопедии, справочники) и книгу «Своя игра» составить вопросы в тройках и командах. Распределение командных ролей. Функции капитана-генератора идей. Выбор правильного ответа игроками команды. Взаимоуважение. Итого Февраль Внимание, эрудиция. 3 Наблюдение 3 Наблюдение Конкурсы на лучшего знатока. 3 Тестовая игра Подготовка к школьному турниру – интеллектуальной игре. Особенности игры «Самый умный». Отличия игры от других интеллектуальных игр. 3 Наблюдение 3 Наблюдение Итого Март Правила игры. Требования к вопросам в «Самый умный».Функции капитана. Отработка взаимодействия в игре. 12 Игровое занятие. 3 Тестовая игра Подготовка к школьному конкурсу – игре «Самый умный». Итого Апрель Малые формы интеллектуальных игр. Знакомство с различными упражнениями, развивающими характеристики интеллекта в несложных игровых формах (загадки, шарады, ребусы и т.д.). Знакомство с различными упражнениями, развивающими характеристики интеллекта в несложных игровых формах (загадки, шарады, ребусы и т.д.). Выполнение различных упражнений, развивающих характеристики интеллекта в несложных игровых формах (загадки, шарады, ребусы и т.д.). Игровая практика (готовят вопросы члены клуба). (готовит вопросы руководитель клуба). Итого Май Анализ проведённых игр, разбор сложных вопросов. Подведение итогов года. Награждение лучших игроков клуба. Итого Итого за год 3 Наблюдение 3 Наблюдение 12 3 3 3 Наблюдение Наблюдение Наблюдение 12 3 Наблюдение 3 Наблюдение 3 Наблюдение 3 Тестовая игра 12 3 Тестовая игра 3 Итоговое тестирование 6 96 часов 11 2.2. Условия реализации программы Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам, Интернет ресурсам и фондом аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время занятий обучающиеся могут пользоваться Интернетом для поиска и сбора дополнительной информации по изучению предложенных тем. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической литературой по биологии, экологии, зоологии, химии и др. Кабинет для занятий просторный, светлый и оснащенный необходимым оборудованием, удобной мебелью и наглядными пособиями, хорошо проветриваемый и освещенный в вечернее время. Методические условия реализации программы: 1. Дидактические материалы (рабочие тетради, конспекты, тесты, сборники, разработки сценариев деловых и ролевых игр). 2. Библиотека с профильной литературой. 3. Методический кабинет МАУДО «ЦДОД «Дар». 4. Оборудованный учебный кабинет. 5. Оборудованный компьютерный класс. 6. Подключение к сети Интернет. 2.3. Формы аттестации – участие в серии интеллектуальных игр в рамках муниципального экологического марафона «Зеленый поезд». 2.4. Оценочные материалы - тесты, викторины, карточки, практические задания. Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе «Интеллектуальные игры» проводятся: текущий, промежуточный и итоговый контроли. Используются следующие формы выявления, предъявления и фиксации результатов: Формы выявления результатов: анкетирование; тестирование; устный опрос; Формы предъявления результатов: турниры и игры; открытое занятие. Формы фиксации результатов: карта оценки результатов освоения программы; бланк анкеты; опросный лист; грамоты, дипломы. В процессе освоения программы используются следующие диагностические методики: Методика диагностики развития личности ребенка 1. Методика оценки результативности реализации образовательной 12 программы (Приложение 1). 2. Методика самооценки обучающихся и экспертной оценки педагогом компетентности обучающихся (Приложение 2). 3. Методика оценки степени социализированности ребёнка «Оцени себя» (Приложение 3). Методики диагностики изменений системы отношений 1. Методика «Степень участия родителей в образовательном процессе» (Приложение 4). Методики диагностики изменений субъективного уровня: Достижения детей: 1. Методика самооценки обучающихся и экспертной оценки педагогом компетентности обучающихся (Приложение 2». 2. Методика оценки результатов участия детей в конкурсах, интеллектуальных играх и соревнованиях различного уровня (Приложение 5). Таким образом, на протяжении двух лет обучения по данной программе наглядно можно наблюдать динамику развития каждого обучающегося и через анкетирование родителей видеть их ответную реакцию. 2.5. Методические материалы В процессе реализации программы используются следующие методы обучения: Словесные методы обучения: рассказ; беседа. Наглядные методы обучения: демонстрационный; иллюстративный; наблюдения. Практические методы обучения: исполнение (части или целого). Применяются следующие педагогические технологии: здоровьесберегающая; ИКТ технология. Учебно-методический комплекс программы состоит из трех компонентов: 1. учебные и методические пособия для педагога и обучающихся; 2. система средств обучения; 3. система средств контроля результативности обучения. Первый компонент включает в себя списки литературы и интернет-источники, необходимые для работы педагога и обучающихся. Второй компонент – система средств обучения. Организационно-педагогические средства: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа; 13 Дидактические средства: 1. Иллюстративный материал к темам программы. 