1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение регламентирует порядок разработки и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ педагогов МАУДО «ЦДОД «Дар». Положение разработано в соответствии со следующими нормативными документами: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ, в котором предопределена необходимость и обязательность учебного плана как компонента нормативнорегулирующей деятельности учреждения и предоставлено право самостоятельного выбора учебного плана в соответствии с целями, концепцией деятельности, параметрами содержания образовательных программ; - Приказ Министерства Просвещения РФ №196 от 9.11.2018г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» - Концепция «Развитие дополнительного образования детей» (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р); - СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (зарегистрировано 18 декабря 2020); - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» (Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242); - Устав муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей «Дар» (далее МАУДО «ЦДОД «Дар»). Все перечисленные документы должны быть указаны в пояснительной записке Программы. 1.2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее - Программа) - нормативный документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания курса дополнительного образования детского объединения, формы, методы и приемы организации образовательного процесса. Содержание Программ соответствует запросам детей и их родителей, социума, а также заказа общества и государства. В МАУДО «ЦДОД «Дар» реализуются Программы для детей преимущественно с 5 до 18 лет, а также для дошкольников. Количество учащихся в объединении определяется Программой и составляет от 5 до 30 человек. Объединения могут быть одновозрастными и разновозрастными. Количество учащихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность и периодичность учебных занятий в объединении зависят от направленности Программ. Продолжительность учебного года по Программе составляет 36 недель. Начало учебного года - 1 сентября (для групп первого года обучения начало занятий возможно с 15 сентября), завершение - 31 мая. Продолжительность краткосрочных Программ составляет 6-8 недель. 1.3. Цель Программы - планирование, организация и управление образовательным процессом в детских объединениях МАУДО «ЦДОД «Дар» в ходе реализации Программы. 1.4. Задачи программы: - определить содержание, объем, порядок реализации Программы с учетом ее целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса МАУДО «ЦДОД «Дар» и контингента учащихся; - обеспечить реализацию возможностей развития детей с учетом их возрастных и психофизических особенностей, а также с учетом особенностей современного социального пространства и окружающей среды. 1.5. Функции Программы: - нормативная – Программа является документом, обязательным для выполнения в полном объеме; - целеполагание - определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в определенную направленность образовательного процесса; - определения содержания образования - фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащихся (требования к уровню освоения) и достижение практического результата; - процессуальная - определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения; - диагностическая - устанавливает уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся. 2. Содержание Программы Содержание Программы должно быть направлено на: 2.1. создание условий для развития личности ребенка, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, художественно эстетическом, нравственном и физическом развитии; 2.2. развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; 2.3. обеспечение эмоционального благополучия детей, укрепление их психического и физического здоровья; 2.4. приобщение учащихся к ценностям и традициям российского государства; 2.5. профилактику асоциального поведения; 2.6. создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграцию в системе мировой и отечественной культур; 2.7. поддержание и сохранение семейных ценностей; 2.8. социализацию учащихся; 2.9. приобретение опыта профессионального и личностного самоопределения. 3. Технология разработки Программы 3.1. Программа составляется педагогом (авторским коллективом педагогов) дополнительного образования, ежегодно корректируется и утверждается на педагогическом совете перед началом учебного года. 3.2. Проектирование содержания Программы осуществляется индивидуально каждым педагогом (авторским коллективом педагогов) в соответствии с уровнем профессионального мастерства и авторским видением достижения целей Программы. 3.3. Допускается разработка Программы несколькими педагогами одного направления. 3.4. Комплексные программы, реализуемые несколькими педагогами, разрабатываются этим коллективом педагогов. 4. Структура Программы 4.1. Структура Программы включает в себя следующие элементы: - титульный лист (название Программы); - введение; - информационный паспорт содержит информацию о характеристиках Программы. 4.2. Комплекс основных характеристик Программы: - пояснительная записка: - цели и задачи программы; - учебно-тематическое планирование на текущий учебный год; - содержание изучаемого курса; - планируемый многоаспектный результат реализации Программы по каждому году обучения; 4.3. Комплекс организационно-педагогических условий: - организация системы мониторинга; - календарный (тематический) учебный график; - условия реализации; - методическое обеспечение образовательного процесса; - список использованной литературы; - приложения к Программе; 4.4. Титульный лист - структурный элемент Программы, включающий сведения о названии Программы, (которое должно отражать ее содержание), срок реализации, направленность, возраст учащихся, тип программы, авторство. (Приложение 1) 4.5. Введение - структурный элемент Программы, в котором обосновывается актуальность данной Программы в конкретном социуме, дано описание авторских подходов и особенностей Программы. 