Дети должны жить в мире красоты и фантазии, сказки, музыки, творчества. В.А. Сухомлинский ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа драмстудии «Самрцветы» составлена на основе нормативноправовых документов: Закона Российской федерации «Об образовании» 2013г Постановление главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; ФГОС начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего образования») Отличительная особенность программы: деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера спектакля; принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология, вокал); принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности. Средствами театральной деятельности реализуется формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазировании. Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувств. В начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность, что является базой построения программы деятельности драмстудии. Направленность программы художественно – эстетическая, общекультурная, по форме организации кружковая, рассчитанной на 1 год. Цели: совершенствование художественного вкуса учащихся, воспитание их нравственных и эстетических чувств, обучение умению чувствовать и ценить красоту; развитие творческих способностей младших школьников, их речевой и сценической культуру, наблюдательности, воображения, эмоциональной отзывчивости. 1 Задачи кружковой деятельности: помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость», формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве, развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства, раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации актерских возможностей, воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру, развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми, доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками; знакомить детей с театральной терминологией; с видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в общественных местах. Формы и методы работы. Форма занятий – колективая, групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции. Основными формами проведения занятий являются: театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, спектакли и праздники. Результаты освоения программы внеурочной деятельности: Личностные универсальные учебные действия -готовность и способность к саморазвитию; -развитие познавательных интересов, учебных мотивов; -знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.) Регулятивные универсальные учебные действия -оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной оценки; -вносить необходимые коррективы; -уметь планировать работу и определять последовательность действий. Познавательные универсальные учебные действия - самостоятельно включаться в творческую деятельность -осуществлять выбор вида чтения в зависимости от цели Коммуникативные универсальные учебные действия -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в Планируемые результаты реализации программы : 2 В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами, воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням. В основу проекта театральной деятельности были положены следующие принципы: принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении; принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям; принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся; принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу. Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий: игра беседа иллюстрирование изучение основ сценического мастерства мастерская образа мастерская костюма, декораций инсценирование прочитанного произведения постановка спектакля посещение спектакля работа в малых группах актёрский тренинг экскурсия выступление Предполагаемые результаты реализации программы ученик, овладевший способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний, соответствующими возрасту детей 3 Основные разделы программы № раздела 1 2 3 4 5 Тема Количество часов Раздел «Мы играем – мы мечтаем!» Раздел «Театр» Раздел «Основы актёрского