2. Видеотека. Третий компонент − система средств контроля результативности реализации программы: диагностические и контрольные материалы (диагностические и информационные карты, анкеты для детей и родителей.). 14 3. Список источников 3.1. Список литературы для педагога и детей Документы и материалы: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 года №1726-Р). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 года «1008 г.Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 1. Баландин Б.Б., «1001 вопрос для очень умных». - М.: Рипол классик. 2003. 2. Баландин Б.Б., Большая книга интеллектуальных игр и занимательных вопросов для умников и умниц. - М.,2012. 3. Игра: 2000-2013 гг. (журнал) 4. Интеллектуальные игры: от школьного клуба к чемпионатам мира// информатика. Приложение к газете ПС. № 25-26, - 2002 5. О, счастливчик! сборник игр - М.: Онт Россия, 2002 6. Своя игра: серия книг. 7. Элькони Д.Б., Психология игры. - М.,1989 8. Юный эрудит. 2014 г. (журнал) 9. Павлова С.Г., Развитие интеллекта обучающихся средней и старшей школы в клубе «Что? Где? Когда?» / Статья в интернете. Представлено: Железновой Л.Б. 01.11.02 / 10. www.tvigra.ru - официальный сайт телекомпании «Игра». Содержит наиболее полные сведения о жизни телевизионного клуба. 11. http://www.vi.ru/ - возможность поиграть в «Свою игру», «Устами младенца» и «Сто к одному». 12. https://vk.com/chgk_reu – Официальная группа Клуба знатоков РЭУ им. Г.В. Плеханова. Информация о турнирах, игроках, вопросы и многое другое. 13. https://db.chgk.info/ - «База вопросов «Что? Где? Когда?»» - самый большой банк вопросов в Интернете. Информационные сообщения отличаются крайней степенью субъективности. Прошедшие турниры и чемпионаты мира и Европы, а также и России и др. 15 Приложение 1 Методика оценки результативности реализации образовательной программы Цель: проверка результативности освоения образовательной программы. Ход проведения Проводится в конце учебного года как итоговая диагностика. Может проводиться в несколько этапов, с использованием различных методик в зависимости от параметров результативности реализации образовательной программы. Каждый параметр оценивается по следующим критериям: Очень слабо Критерии оценки уровня результативности низкий уровень высокий уровень Слабо Удовлетворительно Хорошо Очень хорошо 1 2 3 4 5 Параметры и характеристика уровней результативности реализации программы Параметры результативности реализации программы Опыт освоения теоретической информации (объём, Опыт практической деятельности (степень освоения способов Опыт эмоциональноценностных отношений (вклад в формирование личностных качеств обучающегося) Опыт творчества Опыт общения Характеристика уровней результативности низкий уровень высокий уровень результативности результативности Информация не освоена Информация освоена полностью в соответствии с задачами программы Способы деятельности не Способы деятельности освоены освоены полностью в соответствии с задачами программы Отсутствует позитивный Приобретён полноценный, опыт эмоциональноразнообразный, адекватный ценностных отношений содержанию программы опыт (проявление элементов эмоционально-ценностных агрессии, защитных отношений, способствующий Освоены элементы Приобретён опыт репродуктивной, самостоятельной творческой имитационной деятельности деятельности (оригинальность, Общение отсутствовало Приобретён опыт (ребёнок закрыт для взаимодействия и общения) сотрудничества в системах «педагог-обучающийся» и 16 Осознание ребёнком актуальных достижений. Фиксированный успех и вера ребёнка в свои силы Мотивация и осознание перспективы Рефлексия отсутствует Актуальные достижения ребёнком осознаны и сформулированы Мотивация и осознание перспективы отсутствуют Стремление ребёнка к дальнейшему совершенствованию в данной области (у ребёнка Общая оценка уровня результативности: 7-21 баллов - программа в целом освоена на низком уровне; 28-35 баллов - программа в целом освоена на высоком уровне. 