4.6. Пояснительная записка - структурный элемент Программы, в котором описаны срок реализации Программы (с обоснованием), характеристика возрастных особенностей учащихся, описание социальной ситуации развития личности, ведущей деятельности на каждом возрастном этапе, наиболее существенные личностные новообразования, характеристика режима работы с детьми, принципы, на которых базируется данная Программа, педагогическая целесообразность, отличительные особенности Программы от существующих Программ. В пояснительной записке дается описание цели, задач, форм, режима занятий, ожидаемых результатов освоения Программы учащимися (предметных, метапредметных, личностных), наличие регионального компонента, обоснованность условий реализации Программы (материальных, методических, информационных, нормативных). В пояснительной записке к Программе следует раскрыть: - на основе, какой конкретной программы (базовой, авторской или другой) разработана Программа; - обоснованность продолжительности реализации Программы; - авторские подходы, новизна, актуальность; - внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование; - направленность дополнительной образовательной программы; - цель и задачи Программы; - возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы, их возрастные особенности; - обоснованность и разнообразие методов, форм, педагогических технологий; - вариативность содержания Программы, возможность построения индивидуального образовательного маршрута учащимися; - сроки реализации Программы (продолжительность образовательного процесса, этапы); - ожидаемые результаты (предметные, надпредметные и личностные) и способы определения результативности; - формы подведения итогов реализации Программы (конкурсы, выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.); - наличие регионального компонента, как одной из содержательных линий Программы в соответствии с профилем коллектива; - интегративность, преемственность содержания Программы, межпредметные связи, уровень обеспечения сетевого взаимодействия; - значимость программы для ребенка, социума, системы образования. 4.7. Учебно-тематический план - структурный элемент Программы, составляемый в виде таблицы, содержащей наименование тем занятий с указанием количества часов, отведенных на изучение темы, включая также количество часов, отводимых на социально- значимую деятельность (Приложение 2). Учебный план определяет продолжительность реализации Программы, годовую и недельную нагрузку на учащегося. Наполняемость объединений устанавливается в количестве от 5 до 30 человек. Рекомендуемая наполняемость групп составляет: Направленно 1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения сть и свыше мин. мах. мин. мах. мин. мах. Художественн 15 30 12 30 10 30 ая Естественнона 15 30 12 30 10 30 учная Туристско15 30 12 30 10 30 краеведческая Техническая 12 30 10 30 10 30 Социальнопедагогическа я Дети с ОВЗ 15 30 12 30 10 30 8 30 8 30 8 30 Детиинвалиды НОУ 5 8 5 8 5 8 5 5 5 5 5 5 В детских объединениях, организованных на базе одного класса наполняемость допускается до 30 человек, но не менее установленной нормативной численности. Длительность и периодичность занятий в детских объединениях МАУ ДО «ЦДОД» Возраст Длительность Недельная Периодичность учащихся занятий нагрузка занятий Группы 20 - 30 мин до 4 часов 1 раз в неделю по 1-3 часа дошкольного обучения 2 раза в неделю по 1-2 часа Начальная 40 мин до 9 часов 1 раз в неделю по 1ступень 3часа 2 раза в неделю по 13часа Средняя и старшая ступень 40 мин до 9 часов Дети с ОВЗ, дети-инвалиды 30 мин до 9 часов 3 раза в неделю по 1-3 часа 1 раз в неделю по 13часа 2 раза в неделю по 13часа 3 раза в неделю по 1-3 часа 1 раз в неделю по 13часа 2 раза в неделю по 13часа 3 раза в неделю по 1-3 часа 4.8. Содержание изучаемого курса - структурный элемент Программы, включающий расширенное описание тем, вошедших в учебно-тематический план, описание форм проведения занятий как теоретической, так и практической деятельности, описание видов практической работы. 4.9. Планируемый многоаспектный результат реализации Программы структурный элемент Программы, в котором указываются приобретенные предметные и метапредметные результаты, показатели и уровни личностного развития. Результаты необходимо соотнести с целями, задачами и содержанием Программы. 4.10. Методическое обеспечение образовательной Программы структурный элемент Программы, содержащий обзор методических разработок и дидактических материалов педагога, описание педагогических технологий, используемых в образовательном процессе. Указываются особенности организации образовательного процесса – очно, очно-заочно, дистанционно. 4.11. Информационные источники – структурный элемент Программы, включающий нормативно-правовой блок, перечень использованной автором литературы, интернет-ресурсы. Содержит нормативно-правовые документы, литературу для педагогов, учащихся, родителей. 4.12. Календарный учебный график – раздел Программы, определяющий количество учебных недель, учебных дней, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов, а также сроки контрольных процедур, организованных выездов, экспедиций. График является обязательным приложением к образовательной программе и составляется для каждой группы, обновляется ежегодно (Приложение 3). 