мастерства» Раздел «Театр» Раздел «Наш театр» Итого: Теория 7 Практика 7 Всего 14 13 12 13 12 26 24 24 16 71 24 16 71 48 32 144 Учебно – тематический план № п/п 1-12 13-20 21-24 25-28 29-36 37-56 57-60 61-64 65-72 73-76 87-84 85-88 89-92 93-96 97-100 101-104 Тема Количество часов Теория 20 Практика Всего 6 6 12 4 4 8 26 2 2 4 5 2 2 4 5 4 4 8 10 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 4 4 4 4 4 Зритель в зале. 2 2 4 Раздел «Театр» Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные жанры. Основы актёрского мастерства 42 2 2 4 2 2 2 2 4 4 Раздел «Мы играем – мы мечтаем!» Игры на развитие внимания и воображения. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. Раздел «Театр» Дорога в театр. В театре. Как создаётся спектакль. Конструирование и модлирование Раздел «Основы актёрского мастерства» Мимика. Пантомима. Театральный билет. Театр кукол. Музыкальный театр. Цирк. Музыкальное сопровождение. Звуки и шумы. 28 4 105-108 117-120 121-124 125-130 131-134 135-142 143-146 147-152 151-192 Язык жестов. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Считалка. Скороговорка. Искусство декламации. Раздел «Наш театр» Инсценирование русских народных сказок, пьес к праздникам и мини спектаклей для мероприятий разного уровня. Итого: 2 2 2 2 2 1 2 2 28 28 2 2 2 2 2 1 2 2 4 4 4 4 4 2 4 4 71 71 144 Календарный учебный график № дата тем форма занятия тема занятия кол-во часов место проведения форма контроля Сентябрь 2. 13.09 Теоритиче ское и практичес кое занятие Праздник «Мы мечтаем, мы играем» 2 Занятие в кабинете Фотомате риал 3. 16.09 Посещени е театра Спектакль «В королевстве кривых зеркал» 2 ДКЖ Понимани е содержан ия .Опрос 5. 20.09 Игровое занятие 2 Занятие в кабинете Опрос. Беседа 6. 23.09 Теоритиче ское и практичес кое занятие Подготовка мини спектакля для первоклассников «Вот и в школу мы пошли» 2 Занятие в кабинете Опрос. Беседа 8. 27.09 Выступле Выступление в 1х 2 Актовый Опрос. 5 9. 30.09 ние классах Игровое занятие Игра «У нас, артистов…» зал школы Беседа 2 Занятие в кабинете Опрос. Беседа 2 Занятие в кабинете Опрос. Беседа Октябрь 11 4.10 Практику м 12 7.10 Выступле ние Выступление к Дню учителя 2 Актовый зал Фотомате риал 14 18.10 Игровое занятие Мы играем в театр 2 Занятие в кабинете Фотомате риал 15 21.10 Теоритиче ское и практичес кое занятие Сказка «Теремок» Чтение, иллюстрирование 2 Занятие в кабинете Опрос. Беседа 17 25.10 Теоритиче ское и практичес кое занятие «Улыбка». Песня и сказка 2 Занятие в кабинете Опрос. Беседа 19 31.10 Теоритиче ское и практичес кое занятие Подготовка и 2 ДКЖ Фотомате риал выступление «Мы первоклассники» ноябрь 20 1.11 Теоритиче ское и практичес кое занятие Мимика. Изготовление движущейся модели лица человека Опрос. Беседа 21 4.11 Теоритиче ское и практичес кое занятие Носов «Фантазеры» Игра Опрос. Беседа «Фантазеры – это мы!» 6 23 8.11 Теоритиче ское и практичес кое занятие Кукла. Откуда она? Опрос. Беседа 24 11.11 Выступле ние Разные куклы - артисты Опрос. Беседа 26 15.11 Практику м Наряд для куклы 2 Занятие в кабинете Фотомате риал 27 18.11 Выступле ние Презентация «Я кукла» 2 Занятие в кабинете Фотомате риал 29 22.11. Теоритиче ское и практичес кое занятие Скороговорка-часть устного народного вочества 2 Занятие в кабинете Опрос. Беседа 30 25.11 Теоритиче ское и практичес кое занятие Скороговорка 2 Занятие в кабинете Опрос. Беседа 32 29.11 Теоритиче ское и практичес кое занятие Мимика и жесты. 2 Занятие в кабинете Опрос. Беседа декабрь 33 2.12 Экскурсия Экскурсия в лес. Зимние узоры 2 Сосновый бор Фотомате риалы 35 6.12 Экологиче ская игра «Умей видеть» 2 Занятие в кабинете Лист соревнова ний 36 9.12 Теоритиче ское и практичес кое занятие Изо «Наш город в убранстве матушкиЗимы» 2 Занятие в кабинете Фотомате риалы 7 38 13.12 Теоритиче ское и практичес кое занятие 39 17.12 Практичес кое занятие 40 19.12 42 Обсуждение, разработка и постановка спектакля «Смелая минутка». Роли. Декорации Музыкальное сопровождение. 