17 Карта оценки результативности реализации образовательной программы Название программы: Срок освоения программы: Фамилия, имя, отчество педагога: № п/ п ФИ обучающегос я Параметры результативности реализации программ Опыт освоения теоретическо й информации (объём, прочность, глубина) Опыт практическо й деятельности (степень освоения способов Опыт эмоционально -ценностных отношений Опыт творчеств а Опыт общени я Осознание ребёнком актуальных достижений . Мотивация и осознание перспектив ы Общая оценка уровня результативност и 18 Приложение 2 Методика самооценки обучающимся и экспертной оценки педагогом компетентности обучающегося Цель: диагностика результатов освоения обучающимися образовательной программы. Методика способствует формированию навыка самооценки у обучающихся, а педагогу позволяет осуществлять наблюдение за формированием данного навыка. Проведение методики осуществляется в два этапа. На первом этапе обучающимся предлагается по пятибалльной шкале отметить уровень определённых компетенций, приобретенных в процессе освоения программы. Для этого обучающийся зачёркивает в верхней графе цифру, соответствующую той оценке, которую он готов себе поставить. На втором этапе педагог в нижней графе отмечает свою оценку уровня достижений обучающегося. Перед началом процедуры анкетирования необходимо объяснить, для чего проводится опрос и правила заполнения бланков анкет. Возраст: 7-17 Когда проводится: середина и конец учебного года Обработка анкет и интерпретация результатов. При обработке анкеты ответы группируются по следующим категориям: пункты 1, 2, 9 3, 4 5, 6 7, 8 категории освоение теоретической информации опыт практической деятельности опыт творчества опыт сотрудничества компетенции учебно-познавательная информационная, учебно-познавательная личного самосовершенствования коммуникативная Самооценка обучающегося и экспертные оценки педагога суммируются, вычисляется среднеарифметическое значение по каждому пункту анкеты, и далее по освоению программы в целом. При желании можно нарисовать диаграмму или схему для большей наглядности преставления результата. Данное анкетирование позволяет не только определить уровень сформированности компетенций обучающихся, но и выявить особенности их самооценки на основании сравнения мнения детей с мнением педагога. Итоги анкетирования могут быть учтены педагогом в учебной и воспитательной работе, при предъявлении результатов освоения обучающимися образовательных программ. Анализ полученных данных, их динамики может стать предметом разговора с родителями. Если программа рассчитана на один год, анкетирование уместно проводить в середине года, когда половина занятий позади, и в конце года, когда закончился учебный год, а затем провести сравнение. Необходимо проследить динамику освоения программы, которую уместно приобщить к материалам портфолио педагога. Если программа рассчитана на несколько лет, необходимо проводить анкетирование ежегодно. 19 Карта самооценки обучающимся и экспертной оценки педагогом компетентности обучающегося Оцените, пожалуйста, по пятибалльной шкале знания и умения, которые вы получили, в истекший период учебного года, при этом зачеркните соответствующую цифру (1 – самая низкая оценка, 5 – самая высокая). № 1 Характеристика знаний, умений, навыков Освоил теоретический материал по разделам и темам программы (могу ответить на вопросы педагога) Сумма баллов Шкала оценки 1 2 3 3 Понимаю специальные термины, используемые на занятиях 1 2 2 Научился использовать полученные 1 на занятиях знания в практической деятельности 2 3 4 Умею выполнить практические задания, которые дает педагог 1 5 Научился самостоятельно выполнять творческие задания 6 4 результат 5 4 5 3 4 5 2 3 4 5 1 2 3 4 5 Умею воплощать свои творческие замыслы 1 2 3 4 5 Могу научить других тому, чему научился сам на занятиях 1 2 3 4 5 7 8 Научился сотрудничать с ребятами в решении поставленных задач 1 2 3 4 5 9 Научился получать информацию из различных источников 1 2 3 4 5 10 Мои достижения в результате занятий 1 2 3 4 5 20 Приложение 3 Методика оценки степени социализированности ребёнка «Оцени себя» Цель: выявить уровень социальной адаптации, активности, автономности, воспитанности обучающихся. Ход проведения. Обучающимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале: 4 − всегда; 3 − почти всегда; 2 − иногда; 1 − очень редко; 0 − никогда. Предлагаемые суждения. 1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей. 2. Считаю, что надо чем-то отличаться от других. 3. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха. 4. Я умею прощать людей. 5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи. 6. Мне хочется быть впереди других в любом деле. 7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав. 8. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни. 9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие. 10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение. 11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю. 12. Мне нравится помогать другим. 13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили. 14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться. 15. Стремлюсь побеждать и выигрывать. 16. Переживаю неприятности других, как свои. 17. Стремлюсь не ссориться с товарищами. 18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие. 19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца. 20. Стараюсь защищать тех, кого обижают. 