5. Типы программ, реализуемые в МАУДО «ЦДОД «Дар». 5.1. Программы, реализуемые в МАУДО «ЦДОД «Дар» могут соответствовать одному из видов по следующей классификации: - Модифицированная программа. В ее основу положена типовая (примерная) либо программа какого-либо автора, без изменений основных дидактических подходов. Модифицированной ее делают те изменения, которые вносит в исходную программу педагог с учетом особенностей возраста, уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Новизна таких программ обусловлена усовершенствованием уже существующих учебных программ аналогичного содержания. Педагог вносит изменения в структуру программы, перегруппировывает тематику занятий, отдельные вопросы плана, уточняет элементы методического аппарата. - Авторская программа содержит либо новые образовательные концепции ранее изучаемых дисциплин, либо инновационные методики обучения. Статус авторской должен быть закреплен на уровне края, России. Авторская программа – это существенно новая по содержанию программа, отличающаяся новизной замысла, собственной концептуальной основой и новыми методическими идеями, а также может предлагать и новую логику разработки содержания всех структурных разделов, требует новых условий по обеспечению ее реализации. 5.2. По структуре содержания и организации процесса педагогической деятельности программа может быть составлена по одному или нескольким из следующих способов: - Интегрированные программы – межпредметные программы, изучающие несколько отраслей науки в едином ключе; - Комплексные программы – включают несколько направлений деятельности, работу многих коллективов, направленную на реализацию единой цели; - Модульные программы – составлены из самостоятельных целостных блоков. Модули программы могут входить и как составные части в интегрированные и комплексные программы, либо использоваться в качестве самостоятельной программы; - Целевые программы – для особой категории детей: одаренных, детей группы риска и СОП. - Адаптированные программы – для детей с ОВЗ и детей – инвалидов. 5.3. По содержанию деятельности: - Познавательные программы направлены на углубление и развитие интеллекта и потребностей детей и подростков; - Профессиональные пробы – направлены на получение навыков конкретной деятельности, профориентацию; - Научно – исследовательские программы – ориентированы на индивидуальную поисковую и научную деятельность ребенка; - Досугово-образовательные программы – ориентированы на отработку навыков социального взаимодействия и присвоение ценностных и нравственных установок. 6. Разработка Программы 6.1. Программа разрабатывается педагогами дополнительного образования самостоятельно в соответствии с федеральными, региональными и муниципальными нормативными документами, а также в соответствии с настоящим Положением. 6.2. К разработке Программы могут привлекаться методисты, квалифицированные педагоги, заместители директора. 6.3. В процессе разработки Программы педагоги могут пользоваться типовыми программами по направлениям деятельности, по согласованию и со ссылкой на источники, – программами других педагогов, со ссылкой на источники – авторскими ДООП и программами, размещенными в сети Internet. 7. Оформление Программы. 7.1. Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman №12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст. 8. Утверждение Программы. 7.1. Программа утверждается ежегодно в начале учебного года (до 15 сентября текущего года) приказом директора МАУДО «ЦДОД «Дар». 7.2. Утверждение Программы предполагает следующие процедуры: - обсуждение Программы на заседании Педагогического совета; - утверждение директором и издание приказа по учреждению. 7.3. При несоответствии Программы требованиям, установленным данным Положением, директор Учреждения накладывает резолюцию о необходимости доработки Программы с указанием конкретного срока исполнения. 8. Порядок внесения изменений в Программы 8.1. Изменения в дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы вносятся ежегодно. 8.2. Изменения в Программу вносятся на новый учебный год в случаях: изменения нормативно-законодательной базы; изменения плана воспитательной работы, плана методической работы, плана работы с родителями; в случае изменения названия программы; - изменения контингента учащихся по годам обучения; - Приложение 1 ОБРАЗЕЦ Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей «Дар» ПРИНЯТО решением Педагогического совета МАУДО «ЦДОД «Дар», протокол от «__»_________20_г. № __ УТВЕРЖДАЮ Директор ____________Т.Б.Пушкрева приказ от «__»_____20_г. № __ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Название программы» Направленность Возраст учащихся Срок реализации Автор-разработчик: Педагог дополнительного образования – (ФИО, категория, отраслевая награда) Кунгурский муниципальный округ, 20 ___ Приложение 2 ОБРАЗЕЦ Учебно-тематический план 1 год обучения, 72 часа № п/п Наименование раздела, темы 1 2 … n ИТОГО: Количество часов Всего в том в том числе числе теория практик а Форма подведения итогов Приложение 3 ОБРАЗЕЦ Календарный учебный график на 20__-20___ учебный год Педагог дополнительного образования: ____________________________________ Год обучения – Группа № Детское объединение: ___________________________________________________ № Дата Форма занятия Коли чест Место во проведе часо ния в Тема занятия Сентябрь Октябрь Ноябрь Май Итого: Форма контроля