2 Занятие в кабинете Опрос. Беседа 2 Занятие в кабинете Фотомате риалы Практичес кое занятие 2 Занятие в кабинете Выставка 23.12 Практичес кое занятие 2 Занятие в кабинете Фотомате риалы 44 27.12 Практичес кое занятие 2 Занятие в библиотеке Фотомате риалы 45 30.12 Выступле ние 2 Занятие в кабинете Фотомате риал Выступление перед учениками 5в класса МАОУ СОШ № № 21 январь 47 17.01 Практическ ое занятие Конкурс снеговиков 2 Занятие в кабинете Конкурсн е выступлен ие 48 20.01 Практическ ое занятие Ритм и темп речи. 2 Занятие в кабинете Опрос. Беседа 50 24.01 Интерактив ная игра Считалочка - игралочка 2 Спортзал школы Фотомате риал 51 27.01 Практическ ое занятие 2 Занятие в кабинете Опрос. Беседа 53 31.01 Практикум 2 Занятие в кабинете Фотомате риал 2 Актовый зал Опрос. Беседа Мы создаем спектакль Февраль 54 3.02 Практикум Искусство декламации. 8 Пальчиковый театр 2 Библиотечн Фотомате ый центр риал школы 10.02 Экскурсия Подготовка выступления агитбригады. 2 Музей казачества Фотомате риал 59 14.02 Практикум 2 Занятие в кабинете Опрос. Беседа 60 17.02 Музыкальное и хореографическое сопровождение выступления агитбригады 2 Занятие в кабинете Опрос. Беседа 62 21.02 63 24.02 Выступлен ие Конкурс стихов 2 Актовый зал 64 27.02 Теоритичес кое и практическ ое занятие Пальчиковый театр 2 Библиотечн Фотомате ый центр риал школы 65 28.02 Теоритичес кое и практическ ое занятие Конструирование 2 Занятие в кабинете Выставка 2 Занятие в кабинете Конкурсн е выступлен ие 56 7.02 57 Практическ ое занятие Актовый ал Конкурсн е выступлен ие Зритель в зале Конкурсн е выступлен ие март 66 3.03 Теоритиче ское и практичес кое занятие Подготовка по группам сцен для праздника мам Конкурс стихов 68 7.03 Выступле ние Праздник для мам с элементами театрализации 2 Актовый зал Фотомате риал 69 10.03 Игровое занятие Театральный билет 2 Занятие в кабинете Фотомате риал 9 71 14.03 Практичес кое занятие 72 17.03 Практичес кое занятие 74 21.03 Музыкаль ное занятие 75 24.03 77 78 Музыкальное сопровождение. Звуки и шумы 2 Кабинет музыки Фотомате риал 2 Кабинет музыки Опрос. Беседа Весенние песенки 2 Кабинет муыки Опрос. Беседа Практичес кое занятие Моделирование «Мой маленький дружок» 2 Занятие в кабинете Выставка 28.03 Игровое занятие Пантомима. Сцены в группах 2 Занятие в кабинете Опрос. Беседа 31.03 Игровое занятие 2 Занятие в кабинете Фотомате риал апрель 80 4.04 Психологи Игры на развитие ческое памяти, внимания и занятие мышления 2 Кабинет психолога Опрос. Беседа 81 7.04 Игровое занятие 2 Занятие в кабинете Опрос. Беседа Цирк. История возникновения. Мы играем в цирк. 83 11.04 Практику м Сочиняем мы стихи. 2 Занятие в кабинете Опрос. Беседа 84 14.04 Практику м Волшебные цепочки слов 2 Занятие в кабинете Опрос. Беседа 86 18.04 Практику м Русская народная сказка 2 Занятие в кабинете Опрос. Беседа 87 21.04 Практику м 2 Занятие в кабинете Фотомате риал 88 24.04 Игровое занятие Искусство декламации. Инсценировка сюжета сказок 2 Занятие в кабинете Опрос. Беседа 90 28.04 2 Актовый Опрос. 10 зал Беседа Май 91 5.05 Практику м Декламация стихов и театрализованных «зарисовок» к 9 мая 2 Занятие в кабинете Конкурсн е выступлен ие 93 12.05 Игровое занятие 2 Занятие в кабинете Фотомате риал 94 15.05 Практику м 2 Занятие в кабинете Опрос. Беседа 95 16.05 Практику м Обсуждение, разработка и постановка спектакля «Здравствуй, лето!». Роли. Декорации Музыкальное сопровождение. 2 Занятие в кабинете Опрос. Беседа 96 19.05 Практику м 2 Занятие в кабинете Фотомате риал 98 23.05 2 Актовый зал Фотомате риал 99 26.05 2 Актовый зал Фотомате риал 101 30.05 2 Актовый зал Фотомате риал Спектакль «Здравствуй, лето!» Игровое занятие Итоговое занятие. Итого часов по программе: 144 Список рекомендованной литературы: 1. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. М.: «Первое сентября», 2000. 2. Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009. 3. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990. 4. Как развивать речь с помощью скороговорок? http://skorogovor.ru/интересное/Какразвивать-речь-с-помощью-скороговорок.php 11 5. Программы для внешкольных учреждений Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981. и 6. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/ 12 общеобразовательных школ.