21 Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого обучающегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка. №1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8 №9 № 10 № 11 № 12 № 13 № 14 № 15 № 16 № 17 № 18 № 19 № 20 Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной адаптированности обучающихся получают при сложении оценок за 1,5,9,13,17 суждения и деления этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций с оценками за 2,6,10,14,18 суждения. Оценка социальной активности по оценкам за 3,7,11,15,19 суждения. Оценка нравственности по оценкам за 4,8,12,16,20 суждения. Для удобства подсчета можно пользоваться таблицей, предложенной для ответов обучающимся. Если получаемый коэффициент больше трех баллов, то можно констатировать высокую степень (уровень) развития социальных качеств. Если коэффициент от двух до трех баллов – средний уровень. Если коэффициент меньше двух баллов – низкий уровень. 22 Информационная карта «Оцени себя» Фамилия, имя обучающегося: Возраст: Название программы: Год освоения программы: Дата заполнения карты: Прочитайте (прослушайте) 20 суждений и оцените степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале: 4 − всегда; 3 − почти всегда; 2 − иногда; 1 − очень редко; 0 − никогда. № высказывания №1 №2 №3 №4 результат ответ по цифровой шкале № высказывания №5 №6 №7 №8 ответ по цифровой шкале № высказывания №9 № 10 № 11 № 12 ответ по цифровой шкале № высказывания № 13 № 14 № 15 № 16 ответ по цифровой шкале № высказывания ответ по цифровой шкале № 17 № 18 № 19 № 20 23 Приложение 4 Методика «Степень участия родителей в образовательном процессе» Цель: узнать мнение родителей (законных представителей) о качестве образования по данной программе и определить степень заинтересованности родителей в учебном процессе ребёнка. Обработка полученных данных По каждому вопросу ответы группируются по содержанию, определяется наибольшее совпадение ответов и фиксируется общая тенденция мнений. Результаты оформляются в виде таблицы, диаграммы, графика. 24 Опросный лист «Степень участия родителей в образовательном процессе» Уважаемые родители! Мы обращаемся к вам с надеждой выявить проблемы, которые волнуют Вас, детей, хотели бы посмотреть на свою работу Вашими глазами, чтобы усовершенствовать ее с учетом ваших пожеланий. Просим ответить на наши вопросы, но если Вы на какой-то вопрос затрудняетесь ответить, можете его оставить без ответа. № Вопрос 1. Видите ли Вы результаты обучения? 2. Делится ли ребенок впечатлениями от занятий? Как ощущает Ваш ребенок учебную нагрузку? Какие трудности испытывает Ваш ребёнок: 3. 4. Ответ общении с педагогом в общении с детьми в освоении программы другие трудности (укажите какие) a. b. c. d. В 5. Ваше мнение о проведенных мероприятиях, открытых уроках, праздниках, концертах. Укажите, пожалуйста, свою фамилию, имя, отчество: Дата Благодарим Вас за сотрудничество! 25 Приложение 5 Методика оценки результатов участия детей в конкурсах, фестивалях и соревнованиях различного уровня Цель: Фиксация и оценка результатов участия детей в конкурсах, фестивалях, соревнованиях различного уровня, то есть для оценки «внешних» достижений. Возраст: любой Проводится два раза в год по итогам первого полугодия и года. Фиксируются следующие формы «внешнего» предъявления достижений обучающихся: конкурсы, соревнования, олимпиады, игры, турниры и другое. При заполнении карты целесообразно указывать названия и даты мероприятий. Достижения фиксируются на 3-х уровнях: 1) учреждения; 2) города (района); 3) международном и российском. Определяются качественные показатели результата: 1) участие; 2) призовые места, дипломы; 3) победитель. Обработка и интерпретация данных. Каждому показателю в зависимости от степени значимости соответствует определенный балл. В табличке проставляйте тот балл, который указан под названием достижения. После заполнения таблицы суммируются все поставленные обучающемуся баллы, и подводится общий итог. По сумме баллов определяется рейтинг обучающихся в учебной группе. При регулярном проведении методика позволяет зафиксировать динамику достижений обучающихся, а также стимулировать их творческую активность. Озвучивать результаты следует корректно, так как дети с заниженной самооценкой могут воспринять их как сигнал не успешности. 26 Информационная карта результатов участия детей в конкурсах, фестивалях и соревнованиях различного уровня. Фамилия, имя обучающегося:___________________________________________________ Возраст: Название программы: _______ Год освоения программы:__________________________________ Дата заполнения карты: _____ Уровень участия город Победитель Участие (выступление) Призер, дипломант Победитель участие (выступление) Призер, дипломант Победитель участие (выступление) Призер, дипломант Победитель российский, международный Призер, дипломант район Участие (выступление) Формы предъявления учреждение достижений 1 2 3 2 3 4 3 4 5 4 5 6 Конкурсы Смотры Фестивали Выставки Соревнования Конференции, семинары, круглые столы, чтения Олимпиады Концерты Другое Итого: Общая сумма баллов: 27